Статья Включение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебный процесс как инструмент реализации новых педагогических технологий с целью повышения мотивации к изучению математики.
Включение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебный процесс как инструмент реализации новых педагогических технологий с целью повышения мотивации к изучению математики.
ВведениеВ настоящее время одной из главных тенденций развития информатизации образования в большинстве цивилизованных стран мира становится комплексное применение средств интерактивных технологий в составе конкретных предметных интерактивных кабинетов.
Общеизвестно, что существует как минимум две модели применения интерактивных технологий в обучении. Первая модель – это применение интерактивных технологий в рамках традиционно сложившейся системы обучения в качестве интерактивного средства поддержки и сопровождения процесса обучения. Данная модель была доминирующей двадцать и даже десять лет назад, что было вполне оправданно. Дидактические возможности современных интерактивных средств обучения настолько широки, что эта модель не позволяет в полной мере повысить эффективность и качество обучения. Сейчас более актуальна вторая модель – это построение учебного процесса исходя из целей обучения и дидактических возможностей интерактивных средств обучения. Именно она в полной мере позволяет раскрыть дидактические возможности интерактивных средств обучения, значительно повысить качество образования.
Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение, как в самом учебном процессе, так и в учебных материалах. С каждым годом все проблематичнее становится производство традиционных бумажных учебников и учебных пособий, содержательный материал которых, зачастую, перестает быть актуальным еще до их попадания в учебные заведения. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может являться разработка электронных средств обучения практически по всем дисциплинам и их публикация в мировых телекоммуникационных сетях или на информационных носителях, предоставляющих возможность несложного оперативного тиражирования. Данное утверждение основано, в первую очередь, на возможности динамического изменения и дополнения содержания электронных средств обучения в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науке, культуре и пр.
Актуальность
За годы педагогической деятельности я не раз задавалась вопросом, как лучше и доступнее донести до обучающихся основы математических знаний, как заинтересовать их и повысить мотивацию к изучению не простого для многих предмета математики.
Современные подходы к обучению математике предполагают, что обучающиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни. При этом выделяют ключевые (информационная, коммуникативная и др.) общепредметные и предметные компетенции. Использование Цифровых Образовательных Ресурсов (далее, ЦОР) в процессе обучения математике наряду с предметными компетенциями способствует эффективному формированию информационной компетенции, общепредметной компетенции, связанной с математическим моделированием. Учитывая их структуру (включающую знания, умения, способы деятельности, опыт творческой деятельности и систему ценностных отношений) возникает необходимость изменения характера познавательной деятельности обучаемых. Овладение обучающимися образовательными компетенциями должно предполагать активное включение их в практическую деятельность, благодаря которой, человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества. Кроме этого, важным результатом образования является развитие личностных качеств, обеспечивающих успешную адаптацию в социуме: активность, мобильность, самостоятельность.
Теоретическое обоснование опыта
На сегодняшний день, изучив и проанализировав огромное количество ЦОР и ЭОР, проведя методические исследования эффективности их применения на моих уроках в течении нескольких лет, с разным контингентом обучающихся, могу сказать, что систематическое включение ЦОР И ЭОР в учебную деятельность на разных этапах урока существенно помогают мне как преподавателю развить и сохранить интерес к математике, сделать предмет более доступным и понятным.
Что такое Цифровые образовательные ресурсы
О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало. С 1986 года, когда компьютеры впервые пришли в образовательные учреждения, прошло уже более 25 лет, за это коренным образом сменили друг друга несколько концепций применения вычислительной техники в учебном процессе, – не говоря уже о том, что коренным образом сменился парк самой этой вычислительной техники и ее программного обеспечения. И вот сегодня мы снова наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Каковы их преимущества по сравнению с обучающими программами, использовавшимися прежде?
Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Если трактовать это название более широко, в соответствии с указанным выше смыслом, то в качестве «ЦОРа» мы должны будем признать любой фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, тест, интерактивную модель (в том числе – «виртуальную лабораторию», позволяющую свободно манипулировать представленными в ней модельными объектами в рамках представленной модельной среды) и т.д. Причем такое определение ЦОРа ничего не говорит ни о его целевом назначении (кроме того, что оно является образовательным), ни о полноте изложения учебного материала, ни даже о том, создан ли этот объект или просто «переконвертирован» в цифровой формат путем сканирования или иного способа «оцифровки».
В отличие от такой вольной трактовки, «официальная» терминология, принятая, в частности, в документах НФПК (Национального фонда подготовки кадров) при организации различных грантовых программ и тендеров на разработку программных средств образовательного назначения, предусматривает более узкие и жесткие рамки понимания этого названия. Согласно этой терминологии, в настоящее время предлагается к разработке и применению в учебном процессе три категории подобных программных средств:
ЦОРы – как отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой;
ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») – как совокупность электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего возрастного уровня, реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс) и «бумажного» методического сопровождения;
ИИСС (информационные источники сложной структуры) – своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто – носящие комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.
Таким образом, начиная разговор о ЦОРах, необходимо, прежде всего, договориться – что именно будет пониматься под этим названием. Хотя, наверное, обычному, «рядовому» преподавателю все же более близким является первый, «широкий» вариант трактовки этого понятия.
Классификация Цифровых образовательных ресурсовКомбинированные продукты сеть/дискЦОРресурсы, размещенные в Интернет, Интранетэлектронное учебное изданиересурсы, размещаемые на оптических носителях (ЭУИ)
Информационное содержательное обеспечение в Информационно-телекоммуникационном сопровождений. (ИТС) включает две группы ЦОР:
Информационные источники:
оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики….) не повторяющие стабильные учебники;
статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» – изображения изучаемых объектов и процессов и пр.);– динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континиуме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);
мультимедиа среды (информационно-справочные источники. практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.).
информационные инструменты – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.
Как правило, информационные источники включают отдельные информационные объекты (элементарные информационные объекты), которые при возможности их выделения могут самостоятельно использоваться в рамках ИТС.
Элементарные информационные объекты могут рассматриваться:
как органичный компонент традиционного учебного процесса, не заменяющий, а дополняющий и расширяющий возможности традиционных, методически целесообразные средства обучения, повышая тем самым эффективность, качество обучения;
как объекты проектирования учебно-информационной среды в рамках педагогического дизайна с использованием инструментальных средств, что позволит повысить эффективность использования ИТС в учебном процессе.
Законченные полноценные информационные источники - конечные оцифрованные продукты, покрывающие весь учебный курс или раздел (тему), рассматриваются как содержательный компонент ИТС, что определяет их основной функционал.
Информационно-образовательные конечные оцифрованные продукты (оригинальные тексты, не повторяющие стабильные учебники) рассматриваются как дополнительные к основным.
Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям.
Электронные учебники:
Прототипы традиционных учебников; оригинальные электронные учебники; предметные обучающие системы; предметные обучающие среды.
Электронные учебные пособия:
Репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающие – контролирующие; игровые; интерактивные; предметные коллекции; справочники, и словари; практические и лабораторные.
Электронные учебно-методические комплексы (УМК):
Предметные миры; программно-методические комплексы; предметные учебно-методические среды; инновационные УМК.
Электронные издания контроля:
Тесты; тестовые задания; методические рекомендации по тестированию; инструментальные средства.
Классификация ЦОР по типу информации
ЦОР с текстовой информацией:
Учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно – методические материалы.
ЦОР с визуальной информацией:
Коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс;
Модели: 2-3 –х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели.
Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы.
Карты для предметных областей
ЦОР с комбинированной информацией:
Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.
ЦОР с аудио информацией:
Звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.
ЦОР с аудио и видео информацией:
Аудио – видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии.
Интерактивные модели:
Предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.
ЦОР со сложной структурой:
Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.
Классификация электронных учебных изданий (ЭУИ)26733578105
Педагогические инструменты цифровых образовательных ресурсов:
Интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны.
Мультимедиа - представление ресурсов и процессов не традиционном текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.
Моделинг - моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования.
Коммуникативность - возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса.
Производительность - автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени. Быстрый поиск информации по ключевым словам в базе данных, доступ к уникальным изданиям справочно-информационного характера
Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс.
Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.
Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся
Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).
Усиливает наглядность
Вместо старых таблиц - «культурное» изображение
Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.
Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.
Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.
Использование активных методов обучения в сочетании с использованием ресурсов и технологий мультимедиа способствует достижению следующих развивающих целей:
формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям;
развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и излагать свои мысли;
развитие способности анализировать ситуации, выделять причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения;
воспитание твердости, необходимой для защиты своих позиций перед другими;
совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.[ http://www.ido.rudn.ru]
Сущность
Охарактеризую основные моменты моей методической системы :
1. Как известно, большая часть обучающихся имеет визуальное восприятие в сравнении с аудиоальным. Именно поэтому зачастую прослушанный на уроках материал остается не усвоенным. Включение в ЦОР статической и динамической графики, иллюстраций, анимации дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.
Очередную тему учебной программы я начинаю с урока-лекции, на котором посредством использования демонстрационных цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР) излагается весь теоретический материал, рассматриваются случаи применения вопросов теории к решению простейших задач. В конце урока я стремлюсь еще раз уже более кратко повторить наиболее трудные и центральные его части с помощью учебно-игровых ЦОР. Положения, которые у обучающихся вызывают затруднения, объясняются еще раз.
Слушая мои объяснения, в сопровождении демонстрационных ЦОР, отвечая на мои вопросы, задавая свои вопросы, выполняя краткие устные или письменные работы по ходу урока, записывая опорный конспект в тетрадь, каждый обучающийся имеет возможность осмыслить, уяснить и запомнить основное содержание изложенного материала на уроке.
Лекционная форма подачи теоретического материала с помощью ЦОР позволяет мне изучать его крупными блоками, что дает возможность эффективно повторять вопросы теории на последующих уроках. Опорный конспект, представляющий собой компактное изложение основного содержания урока, дает возможность обучающимся быстро воспроизвести нужный материал при решении задач. Обучающимся разрешается пользоваться тетрадью с опорными конспектами как справочником.
Часто изучение нового материала я начинаю с постановки перед обучающимися проблемы. Незаменимую помощь оказывают мне в этом проблемные ЦОР, которые направлены на развитие у обучающимися логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.
Обучающиеся "сталкиваются" с трудностями, у них возникает желание найти способы преодоления их, желание приобрести новые, недостающие знания. Усвоение нового материала тогда становится для обучающихся мотивированным процессом, вызывающим внимание, сосредоточенность и активность мысли.
2. К следующему уроку в дополнении к домашнему заданию я ориентирую обучающихся на отработку полученных знаний с помощью тренажерных ЦОР, которые загружены в каждом блоке изучаемой программой тем.
3. На следующем уроке я осуществляю опрос обучающиеся по теории и устного практического применения с использованием опорно-контролирующих ЦОР . Остальные обучающиеся слушают и дают рецензии на ответы, которые содержат формулировки определений, утверждений, теорем, аксиом, правил, доказательство теорем и др. элементы математических знаний.
На основе многократного кратковременного включения повторения вопросов теории с помощью интерактивных средств опросов на нескольких уроках я добиваюсь от всех обучающихся усвоения теоретического материала на уровне программных требований. Результативность усвоения теории я выясняю с помощью проведения кратковременных самостоятельных работ, математических диктантов, экспресс-зачетов, мини-зачетов, с помощью листов взаимоконтроля и др.
Замечу, что при различных формах контроля знаний я не выставляю неудовлетворительную отметку обучающемуся в журнал, а оставляю за ним право еще раз подготовиться и сдать зачет. Тем самым я добиваюсь "победного обучения каждого обучающегося".
4. Стержнем обучения математике является решение задач на применение теоретических знаний. Отработку умений решать задачи я провожу на уроках-практикумах. На первом таком уроке с помощью практических ЦОР я даю обучающимся образцы решения основных типов задач, они знакомятся с алгоритмами их решений. Дома, после уроков практикумом они решают задачи из предложенной системы задач по теме. Для обучающихся, проявляющих особый интерес к математике, предлагаются задачи на творческое применение теоретических знаний. На уроках-практикумах в полную меру реализуется принцип дифференцированного подхода к обучающимся.
Практикумы включает в себя фронтальную, групповую и индивидуальную работу. Основным методом является самостоятельная работа обучающихся с цифровым образовательным ресурсом. Обучающие виды самостоятельных работ с учетом подготовленности и способностей различных групп обучающихся позволяют каждому ученику овладевать умениями и навыками с доступной ему скоростью. Каждый из них на уроке может получить своевременную помощь от интерактивной подсказки или консультацию преподавателя.
5. При обучении решению задач очень важен систематический контроль за выработкой соответствующих умений и навыков. Поэтому наряду с текущими контрольными работами в конце каждого тематического блока я провожу лабораторную работу. На таких уроках я использую контролирующие ЦОР. Таким образом в конце изучения темы обучающиеся получают двойную отметку определения полученных ими знаний.
Обращу внимание, что при проведении уроков-практикумов и уроков-лабораторных работ, я использую такие ЦОР, в которых заложен журнал результатов практической работы учащихся. Таким образом получить первоначальную информацию о качестве выполнения работ я могу уже в конце урока, что дает мне возможность по горячим следам проанализировать с обучающимися их ошибки и ориентировать их на их исправление.
В заключение хотелось бы отметить, что на мой взгляд, полноценное внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволяет мне лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету.
Результативность
Мой практический опыт показал, что использование ЦОР и ЭОР позволяет достичь хороших результатов, а именно:
- повышение качества обучения на основе внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий, усовершенствования методики преподаваемого предмета;
- создание положительной мотивации обучения (по результатам диагностик);
- формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений и навыков;
- повышение профессиональной компетентности преподавателя в области новых педагогических технологий.
Практическая значимость
Использование ЦОР и ЭОР расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
- ЦОР могут помочь там, где у преподавателя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
- повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
- средство индивидуализации работы самого преподавателя (ЦОР — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
- ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.
При этом стало возможным осуществление постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости, причем риск предвзятой или неверной оценки существенно снижен за счет большого количества результатов измерений, и, наконец, мною достигнута ситуация, когда я регулярно получаю реально отражающую ситуацию статистику, что позволяет мне делать выводы об успешности деятельности по поддержанию и повышению качества образования в рамках преподаваемых мною предметов.
Заключение
ЦОР необходим для самостоятельной работы учащихся потому, что они: облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочие;
Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.
Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.
И все-таки, хочется сказать, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением и желанием изменить мир.
Список использованной литературы.
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Полиграфический участок Института общеобразовательной школы Российской академии образования, 1994. 216 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М., 1982. 375 с.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11–40.
4. Кравцова А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационно коммуникационных технологий (теория и практика). М.: Образование и Информатика, 2003. 232 с.
5.С.Г. Григорьев, В.В Гриншкун. Педагогические аспекты формирования образовательных ресурсов.
Используемые интернет ресурсы
http://school-collectionedu.ru/http://resource.ippk.ru/mediawiki
http://mf.mgpu.ru/main/content/vestnik/Vestnik5/06http://www.npstoik.ru]