Урок в 4 классе по теме:Помните!Через века,через года -помните!


Урок музыки в 4 классе
Тема урока : «Помните ! Через века , через года - помните…»
Эпиграф : Прошла война,
Прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем….
Цель урока: показать ,как в произведениях искусства (музыке , литературе , живописи ) изображена сила и мощь советского народа , победившего фашизм ,воспитывать у современного школьника любовь к своей Родине , чувство гордости за свою Родину и свой народ ,уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Музыкальный материал: песня«Катюша» М.Блантера , «Священная война» А.Александрова , «Седьмая симфония» Д.Шостаковича , « С чего начинается Родина» В .Баснера , « Москвичи» А.Эшпая , «Прадедушка» муз. А.Ермолова , слова М .Загота Ход урока.
Вход в класс под песню «Катюша» Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.
Учитель : Знакома ли вам эта песня?
-Что вы знаете о создании этой песни ,и какие истории связанные с ней?
Песня «Катюша» была написана задолго до Великой Отечественной войны .Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов осенью 1938 года. «Катюша» сразу покорила сердца слушателей .Её пели все хоровые коллективы ,армейские ансамбли .Пели на демонстрациях собраниях и просто в домашнем кругу.
Песня облетела весь мир . Очень популярна «Катюша» в Японии.
Учитель :В годы ВОВ «Катюша» «воевала» и на фронте и в партизанском краю.
В июле 1942 года гитлеровцы зверски расправились с жителями села в Смоленской области за то ,что они помогали партизанам . Когда приговорённых к расстрелу людей подвели к вырытой на берегу озера яме ,в наступившей тишине неожиданно раздалось;
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой…
Так мужественно патриоты встретили свою смерть.
«Катюшами» на фронте стали называть ракетные установки –грозное для врагов оружие того времени.
Сейчас мы закроем с вами глаза и перенесёмся в прошлое.
Звучит песня «С чего начинается Родина» (Авторы поэт М.Матусовский и композитор В.Баснер)
Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце ,согревая землю своими лучами .Шептались друг с другом камыши .Пели птицы на все голоса .Люди просыпались и строили планы на выходной день .Ничто не предвещало беды .И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том ,что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости.(Звучит сообщение информбюро)
Люди собрались на митинги. Они поклялись все ,как один ,встать на защиту Родины .Тогда появились плакаты «Родина –Мать зовёт» и была написана песня «Священная война» композитора А.Александрова и поэта В. Лебедева –Кумача.
Учитель: Послушайте рассказ очевидца
« Это было в начале июля 1941 года в Москве ,на белорусском вокзале . Продымленный махоркой вокзал…Эшелоны уходят на фронт…заунывно перекликаются паровозные гудки… В зале ожидания Краснознамённый ансамбль даёт концерт отбывающим воинским частям .Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах . Суровые лица .Сдвинутые брови . В глазах тревога за Родину ,за покинутый дом…И вот поднимается рука руководителя ансамбля – профессора Александрова. Как воинская присяга звучит песня . Как клятва воинов : драться до последней капля крови ,до последнего издыхания…и все бойцы как один поднимаются с мест .Стоя слушает воинская часть эту песню. Песня утихла , но зал требует повторения .Пять раз повторял ансамбль «Священную войну» в благоговейной тишине ,и по окончании её ,где слова «пусть ярость благородная» наполняет до краёв сердца бойцов и командиров ,едущих на фронт ,чтобы громить врага.»
Слушание песни «Священная война»
-Какие выразительные средства использовал композитор ?(Скорбная мелодия ,сдержанный маршевый ритм ,образ могуче – непреклонной воли ,устремлённость к победе.)
Над миром катилась гроза,
Ещё никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствие жизни и смерти.
Как дом от полов до стропил,
Охваченный пламенем сразу,
Оркестр ,обезумив ,вопил
Одну музыкальную фразу.
Ей пламя дышала в лицо,
Глушила её канонада.
Она прорывала кольцо
Блокадных ночей Ленинграда.
Вскоре после начала войны Ленинград был окружён кольцом блокады , которая длились с 8 сентября 1941 г. -27 января 1944г. (871) 900 дней и ночей и унесла сотни тысяч жизней. Там в осаждённом Ленинграде ,во мраке ,в голоде ,в печали ,где смерть ,как тень тащилась по пятам…оставался профессор ленинградской консерватории , прославленный на весь мир Д.Д.Шостакович. В его душе ,кипевшей великим гневом ,зрел грандиозный замысел нового сочинения ,которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. (Показ презентации)
Слушание «Эпизод нашествия» Седьмой симфонии (Ленинградской) Д.Д.Шостаковича.
-Какое впечатление произвела на вас эта музыка?
(Бесчеловечная жестокость , ,впечатление надвигающейся грозной силы)
-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
( Однообразная мелодия ,чеканный ритм ,постоянное повторение одного и того же ,усиливающая динамика ,увеличение количества инструментов , одиннадцать вариаций)
- В какой форме написано произведение ?(Форма вариации)
Писатель Алексей Толстой писал ,что эта тема напоминает «пляску учёных крыс под дудку крысолова»
Фашисты назначили наступление на 9 августа 1942 года .Но именно в этот день по радио весь мир услышал ,как в осаждённом городе играет музыка . Это собрав остатки сил ,музыканты исполняли Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича.
Вскоре советские войска отбили фашистов от стен Ленинграда .Так музыка помогла выстоять городу.
За залпом залп .Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут.
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
4 года шла война.
1418 дней.
34 000 часов.
34 000 часов и более 26 миллионов погибших жизней.
Если бы по каждому погибшему из 26 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать около 50 лет.
Вдумайтесь: каждый 6-ой житель нашей страны погиб во время этой войны. А сколько осталось вдов и сирот? Вот, что такое 26 миллионов.
Они никогда не услышат вести о Победе.
Как, разве кончилась война?
А я победный залп не слышал.
И мама ждёт ещё, она меня
Встречать из дома вышла.
Не знают ничего друзья.
С такими трудно новостями.
Не встречусь с ними больше я
И не вернусь к любимой маме.
И молодость моя навек ,Со мной останется в могиле...
Прервался жизни быстрый бег.
Не умер я. Меня убили.
(Минута молчания)
Исполнение песни «Москвичи» музыка Андрея Эшпая , слова Винокурова- О ком и о чём эта песня?
- Какое настроение?
- В какой форме она написана?
Совсем скоро мы с вами будим отмечать великий праздник. Не так много осталось людей ,которые с оружием в руках защищали нашу землю. Сегодня мы не можем не вспомнить тех ,кто ковал Победу в тылу ,кто кормил , одевал нашу армию .Кто трудился не покладая рук на заводах .В этот день ветераны будут вспоминать своих товарищей ,погибших на войне ,свои фронтовые дороги ,рассказывать подрастающему поколению о долгих фронтовых дорогах.
Приходят к дедушке друзья,
Приходят в день Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.
Я не прошу их повторять
Рассказов откровенных,
Ведь повторять –
Опять терять
Товарищей военных.
Которых ,ищут до сих пор
Награды боевые,
Один – сержант , другой –майор,
А больше – рядовые.
Я знаю : трудно каждый год
Рассказывать сначала
О том , как армия вперёд
С потерями шагала.
О том , какая там пальба,
Как в сердце метят пули…
-Судьба ,-вздохнут они ,-
Судьба!
А помнишь , как в июле?...
Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Всё меньше их…
Но верю я –
Они придут ,приедут…
Только наша маленькая Осетия за время Великой Отечественной войны дала Родине 79 Героев Советского союза. В Осетии много таких семей в которые не вернулись сыновья - 52 семьи потеряли по четыре сына (Кокаевы ,Акоевы,Токаевы ,Гуриевы… ) Не вернулись с войны пять братьев Дзебоевых из селения Даргавс , шесть братьев Хестановых и Тимировых , семь братьев Кобегкаевых и Газдановых. В нашей республике много памятников посвящённых этим трагическим событиям.
(Рассказ детей о своих прадедушках (Гагиев Георгий ,Владик Бабаянц)
Давайте ребята вспомним замечательную песню и посвятим всем ветеранам , нашим дедушкам и прадедушкам .
Исполнение песни «Прадедушка»
Итог урока: Мы должны чтить память героев и помнить их вечно.
Выставление оценок.
Выход из класса