Статья к 185-летию русского художника Ивана Шишкина
Чудесный мир живописи Ивана Шишкина
К 185-й годовщине со Дня рождения художника «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский,
преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу,
русскую глушь. Это его царство и тут он не имеет соперников.
Он единственный».
В.В. Стасов
В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность. «Лесной царь» — так называли Шишкина его друзья, поклонники и критики, потому, что он, как никто, знал, умел и любил рисовать лес и его обитателей. Специально для детей Иван Шишкин не писал, но на его картинах дети учатся знакомиться с природой родного края, описывать картины природы, обращая внимание на подбор красок, время года. «Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой родины Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их ничем и никогда оттуда не выкорчевать!» - так писал Шишкину его друг Васнецов.
Перед дошкольным воспитанием стоит важная задача - научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения изобразительного искусства. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», по которой работают дошкольные образовательные учреждения города, рекомендует знакомить воспитанников с разнообразными видами изобразительного искусства, в том числе и с живописью, произведениями живописи, знакомить с творчеством художников. Восприятие картины - это познание художественного образа, возникающего в голове ребенка, которое может приближаться к образу, созданному художником. На целостное восприятие художественного образа влияют умения детей воспринимать и оценивать действительность, понимать образ при помощи взрослых, фантазировать, рассказывать, объяснять увиденное. Приобщение ребёнка к духовным ценностям формирует уровень культуры, воспитывает нравственные качества личности. Связное и последовательное изложение тесно связано с логическим мышлением и является одним из важных показателей подготовленности ребёнка к школьному обучению.
В ДОУ № 14 «Мир» создана мини-галерея, в которой собраны картины известных художников: И. Репина. А. Саврасова, В. Васнецова, И. Шишкина. Опыт показывает, что уже старшие дошкольники способны понимать произведения живописи всех жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетную картину. Картины в галерее мы применяем для уточнения действительности, для пояснения средств и способов изображения, эмоциональной передачи образа.
Нам, педагогам, необходимо развивать в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь. Следует помнить, если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают психологи, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Педагогами Глыгой Н.И., Шишаловой Л.И. был проведён ряд занятий по знакомству с пейзажами русского художника Шишкина. Позднее детям предлагалось самим воспроизвести увиденные пейзажи родного края на занятиях по художественно-эстетическому воспитанию.
«Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» - говорил Пабло Пикассо.
Можно смело сказать, что произведения Ивана Шишкина помогают сформировать у детей восприятие художественного творчества, воспитать интерес к живописи, понимать красоту и величие природы, художественный вкус.
Старший воспитатель
Филиппова Инна Петровна
ДОУ № 14 «МИР»
0663151530