Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы


Анализ работы МО русского языка и литературы
за 2013-2014 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности работы МО в школе.
Проблема методического объединения:«Усилить интерес к предмету и развивать речь учащихся, применяя методы и приемы новых технологий обучения».
В соответствии с целями и задачами работа МО учителей русского языка и литературы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
Предметная неделя.
Работа по темам самообразования;
Работа по выявлению и обобщению педагогического опыта.
Открытые уроки, их анализ.
Проведение школьных олимпиад.
Информационно-методическое обслуживание учителей гуманитарного цикла.
Участие в конкурсах.
Это традиционные, но надежные формы организации МО. С их помощью осуществлялась реализация плана работы МО, использование актуальных педагогических технологий.
Наше МО состоит из 6 учителей, из них 3- с первой категорией, 1 – со второй, 2- без категории.
В 2013/2014 учебном году было проведено 8 заседаний. На каждом изучались материалы ЕНТ, обменивались опытом по использованию инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Главной задачей МО учителей русского языка и литературы стало оказание помощи учителям в совершенствовании педагогического мастерства. На заседаниях обсуждались следующие вопросы:
знакомство с планом работы на учебный год;
работа с образовательными стандартами;
согласование программ и календарно-тематических планов;
методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, другими словами, с одарёнными детьми;
формы и методы промежуточного и итогового контроля;
отчеты учителей по темам самообразования;
новые технологии и проблемы их внедрения в практику.
итоговая аттестация учащихся.
В соответствии с планом работы в минувшем учебном году осуществлялась целенаправленная работа по созданию условий для развития ребенка как свободной, ответственной и творческой личности с использованием инновационных технологий, индивидуализации учебно-воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни.
Различные формы повышения квалификации педагогов:
Доклад: «Требования к ведению тетрадей по русскому языку».ТорееваГ.Б.
Доклад на тему : «Новые технологии на уроках русского языка».ТоктарбековаГ.Б..
Доклад: «Использование ИКТ на уроках русского языка» Нурмаханбетова А.Ж.
№ ФИО Мероприятие Класс Сроки
1 Тореева Г.Б. «Роль русского языка в современном Казахстане». Доклад. 9-10 18.09.2013 г.
2 Токтарбекова Г.Б Конкурс выразительного чтения. 3-11 18.09.2013 г.
3 Нурмаханбетова А.Ж. Оформление стенда «Язык до Киева доведет».
5-9 18.09.2013 г.
4 Садыкова А.И. «Великий, могучий русский язык».
Устный журнал. 5 19.09.2013 г.
5 Руководитель МО Подведение итогов. 3-11 19.09.2013 г.



День языков прошла на должном уровне. На открытии были прочитаны стихотворения учащимися 5-11 классов под руководством Токтарбековой Г.Б. .На конкурсе чтецов принимали учащиеся как старших, так и младших классов. Учащиеся 5-11-х классов оформили красочный, яркий стенд. Наиболее отличившиеся были награждены грамотами. Устный журнал Садыковой А.И. был интересным. В конце недели был подведён итог мероприятий.
Районный семинар по русскому языку и литературе
№ ФИО Меропиятие Класс Сроки
1
Тореев Б.К. Доклад. «Использование информац. и коммуникац. технологий на уроках русского языка и литературы» 20.11.2013г
9.00 ч
2 Тореева Г.Б. Тема: Сложносочиненные предложения. Обобщающий урок. Лексическая тема: «Моя Родина» 9 класс 20.11.2013г.
9.45.
3-ой урок
3 Нурмаханбетова А.Ж. «Имя прилагательное» 10 класс 20.11.2013г.
10.35.
4-ый урок
4 Садыкова А.И. «Здравствуй, Осень!» 6-7 кл. 20.11.2013
11.30
Доклад Б.К.Тореева «Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы» был содержательным, интересным
Урок Г.Б.Тореевой «Сложносочиненные предложения» в 9 классе. Урок достиг целей. На уроке были показаны возможности ИКТ, электронного учебника. Урок построен методически правильно. Все этапы урока выдержаны. Учащиеся работали активно. Пройденный материал знают хорошо. Рационально использовала время. Задумка интересная. Были хорошие воспитательные моменты. . На уроке были различные задания. Учащиеся владеют электронными учебниками, ноутбуками. Был хороший комментарий оценок. .
Предложение: При разборе СПП надо подчеркивать только грамматическую основу.
Урок А.Ж.Нурмаханбетовой «имя прилагательное» в 10 классе. Урок построен методически верно.Учащиеся знают пройденный материал.Был хороший психологический настрой к уроку, уместная словарная работа, была связь между заданиями. Выступления, показ творчества, защита проектов, самостоятельные задания были использованы уместно. Все, что запланировала, успела, учащиеся выполнили все задания. Учащиеся используют ИКТ. Все было использовано своевременно (физминутки, ролики). Была Четко поставлены цели урока. Урок был насыщенным. Были групповая и индивидуальная работы. Урок достиг цели.
Предложение: Творческие задания должны быть не на разном, а на примерно одинаковом уровне.
Утренник А.И.Садыковой «Здравствуй, Осень!» Все моменты хорошо продуманы. Мероприятие было оживленное. Все продумано до деталей: и костюмы, и обувь, и прически девочек.Учащиеся и пели, и танцевали, и загадывали загадки, и читали наизусть. Все получили большое удовольствие.
Завершилась работа семинара обменом мнений. Все присутствующие признали его содержательным, интересным и полезным.

Нам высоком уровне прошла внутришкольная олимпиада среди учащихся 8-11 классов. На районную олимпиаду были направлены 3 ученика, где ученица 10 класса Абенова Б. (учитель Тореева Г.) завоевала 2-ое место на районной олимпиаде.
Предметная неделя по русскому языку и литературе
Цель проверки: Проверить, как « Неделя русского языка и литературы» влияет на развитие интереса к изучаемым предметам, повышение образовательного уровня, обучение детей самостоятельности и творчеству, выявление способных по предмету уч-ся Срок: с 10 по 16 февраля 2014 года.
Комиссия: зам. дир. по УВР Манапбергенова Г.М. , Торегельдиева Ш.С., руководитель МО.
В ходе недели были проведены:
1. Открытый урок по трехмерному обучению в 7 классе по русскому языку (Садыкова А.И.) Тема: «Глагол как часть речи»
2. Головоломки. Сказки. Игра. 9-10 классы.(Тореева Г.Б.)
3. Знатоки русского языка. Конкурс. 5 классы. НурмаханбетоваА.Ж.
Урок Садыковой А.И. построен методически верно. Дети умеют готовить проекты по теме, умеют делать морфологичечкий разбор. У детей хорошее произношение. Тему усвоили хорошо. Было много заданий. Учитель продумал каждый этап урока. На этом уроке можно увидеть, как применяется «прозрачный журнал», как проводится работа по трехмерной системе обучения, как проводится работа в группах, как проводится работа по разноуревневым заданиям.
Необходимо отметить большой интерес учеников к проведению игры среди учащихся 9-10 классов «Головоломки». Цель: Познакомить учащихся с разными видами ребусов, способствовать развитию мышления, активизации памяти учащихся, воспитанию интереса к чтению. Внеклассное мероприятие прошло с использованием интерактивной доски. Все задания были проецированы на доске. После отборочного тура участники игры ответили вопросам семи туров. Вопросы подобраны с учетом возрастных особенностей, занимательные. В конце игры счетная комиссия подвела итоги игры, и победители были награждены призами.
Конкурс «Знатоки русского языка» прошел на должном уровне. Цель мероприятия: Проверить знания учащихся по русскому языку, активация мыслительной деятельности учащихся, прививать интерес к русскому языку. В конкурсе приняли участие две команды. Некоторые задания были опережающими (Приветствие команд и т.д.), к которым учащиеся подготовились очень хорошо. Учащиеся продемонстрировали свои знания по русскому языку и литературе. В конце были подведены итоги. Мероприятие достиг целей.
Предметная неделя прошла в динамичной и творческой обстановке.
Рекомендации
1. В будущем учебном году расширить перечень мероприятий, проводимых во время предметной недели.
2. В целях развития творческих способностей детей, проводить конкурсы проектов по данному направлению.
3. Продолжить сотрудничество с родителями учащихся, способствуя заинтересованности родителей к школьной жизни.
В конце каждой четверти был организован контроль знаний учащихся. (Мониторинг качества знаний учащихся 3-11 классов по русскому языку приводится ниже.)
Учитель А.Садыкова участвовала на районном конкурсе среди молодых учителей и заняла первое место. Учитель Г.Токтарбекова прошла трехмесячные курсы повышения квалификации.

Общие выводы
В основном поставленные задачи на 2013/2014 учебный год выполнены.
Методическая работа проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей каждого ученика и учителя. Возросла творческая активность учителей. Внедрены в образовательный процесс информационно-коммуникативные технологии.
Большое внимание уделялось мониторингу качества образования, повышению грамотности учащихся. Были использованы различные формы, которые позволили решить поставленные задачи.
Единство урочной и внеурочной деятельности учителей позволило повысить воспитательный потенциал уроков и мероприятий, что положительно отразилось на качестве образования.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:
1. недостаточно применяются элементы современных педтехнологий;
2. недостаточный уровень умений и навыков самоанализа своей деятельности у учителей и учащихся.
Задачи на 2014/2015 учебный год:
- шире использовать новые технологии, продуктивные формы и методы обучения;
- повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения информационных
технологий.
- . проводить на каждом уроке физминутки и гимнастику для глаз.
- систематически работать с учащимися над нормами речи в соответствии с разделами языка, стилистической стороной письменного высказывания.
Работа МО русского языка и литературы в 2013 / 2014 учебном году была результативной и продуктивной, при подведении итогов года оценена положительно.
Средняя школа №14 имени А.Нусипбаева
Анализ работы
МО русского языка
и литературы
за 2013-2014 учебный год