Сообщение на заседание методического объединения учителей русского языка и литературы на тему «А я делаю так: творчество на уроках русского языка и литературы».
МБОУ «СОШ №2 им. М.В.Фрунзе»
Сообщение на практикум заседания методического объединения
учителей русского языка и литературы на тему
«А я делаю так: творчество на уроках русского языка и литературы».
подготовила
учитель русского языка и литературы
Опанащук Э.В.
г. Красноперекопск – 2016 г.
Сообщение на заседание методического объединения учителей русского языка и литературы на тему
«А я делаю так: творчество на уроках русского языка и литературы».
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 им. М. В. Фрунзе» Опанащук Эльвира Владимировна.
Работая в 5 классе по новым образовательным стандартам, понимаешь, что прежние подходы к обучающимся при проверке уровня учебных достижений не совсем соответствуют психологическим особенностям современных воспитанников. Поэтому необходимо вносить разнообразие в процесс воспитания таким образом, чтобы не потерялся интерес обучающихся к предмету и возникало бы стремление узнавать новое. В своей работе в 2015-2016 учебном году использовала такие упражнения и задания, которые направлены были не только на проверку уровня учебных достижений, но и на развитие памяти, внимания, логики, творческого подхода, быстроты реакции. Одни задания используются для проверки усвоения нового материала, другие – после отработки предметных знаний и навыков, третьи – для проверки усвоения смысла понятий и терминов. Есть более сложные формы заданий, которые требуют не только знаний, но и проявления учащимися некоторых параметров психических механизмов.
Например, цифровые диктанты (набор правильных и неправильных утверждений) проводятся в устной форме. Каждое утверждение произносится учителем 1-2 раза, ученики записывают свой ответ в виде цифр: 1 (согласие) и 0 (несогласие). Этот вид заданий позволяет не только проверить усвоение изученного материала, но и развивать навыки работы в аудиальной модальности, обучать концентрации внимания.
Примеры:
Проверка знаний по теме «Словосочетание»
СС представляет собой законченную мысль.
В глагольном СС главное слово – глагол.
В наречном СС главное слово – существительное.
В СС выделяют подлежащее и сказуемое.
В СС связь осуществляется при помощи союзов.
«Глагол»
Глагол в предложении согласуется с подлежащим. +
Глагол отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. –
Глагол согласуется с существительным и изменяется по падежам.-
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.+
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.+
Глагол обозначает количество.
Глаголы изменяются по падежам.
Бывают в форме мужского, женского и среднего времени.
В настоящем и будущем времени изменяются по падежам.
В прошедшем времени изменяется по лицам и числам.
В предложении бывает только сказуемым.
Глаголы НСВ вида отвечают на вопрос каков? Какова? Каковы? Могуч, колюч.
Глаголы СВ отвечают на вопрос что делать? Что сделать? Любить, прочитать.
Тема «Синтаксис».
Предложение Пишите разборчиво! по цели высказывания повествовательное.
Предложение по эмоциональной окраске может быть восклицательным и невосклицательным.
В синтаксисе изучаются СС и П.
Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.
В повествовательном предложении содержится сообщение о чём-либо.
В предложении Какие книги есть в твоей домашней библиотеке? содержится совет.
ГО предложения – это подлежащее и сказуемое.
ГО всегда состоит из подлежащего и сказуемого.
Чтобы правильно ставить знаки препинания в конце предложения, надо знать, какое это предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Пунктуационный разбор предполагает объяснение постановки знаков препинания в предложении.
В побудительном предложении содержится совет, приказ, просьба, пожелание.
Предложение Спой, светик, не стыдись!- побудительное.
Ответы: 0 1 1 1 1 0 1 0 1 1 1 1
Буквенные диктанты требуют отгадать зашифрованное слово, расшифровывая его по буквам. Эта форма проверочных заданий развивает навыки работы в аудиальной модальности и активизирует внимание. Их хорошо использовать, например, на этапе усвоения понятийного аппарата, предварительной диагностики перед контрольной работой.
Пример – тема «Фонетика»
Эта буква обозначает звук, парный по глухости-звонкости звуку в
Эта гласная пишется в сильной позиции в слове город.
Это согласный звук , звонкий, не имеющий глухой пары в слове нос.
Эта буква обозначает 2 звука в слове отъезд.
Эта непроизносимая согласная пишется в корне слова злостный, ненастный, завистливый.
Эта буква в алфавите стоит перед буквой К.
Это согласный звук на конце слова утюг.
С этой буквы начинается слово, обозначающее расположение букв в определённом порядке.
Ответ: фонетика.
Числовые диктанты – более сложный вид проверочных заданий. Состоит из нескольких этапов. Каждый из них – пример на арифметическое действие с числами, которые наполнены предметным содержанием. Ученики записывают только числа и действия с ними. Это задание тренирует навыки счёта, умение быстро переключаться и используется на этапе обобщения и систематизации материала или после его отработки и уяснения. Такие задания относятся к разряду логически-поисковых и могут высоко оцениваться учителем при выполнении их учениками.
Пример: обобщение материала в конце учебного года.
К номеру склонения слова боль прибавьте количество звуков слова ель. 3+3=6
От полученной суммы отнимите количество однородных членов в предложении: Прибежал он на перрон, сел в отцепленный вагон.
6-2=4
К полученной разнице прибавьте количество букв в фамилии автора сказки «Снежная королева». 4+8=12
Умножьте полученное число на количество запятых в предложении: В нераспространённом предложении нет определения, дополнения, обстоятельства. 122=24
Полученное произведение разделите на количество букв в корне слова доплатить. 24:4=6
Прибавьте к полученному результату количество букв в обращении в предложении: Друзья, это не имеет никакого значения.6+6=12
Ответ: 12.
Задания «корректурная проба» хорошо развивают концентрацию и устойчивость внимания. Их можно давать в двух вариантах: кто первый выполнит это задание или какой объём выполнит ученик за определённое время. Для медлительных учеников можно давать такие задания в качестве домашней работы.
Филин
Филин ночьной разбойник. Ночью он литаит над лесными апушками и высматривает дабычю. Вночьной темноте хорошо видют ево злые глаза. Много зверькоф и доверчивых птиц поймает и съест этот ушастый расбойник за ноч.
Перед восходом сонца он прячица втёмное дупло, и распалагаеться там до самой ночи. Боится Филин ночьнова света. Увидит его днём в дупле проворная белочка, и пронзительно закричит на весь лес разбойник сдесь живёт!
1.Ненависть пл…хой советчик. 2. Нильс подумал Да что это с ними? 3. Вечер сегодня тёплый. 4. Женьшень ценное и редкое р…стение. 5. Я осторожно пригнулся погл…дел с опаской и увидел г…л…вастого щенка. 6. Грамота к мудрости ступенька. 7. Твой волк и девай его куда хочеш… говорили мне все. 8. Друг ценный клад недругу никто не рад. 9. Аист семь раз проделал этот фокус и сказал Друзья прощайте. 10. Что ты делаеш… деревце в нашем саду? 11. Удачи тебе зайчишка! 12. Много у него в лесу врагов хитрая лисица голодный волк быстрая рысь. 13. Т…скает в н…ру сухие листочки и мя…кий л…сной мох. 14. Деревья леса поля луга всё вокруг золотилось от лучей восходящего со…нца. 14. Совы испуганно хлопали круглыми глазами и ра…..казывали страшные истории. 15. Я осторожно подош…л а волч…нок встал на четыре лапы.
Или
Зачёркивая буквы г, ц, ю, вы получите предложение-высказывание Чехова о знаках препинания. Запишите его, правильно расставляя знаки препинания.
з г н ц а ю к ц и ю п
г р е ю п ц и ю н г ц
ц а ю н г и ц я с ц ю
л у г ц ж ю ц а г т н
о ц т ю а г ц м ю г и
г ц ю п ю р ц ю и г ц
ч ю т ц г е ю н и ц и
А.П.Чехов утверждал: «Знаки препинания служат нотами при чтении».
Моим ученикам нравятся подобные задания, они всегда выполняют их с интересом и радуются успехам.