Конспект урока по математике Луч. Числовой луч. Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки, 4 класс
Урок 14
Луч. Числовой луч. Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки
Цели: Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, прямого угла. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины Построение прямого угла на клетчатой бумаге
Планируемые результаты:
Знать понятия «луч», «числовой луч». Уметь распознать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, чертить луч и числовой луч Знать понятие «угол», виды углов. Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, строить прямой угол.
Ход урока
1. Орг.момент
2. Актуализация знаний
Проверка дом.задания3. Работа по теме урока:
На этом уроке мы рассмотрим луч и числовой луч. Вначале мы вспомним понятия «прямая», «отрезок» и «луч», рассмотрим их отличия. Введем понятие числового луча, познакомимся с историей его возникновения и решим ряд примеров.
Сравнение прямой, отрезка и лучаРассмотрите первый рисунок (рис. 1) и скажите, в чем отличия луча от прямой и отрезка.
Рис. 1. Отрезок, луч и прямаяРешение: 1. Прямая может быть продолжена сколько угодно в обе стороны – бесконечная линия, которая не имеет концов или границ.
2. Отрезок – часть прямой, которая ограничена с двух сторон. Так, на рисунке 1 отрезок – это .
3. Часть прямой, ограниченной точкой с одной стороны, – луч. На чертеже (рис. 1) изображён луч с началом в точке . Луч может быть продолжен по прямой только в одну сторону.Числовой лучРассмотрим луч с началом в точке (рис. 2). Отложим на нём равные отрезки – единичные отрезки. Единичные отрезки могут быть равны любому значению: одна клетка, один сантиметр, три сантиметра. Главное, чтобы каждый следующий единичный отрезок был равен предыдущему. Если мы пронумеруем эти отрезки цифрами, получим числовой луч.
Рис. 2. Числовой луч
С помощью числового луча можно изобразить любое число, потому что он бесконечен. Также очень легко сравнивать числа: чем правее точка от начала луча, тем с большим числом мы столкнулись.
Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки
Луч – это часть прямой, ограниченная с одной стороны точкой. На рисунке можно увидеть луч с началом в точке и луч с началом в точке (рис. 1).
Рис. 1. Лучи
Фигура, образованная двумя лучами с одним и тем же началом, называется углом. Лучи, образующие угол, называются сторонами угла, а их общее начало – вершиной угла (рис. 2).
Рис. 2. Углы
Угол может быть назван одной заглавной латинской буквой по его вершине. На рис. 2 можно увидеть угол и угол . Но углы можно обозначить и другим способом.
Угол многоугольника обозначают тремя заглавными буквами. Называть угол начинают с буквы, стоящей у одной стороны, затем называют букву у вершины, а заканчивают буквой у другой стороны. Например, в треугольнике , угол с вершиной является угол (рис. 3) или в обратном порядке – .
В треугольнике угол с вершиной – это угол или .
Рис. 3. Углы в треугольнике
Необходимо помнить, что в середине названия угла должна стоять та буква, которой обозначена вершина угла.
Иногда угол обозначают малой буквой или цифрой, ставя их внутри угла (рис. 4). Между сторонами угла проводят для ясности дужку.
Рис. 4. Обозначение угла буквой или цифрой
Виды углов
Рис. 5. Виды углов
Существуют различные виды углов.
1. Если стороны угла лежат на одной прямой, то такой угол называют развернутым. На рис. 6 угол М – развернутый (уместно сравнение с развернутым веером).
Рис. 6. Развернутый угол
2. Прямым углом называют тот угол, который составляет половину развернутого угла (рис. 7). Например, прямой угол можно получить путем складывания бумаги (если лист сложить дважды).
Рис. 7. Прямой угол
Для удобства определения, прямой угол или нет, есть особый инструмент – прямоугольный треугольник, у которого один из углов – прямой (рис. 8).
Рис. 8. Прямоугольный треугольник и его применение
3. Непрямые углы делятся на тупые и острые.
Угол, который меньше прямого, – это острый угол (рис. 9).
Рис. 9. Острый уголУгол, который больше прямого, но меньше развернутого угла, – это тупой угол (рис. 10).
Рис. 10. Тупой угол
ЗаданиеНайдите на чертеже прямые, тупые и острые углы (рис. 11).
Рис. 11. Иллюстрация к заданию
В нахождении решения нам поможет инструмент – прямоугольный треугольник, который будет приложен к каждой из вершин треугольника путем совмещения одной из сторон. Если он будет совпадать с углом, то этот угол прямой. Если угол будет меньше прямого угла инструмента, то этот угол острый. А если же угол больше прямого угла инструмента – то это тупой угол.
Прямые углы:
Тупые углы:
Острые углы: , , ,
Построение 4 прямых углов с общей вершиной на нелинованной бумагеВ построении 4 прямых углов с общей вершиной на нелинованной бумаге нам помогут циркуль и линейка.
Сначала необходимо провести прямую. Отложим на прямой произвольный отрезок . Проведем две окружности с центрами в точке и с радиусами, равными длине отрезка .
Обозначим точки пересечения окружностей и . Проведем через точки и прямую. Точку пересечения прямых обозначим буквой .
Рис. 12. Построение 4 прямых углов с общей вершиной на нелинованной бумаге
С помощью прямоугольного треугольника можно проверить, что все 4 угла с вершиной в точке – прямые. При построении прямых углов на нелинованной бумаге вместо окружностей можно проводить дуги, то есть части окружности. Причем дуги могут быть любого радиуса, но больше, чем половина длины отрезка .
Построение прямого угла на клетчатой бумаге
4. Закрепление изученного материала
5. Подведение итогов урока
Домашнее задание: Построить (прямой, острый, тупой) углы.