Программа и календарно-тематическое планирование факультативного курса «Теория и практика исследовательской работы учащихся»
Евтух Л.Л., учитель русского языка и литературы
ГУ «Зареченская средняя школа»
Есильского района
Акмолинской области
Программа и календарно-тематическое планирование факультативного курса
«Теория и практика исследовательской работы учащихся»
Сегодня в мире происходят изменения во всех сферах жизни, они требуют внедрения новых способов образования, педагогических технологий, которые были бы направлены на развитие личности, её творческой инициативы. Акцент ставится на воспитание такой личности, которая способна мыслить самостоятельно, принимать самостоятельные решения, обдумывать решения и планировать действия, учитывая всё изученное, умеет сотрудничать в различных группах. Это требует, конечно, широкого внедрения в образовательный процесс новых форм и различных способов учебной деятельности.[1]
Это то и обусловило использование методов и технологий, направленных на исследовательскую деятельность обучающихся.
Поэтому сегодня использование исследовательской деятельности учащихся приобрело большую популярность. Исследование уже активно вошло в практику наших школ. Исследовательская деятельность учащихся развивает учащихся, повышает их теоретическую подготовку, воспитывает самостоятельность и творческий подход к овладению знаниями.
Научно-исследовательская деятельность учащихся есть форма развития, которая даёт возможность повысить уровень их теоретической подготовки, воспитать самостоятельность и творческий подход к овладению знаниями. [3]
Для того чтобы повысить у учащихся интерес к научным исследованиям, выявить творческие способности учащихся, научить их методам исследований, мною был разработан факультативный курс «Теория и практика исследовательской работы» для учащихся 8 классов.
В курс входят занятия по организации исследовательской работы. Курс рассчитан на 1 год (34 занятия). Занятия составлены таким образом, что теоретические занятия чередуются с практическими и индивидуальными. Учащиеся приобщаются к навыкам исследовательской деятельности. Это даёт возможность раскрыть свой потенциал, проявить свои способности как индивидуально, так и в группе, попробовать использовать свои знания во внеурочной деятельности. Курс с точки зрения учителя – это то средство, которое позволит выработать навыки исследовательской деятельности у обучающихся. [3]
Факультатив имеет важное место в школьном курсе, предполагает различные межпредметные связи: литература, история, география и т.д.
В процессе работы факультатива формируются следующие виды деятельности: мыследеятельностные: (выдвигаются идеи, формулируются вопросы, высказываются предположения, планируется деятельность); презентационные (умение предоставить устный доклад о поделанной работе, подготовка письменного отчёта о проделанной работе); коммуникативные (учатся слушать и понимать других, выражать себя, взаимодействовать внутри группы); поисковые (развивается умение находить информацию из литературных источников, в Интернете); информационные ( умение структуировать информацию, выделять главное, упорядоченное хранение и поиск).
Цели курса:
Научить учащихся различным методикам выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала; выработка умения обобщать данные и формулировать результаты деятельности.
Задачи курса:
научить учащихся работать над рефератами и сочинениями разных жанров, формирование интереса к исследовательской деятельности;
познакомить с основными принципами и методами сбора информации;
развить личность ученика, формировать системность и глубину знаний, критическое мышление;
обогатить социальный опыт: обучение деловитости, умению преодолевать трудности, воспитывать уверенность в своих силах. [4]
Основные компоненты содержания курса
Необходимые учебные пособия:
Исследовательская работа школьников, Минск 2005 г.
Школьный реферат, Минск 2005 г.
Как научиться писать сочинение на отлично. Т.В. Алексеева, Санкт-Петербург 2004 год
Развивайте дар слова. Москва «Просвещение» 1990 год
Жексенбаева У.Б. «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся», Алматы, 2006 год
Республиканский научно-методический журнал «Научная работа в школе»
Методы и формы обучения:
Форма обучения – факультативные занятия – 1 раз в неделю.
Занятия теоретические, практические и индивидуальные (согласно тематическому планированию).
Ведущее место – поисковые методы и методы исследовательского характера.
Ожидаемый результат изучения курса
Подготовка и оформление проектов для защиты на конкурсе в школе и районе.
Формы контроля
Защита работ в школьном конкурсе научных проектов
Защита работы-победителя в районном конкурсе научных проектов
Количество часов - 34
№ п/п
Тема занятия
Кол- во часов
1.
Введение. Классификация письменных работ
1
2.
Реферат. Общие требования к оформлению реферата
1
3.
Как работать над рефератом
1
4.
Тематика рефератов
1
5.
Индивидуальное занятие
1
6.
Научная дискуссия. Дебаты. Диспуты.
1
7.
Научно-исследовательская работа
1
8.
Структура исследовательской работы
1
9.
Исследовательские приёмы и навыки
1
10.
Индивидуальное занятие
1
11-12.
Научно-исследовательская деятельность в библиотеке, музее, архиве
2
13-18.
Научная статья. Доклад. Порядок оформления.
6
19-20.
Учимся составлять аннотацию
2
21.
Библиографи
1
22.
Индивидуальное занятие
1
23-24.
Основные требования к представляемым на конкурс работам
2
25-26.
Культура выступления
2
27.
Индивидуальное занятие
1
28-29.
Оформление наглядного материала
2
30.
Индивидуальное занятие
1
31-33.
Защита учебного проекта
3
34.
Итоги работы за год
1
Список литературы
12-летнее образование. № 6, 2005 год
Исследовательская работа школьников. Минск, 2005 год
3. Русский язык и литература в казахской школе. № 5, 2006 год
4. Школьный реферат. Минск, 2005 год
15