Рабочая программа факультативного курса Речевые уроки для 3 класса
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения
протокол № _____
от «___» _______201 __ г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______
от «___» ________201 __ г.
«Утверждено»
Директор
ФГКОУ СОШ №162
________
приказом № ___
от «____» _____ 20 г.
Рабочая программа
факультативного занятия «Речевые уроки»
для 3 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор - составитель:
учитель Асафова Марина Александровна
201_\ 201_ уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного занятия «Речевые уроки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторского комплекта учебно-методического пособия курса «Речь» Т.Н. Соколовой 3 класс. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Курс «Речевые уроки» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Общая характеристика учебного предмета
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Содержание и методы обучения “Развития речи” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Описание места учебного курса в учебном плане
В учебном плане на изучение курса в 3 классе отводится 1 час в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 34 часа.
Корректировка программы
№ п\п Тема, изменения Авторская программа (примерная программа), кол-во часов Рабочая программа, кол-во часов Обоснование
Изменений нет
Количество часов согласно рабочей программе
№ раздела Название раздела Теоретическая часть.
Количество часов Практическая часть Количество часов
1 Слово 15 Тестирование 1
2 Стили речи 7 Тестирование 1
Виды и формы контроля
текущий тематический итоговый
индивидуальный опрос;
фронтальный опрос;
самостоятельная работа;
математический диктант; тестирование
самостоятельная работа контрольная работа
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Речевые уроки»:
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
личностные:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
регулятивные:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Предметные результаты
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание программы курса «Речевые уроки».
Слово. (16 ч)
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Стили речи. (8 ч)
Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Текст. (10 ч)
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Тематическое планирование
№
п/п Тема Кол-во часов Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
1 Слово 16 Составление предложения из слов;
Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Чтение предложения с разной интонацией. Отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. Находить омонимы в тексте, узнавать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. находить в тексте фразеологизмы;
объяснять значение фразеологизмов;
уместно употреблять крылатые слова в речи.
Составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.
Правильно расставлять ударение в словах;
подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению;
2 Текст 10 Называть признаки текста;
Правильно озаглавливать текст.
Выделять в тексте опорные слова для пересказа текста.
Делить текст на части, выделять в каждой части самое важное.
Находить в тексте части и как они связаны друг с другом.
Находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.
Выбирать из текста словосочетания для описания, по вопросам составлять описание предмета, существа.
Сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.
Ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.
3 Стили речи 8 Определять стили речи.
Давать общее понятие о культуре речи.
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Умение пользоваться словарями.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
№ п/п Раздел, тема Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Количественные показатели (К, Д)
1 Слово Компьютер
Проектор
Цифровые ресурсы
Карточки Д
Д
Д
К
2 Текст 3 Стили речи Планируемые результаты изучения курса «Речевые уроки»:
Ученик научится:
- находить и различать многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- использовать в своей речи метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- различать разговорный и книжный стили речи;
- различать типы текстов;
Ученик получит возможность научиться:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- составлять планы различных видов.
Список литературы:
Арсирий А. Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963.
Вишневская Е.Е., Краснопёрова Л. Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: просвещение, 1990.
Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль: Академия развития, 1990.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (русский язык), издательство «Просвещение», 2011г.
Т.Н.Соколова. Рабочая тетрадь «Школа развития речи» в двух частях. издательство «РОСТ», 2011г.
Учебное пособие по курсу «Речь», Т.Н.Соколова издательство «РОСТ», 2011г.