Программа факультативного курса Занимательное естествознание
Пояснительная записка
Предлагаемый курс выполняет развивающую функцию, содержание соответствует познавательным возможностям девятиклассников, но с другой стороны дает возможность всем участникам образовательного процесса приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию. Программа курса включает новые для учащихся знания, позволяет осуществить практическую деятельность в изучаемой предметной области знаний. При этом предлагается использовать наиболее эффективные (активные, в том числе игровые) методы формирования знаний и умений.
Цель: создать условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практико - ориентированных умений в области естествознания.
Задачи:
помочь использовать полученные знания в дальнейшей жизни, адаптироваться в социуме;
научить самостоятельно находить в различных источниках интересующие их сведения, работать с различными источниками информации;
формировать творческие способности, умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Методы:
словесные (беседа, дискуссия, мини - конференция, диспут)
наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление видео и раздаточного материала)
практические (исследование и прогнозирование, работа по карте, географическое лото, демонстрация опыта, практикум и др.)
Формы контроля: анкетирование и мониторинг, тематическое тестирование, устный зачет, разработка и защита мини- проектов, календаря народных примет, проведение географических диктантов, викторин, конференций и др.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся овладеют общеучебными навыками и умениями, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой речевого общения;
научатся использовать полученные тематические знания в практической деятельности;
смогут самостоятельно работать с различными источниками информации;
получат знания и компетенции, необходимые для дальнейшего успешного обучения;
смогут осознанно принимать решения в ситуации выбора и нести ответственность за свой выбор;
ознакомятся с перечнем научных профессий;
на примере Волгоградского региона расширят краеведческие знания.
Количество часов, отведенных на изучение курса " Занимательное естествознание " 17 часов.
Программно - методическое обеспечение курса: географические атласы, видеоматериалы, Интернет ресурсы;
География и экология Волгоградской области. Уч. пособие.-/под общ. ред.В.А. Брылева.–М.:Глобус, 2010г
О.В. Крылова. Интересный урок географии. Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 2009г;
И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», -М.: «Творческий центр Сфера», 2007г;
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа./сост. Г.В. Карпов, -М.:«Просвещение», 2004г;
В. Якубович, Г.Смирнова «Записки географического клуба». -М.: "Просвещение ", 2005г;
Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. Автор-составитель В.А. Маркин. -М.: «Астрель».
Календарно - тематическое планирование
№п/пТема занятия Кол-во часов Элементы содержания
1 Вводное занятие 1 Понятие "наука естествознание", значение науки в современном мире
2 Загадочные движения земной коры 1 Виды движения земной коры, их причины и последствия, современные теории
3 Геологические памятники природы нашего края 1 Краеведческое исследование и анализ тематической карты Волгоградской области
4 Даровая энергия из глубин Земли 1 Термальные воды планеты, геотермальные источники, их география, понятие альтернативной энергетики
5 Тайны Мирового океана и его сокровища 1 Понятие гидросферы, МО, необычные особенности морей - Красное, Ионическое, взаимосвязь залежей п/иск. Мирового океана и континентальной суши
6 Основные свойства морской воды и их значение 1 Виды движения воды, необычные свойства морской воды, применение в практической жизни, в т.ч. проведение простейших опытов.
7 Климатические "максимумы". Холод и тепло на службе людям. 1 Понятие климата, самые жаркие, холодные, ветреные и т.д. территории планеты, их география и причины образования. Метеорология, естественные холодильники, криптология, гелиостанции планеты, география их размещения.
8 Холод и тепло на службе людям 1 Метеорология, естественные холодильники, криптология, гелиостанции планеты, география их размещения
9 Деревья - летописцы климата прошлого 1 Палеоклиматология, дендроклиматологический метод исследования, растения индикаторы климата
10 Редкие климатологические явления. Народные приметы и наука. 1 Необычные явления в атмосфере, их причина, возможные последствия, их прогнозирование. Составление календаря народных примет, прогнозирование результатов по сезонам года.
11 Любопытные явления в жизни рек 1 Понятие гидросфера, поверхностные воды, реки , текущие вспять, подземные реки, реки с арками и др.
12 Озера - уникумы 1 Поверхностные воды, понятие озер, озеро чернил, озеро смерти, сладкое озеро, многоэтажные озера
13 Мини - проект "Заочное путешествие на озеро Эльтон" 1 Работа над мини- проектом по предложенному плану, защита проекта
14 Диковинки растительного мира 1 Разнообразие растительного мира, необычные представители растительного мира разных материков
15 Растения - памятники природы нашего края .Дендрарии нашего края 1 Понятие "памятники природы", перечень памятников природы растительного мира края Понятие "дендрарий", их география и значение
16 Диковинки животного мира 1 Разнообразие растительного мира, необычные представители животного мира разных материков
17 Заочное путешествие "Природные парки края". Мини - проект. Итоговое занятие. 1 Понятие "природный парк", их назначение, география, история создания. Проведение тематической мини - конференции.
Итого: 17 часов