Конспект занятия №19 факультативного курса Наглядная геометрия и конструирование
Коррекционно-развивающий факультативный курс "Наглядная геометрия и конструирование" для обучающихся 7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Автор курса: учитель математики,
педагог дополнительного образования ГКС(К)ОШ №33
Ляхова Г.Н.
Данный факультативный курс послужит фундаментом для дальнейшего изучения геометрического материала в старших классах, а также окажет огромную помощь учителям трудового обучения при моделировании изделий из ткани (швейное дело) и дерева (столярное дело).
Ожидаемый результат:
обучающиеся приобретут:
-знания основных геометрических фигур и их признаков;- умения узнавать геометрические фигуры в жизни, выделять их, видоизменять, разделять на составные части, составлять группы предметов по разным признакам;- элементарные конструкторские навыки;- дети станут более самостоятельными, настойчивыми, целенаправленными.Все это необходимо для дальнейшего изучения геометрии, обеспечивает развитие пространственного мышления, речи школьников с ОВЗ, а также формирует интерес к учебному предмету.
Материально-техническое оснащение занятий:
Чертёжные принадлежности.
Специальные тетради по геометрии с вклеенными в них нелинованными листами бумаги.
363156512065Наборы цветной бумаги, картона, клей, ножницы.
Конструктор для объемного моделирования трансформируемый развивающий конструктор для обучения ТИКО – набор «Геометрия», «Архимед».
Занятие №19.
«Виртуальная экскурсия в мир симметрии»
Практические работы по изображению симметричных фигур относительно оси симметрии.
Возрастная группа экскурсантов – учащиеся 7 классов.
Актуальность: Тема очень интересная. На её основе можно показать связь математики с другими областями знаний и окружающими явлениями. Это особенно актуально так кат часто математика воспринимается учащимися как трудный предмет, оторванный от окружающих явлений. У учащихся при изучении этой темы формируются не только математические знания, но и расширяется кругозор, формируется эстетический вкус. Данная экскурсия может послужить для учащихся толчком к самостоятельному изучению различных явлений и процессов, связанных с симметрией. А это может стать началом исследовательской работы ребят.
Цель экскурсии: расширить представления учащихся о симметрии.
Задачи экскурсии:
показать учащимся связь между математикой, природой, искусством;
вовлечь учащихся в деятельность по изучению симметрии;
стимулировать творческую активность учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, карточки к заданиям, Презентация №1 «Виртуальная экскурсия в мир симметрии»
Ожидаемые результаты: повышение познавательной активности учащихся, осознание значимости математических знаний в жизни, привлечение к работе в научном обществе учащихся.
Маршрут экскурсии:
Что такое симметрия
Красивая математика
Живые узоры
Застывшая музыка
Красота своими руками
«Симметричные» профессии
Навигация по слайдам:
1 слайд: титульный
2 слайд: пролог
3 слайд: маршрут
4,5,6 слайды: краткий экскурс в историю понятия «симметрия»
7,8 слайды: виды симметрии
9 слайд: симметрия в природ
10 слайд: симметрия в архитектуре
11 слайд: использование симметрии в декоративно-прикладном творчестве
12 слайд: использование законов симметрии в некоторых профессиях
13слайд: заключение
14 слайд: рефлексия в виде синквейна15, 16 слайды: источники информации
Рекомендации по использованию ресурса:
1,2,3 слайды идут последовательно. Со слайда 3 по гиперссылкам переход на слайды 4, 7,9,10,11,12. Со слайдов 6,8,9,10,11 возврат на слайд 3. 12,13,14,15,16 слайды идут последовательно.
Ход экскурсии
Учащиеся рассаживаются в группы по 4-5 человек.
Экскурсовод-учитель.
О, симметрия!
Тебе я гимн пою.
Тебя повсюду в мире узнаю.
Ты в Эйфелевой башне,
Малой мошке, ты в ёлочке,
Что у лесной дорожки,
С тобою в дружбе музыка и розы
И снежный рой творение мороза…
К Антонов
(слайд № 2)
Экскурсовод-учитель. Ребята, как выдумаете, есть ли что-то общее между кленовым листочком и снежинкой, кружевной салфеткой и буквами русского алфавита, музыкой и резными наличниками, красотой и математикой?
Ответ экскурсантов.
Экскурсовод-учитель. Да, во всех названных объектах можно найти элементы симметрии. Сегодня мы отправляемся в виртуальное путешествие в мир симметрии. Эта экскурсия поможет вам научиться видеть симметрию в окружающем мире, применять знания о симметрии в жизни, а для кого-то, может быть, укажет путь к будущей профессии. Двигаться мы будем по следующему маршруту: 1. Что такое симметрия? 2. Красивая математика. 3. Живые узоры. 4."Застывшая музыка". 5.Красота своими руками. 6. "Симметричные" профессии. (слайд № 3).
С собой «в дорогу» вам надо взять «рюкзак с математическими знаниями», запас любознательности, хорошее настроение. Тогда наше путешествие будет удачным. В добрый путь!
1 этап
Экскурсовод-учитель. А начнём мы наше путешествие со знакомства с хозяйкой этого удивительного мира – симметрией. Что же такое симметрия? Может кто-то из вас знает о ней всё?
Один из экскурсантов говорит математическое понятие симметрии, которое изучали на уроках.
Экскурсовод-учитель. Да, верно, но прошло много веков, прежде чем это понятие сформировалось.
Обратимся к истории. Первые представления о симметрии идут к нам из глубины веков. (Слайд №4). Так, например, древнегреческий философ Платон говорил «Упорядочение целого есть превращение целого в гармонию, а определенное строение гармонии есть симметрия, пропорция, ритм». Платон считал симметрию одним из элементов гармонии. Да действительно, симметричные объекты часто выделяют как красивые, гармоничные. А вы сможете выделить из предложенных объектов симметричные?
Практическое задание для групп. Выбрать симметричные объекты. Ребятам предложены картинки, на которых есть как симметричные, так и несимметричные объекты.
Экскурсовод-учитель. Молодцы. Да действительно, «симметрия» по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Симметрия во все времена интересовала людей, причём не только математиков. (Слайд № 5).Например, Л. Н. Толстой говорил: “Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия понятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано?”. Действительно симметричность приятна глазу. Кто не любовался симметричностью творений природы: листьями, цветами, птицами, животными. Или творениями человека: зданиями, техникой, – всем тем, что нас с детства окружает, тем, что стремится к красоте и гармонии. Именно поэтому, выполняя задание, вы без труда выделили симметричные объекты.
(Слайд № 6). Математически строгое понятие симметрии сформировалось недавно – в 19 веке немецким математиком Германом Вейлем. По Г.Вейлю симметрия - это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство.
Скажите, а при выполнении заданий вы столкнулись с одинаковыми видами симметрии? Приведите примеры.
Да, здесь мы имеем дело с разными видами симметрии. И как говорил, Вейль: «Симметричным называется такой объект, который можно как-то изменять, получая, при этом, то же, с чего начали».
Но для того, что бы таким образом изменять объекты, надо знать, как это делать. А об это мы узнаем на следующем этапе экскурсии.
2 этап
«Математик, так же как художник или поэт создаёт узоры»
Г. Харди
Экскурсовод-учитель. На уроке геометрии по теме «симметрия» мы рассмотрели некоторые виды симметрии. Давайте вспомним их.
Ответы экскурсантов. Учащиеся называют центральную и осевую симметрии. Существуют и другие виды симметрии. Обратимся к слайду. (Слайд № 7)
Экскурсовод-учитель. Вернёмся к тем объектам, которые вы выбрали как симметричные. Распределим их на группы. Первой группе с ключевым понятием «центральная симметрия», второй группе – «осевая симметрия» и третьей группе «зеркальная симметрия». Результаты представить на магнитной доске в виде кластера.
Экскурсовод-учитель Почему вы сделали это именно так? По каким признакам? Один ученик из группы комментирует, затем проверяем по слайду № 8.
3 этап
Экскурсовод-учитель. Ребята! Как вы думаете, симметрия имеет связь с живой природой? (слайд № 9). Да, верно, большинство живых организмов имеют симметричный облик: насекомые, морские обитатели, животные и даже человек. Но не только во внешнем проявлении существует связь математики с красотой природы. Она лежит гораздо глубже. «На Земле жизнь зародилась в сферически симметричных формах, а потом стала развиваться по двум главным линиям: образовался мир растений, обладающих симметрией конуса и мир животных, с билатеральной симметрией». Так писал Мартин Гарднер в своей книге «Этот правый левый мир». Значит, симметрия растительного и животного мира не случайна и является не только элементом красоты, но и законами природы. Ребята, приведите свои примеры симметрии из природы.
Ответы экскурсантов и обсуждение приведённых примеров.
4 этап
«Архитектура – это застывшая музыка»
Экскурсовод-учитель. Стремление к красоте заложено в человеке природой. Наверное, поэтому человеческое творчество во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. Как вы думаете, ребята, в каких творениях человека наиболее видна симметрия? Да архитектурные сооружения, построенные на законах симметрии, вызывают восхищение. (Слайд № 10). А какие чувства испытываете вы, глядя на архитектурные здания, построенные на законах симметрии? (Спокойствие, умиротворение, близость с прекрасным, порядок). И это не случайно. Вот как обосновывает проявление этих чувств известный французский архитектор Ле Корбюзье, в своей книге «Архитектура 20 века»: «Человеку необходим порядок: без него все его действия теряют согласованность, логическую взаимосвязь. Чем совершеннее порядок, тем спокойнее и увереннее чувствует себя человек. Он делает умозрительные построения, основываясь на порядке, который продиктован ему потребностями его психики, - это творческий процесс. Творчество – есть акт упорядочения».
5 этап
Экскурсовод-учитель. Глядя на эти величественные здания, хочется создать что-то красивое своими руками. Но, наверное, нам это не под силу. А как думаете вы?
Экскурсовод-учитель. Нам не под силу построить архитектурный шедевр, но мы можем творить красоту своими руками в другом направлении – декоративно прикладном творчестве. (Слайд № 11). Вязаные салфетки, орнаменты на коврах, посуде и одежде, бордюры содержат элементы симметрии. В разные времена, у разных народов были свои особенности орнаментов. Поэтому по орнаменту можно определить время и страну, к которой относится изделие с орнаментом.
В современном мире тоже используют орнаменты для украшения интерьера: обои, салфетки, ковры, паркет и т.д. Для экстерьера - изделия из дерева с резьбой, металлические кованые предметы, бордюры. Во все времена человек стремился украсить своё жилище, а использование симметричных предметов и сейчас служит символом защиты домашнего очага от зла.
6 этап
Экскурсовод-учитель. Мы живём в симметричном мире. Симметрия в природе, симметрия в быту, симметрия в математике. Представителям многих профессий надо знать законы симметрии. Каким? (Архитекторам, дизайнерам)
Экскурсовод-учитель. Да, безусловно. А как вы думаете, нужно ли знание симметрии геологу, генетику, инженеру, гончару, строителю? Оказывается нужно. Эти профессии тоже относятся к разряду «симметричных». (Слайд № 12). Посмотрите на слайд и обоснуйте, каким образом элементы и свойства симметрии используются в приведённых примерах профессий.
Ответы экскурсантов.
Заключение
Экскурсовод-учитель. Путешествие в мир симметрии подошло к концу. Но этот мир огромен и в рамках одной экскурсии не помещается. Мы заглянули лишь в некоторые его уголки. А что же это за мир – мир симметрии?
Ответы экскурсантов. Это мир вокруг нас.
Экскурсовод-учитель. Да, действительно, это так. Нужно только внимательно посмотреть вокруг себя. Я предлагаю вам дома выполнить творческое задание «Симметрия в деле, которым я хотел бы заниматься». Оформить результат можно в любом виде: презентация, сочинение, рисунок, выставка и т.д. Возможно, это станет первым шагом вашей исследовательской работы. Желаю удачи. (Слайд № 13)
Прекрасный, безграничный,
Наглядный и привычный,
Но всё же необычный,
Чудесный «симметричный»
Открылся мир вокруг.
Я желаю вам успеха в его познании.
Рефлексия:
А свои впечатления от экскурсии я прошу вас высказать в форме синквейна.
Правила составления синквейна на слайде (слайд № 14):
Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Я составила синквейн со словом «симметрия». Вам надо составить синквейн со словом «экскурсия».
Ребята сдают листочки с синквейнами.
Экскурсовод-учитель. Спасибо за внимание.
Физкультминутка: см. Презентацию №2
Учитель: Сейчас мы проделаем практические работы.
Практическая работа № 1.
2239010-635Возьмите лист бумаги, перегните его пополам. На одной стороне построим окружность, трапецию или какую – либо фигуру. Сложим лист по линии сгиба и проколем вершины фигуры. На другой стороне появятся дырочки, соединим их между собой получится симметричная данной фигур
(Это самый простой способ построения фигуры симметричной данной.)
-20701083185
-107950256540 Практическая работа № 2.
Ножницами вырезаем, какой нибудь сложный узор на сложенном вдвое листе бумаги и затем разворачиваем листок. При вырезании нельзя повредить линии сгиба.
Практическая работа № 3.
Наложите лист кальки на лист бумаги в клетку, с изображением какой-нибудь фигуры:
(4-х угольник, 5-ти угольник и. т.д.) и оси симметрии. С помощью карандаша обведите фигуру и ось симметрии. Снимите лист кальки с клетчатой бумаги и перегните по линии сгиба так, чтобы начерченная фигура находилась на внешней стороне сложенного листа кальки. Обведите снова изображение фигуры. Развернув теперь лист кальки, вы увидите по одну сторону оси фигуру, а по другую ей симметричную.
-3022603346454397375334645Практическая работа № 4.
С помощью краски по одну сторону от линии перегиба изображаем фигуру (домик, снеговика, или еще что нибудь) и закрашиваем густой краской. Затем перегибаем чертеж, и мы увидим на другой стороне листа симметричный отпечаток данной фигуры.
2842260269240Учитель: Ребята, мы с вами провели вот такие простейшие практические работы по изображению симметричных фигур относительно оси симметрии. Симметричные фигуры можно получать с помощью следующего. Проведем в плоскости чертежа некоторую кривую линию, то есть ось и какую-нибудь фигуру по одну сторону от оси. Затем приставим к оси зеркало, перпендикулярно к плоскости чертежа. В зеркале мы увидим фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси.
Возьмите лист из гербария и проверьте этот способ.
Учитель: Ребята, а как вы относитесь к определению симметрии, которую дал немецкий математик Герман Вейль: “Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство”.
Задание на дом. Постарайтесь найти предметы, находящиеся в вашей квартире и имеющие ось (оси) симметрии. Сделайте на альбомном листе рисунок. Проведите ось симметрии.
Подведение итогов занятия. Уборка рабочего места.