Конспект НОД На тему : Полхов — майданская роспись
Муниципальное детское дошкольное учреждение
«Детский сад №6»
Беседа
на тему:
«Полхов-майданская роспись»
Старший дошкольный возраст.
Составил воспитатель: Головкина Г.А.
Саров 2015 год.
Беседа на тему: «Полхов – Майданская роспись».
Загадки про Матрёшку:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Ответ: Матрешка
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
Ответ: Матрешка
Матрешка — наиболее любимый российский сувенир, который знают во всём мире. Говорят, этот факт признан не только туристами, но и зарубежными искусствоведами, знающими русский язык, историю и культуры нашей страны.
Как появилась первая матрёшка?
Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо - и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки".
Какую матрёшку изготовляют рядом с нами, в Вознесенском районе?
Полхов – майданскую матрёшку.
Производство знаменитых игрушек-тарарушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду.
В начале XX века в Полховском Майдане стали применять «выжигание» токарных изделий. Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет.
С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашеных изделий. Существовал это вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. До 1914 года игрушки вообще ничем не расписывали. С 1916 года стали наносить обжиг, а с 1931 года – масленые красители. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски.
В 1969 году Казаков Петр Ермолаевич и Авдюков Григорий Алексеевич организовали артель «Красная заря», которая впоследствии стала производственным объединением «Полоховско-Майданская роспись» (фабрикой игрушек).
Познакомиться с особенностью Вознесенского района – Полх-Майданским промыслом – можно в Вознесенском историко-краеведческом музее. На данный момент коллекция выставочного зала матрешки насчитывает 1500 экспонатов, где представлена знаменитая Полховско-майданская роспись. Здесь находятся матрешки, выполненные разными мастерами, имеющими разную технику и стиль выполнения – это и изделия фабрики и авторские работы.
По словам главного хранителя Вознесенского историко-краеведческого музея Анжелы Лопатиной, в советское время на фабрике работали 500 человек, 200 из которых - художники по росписи, остальные - токари. На фабрике была своя экспериментальная лаборатория. Здесь выпускалось около 300 наименований различных изделий. Продукция вывозились в Данию, в Англию, в США и в другие страны. Но, к сожалению, фабрика в 90-х годах была закрыта, и сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели.
- В настоящее время у нас нет никаких художественных школ, мастерство передается по наследству: с первого класса девочки уже начинают расписывать, а мальчики начинают точить. Только в Вознесенском 70% населения занимается надомной росписью, а в селе Полховский Майдан в каждом доме расписывают и вытачивают. Полх-Майданская роспись снова стала промыслом, - резюмирует главный хранитель Вознесенского историко-краеведческого музея.
В наши дни Вознесенское уже не славится метизами. Гордость района — полх-майданская матрешка. Земли вокруг села Полховский Майдан скудные, и население издавна занималось подсобными промыслами. Наиболее популярным было токарное дело, так как его развитию способствовали ежегодно проводившиеся в Нижнем Новгороде ярмарки. “Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит то, что дано именно ему”, — гласит вознесенская мудрость.
Давайте рассмотрим её. Из какого материала изготовлена игрушка?
Из дерева. Материал мягкий и тёплый.
Как украшена матрёшка, какой рисунок и какие цвета используют мастера? .
У нее очень яркий наряд. На платьях — розы, тюльпаны, а также невиданные фантастические цветы. Полхов-майданские мастера используют разные приемы росписи. “Цветы с наводкой” выполняется с предварительным наведением рисунка и последующей заливкой цветом. “Цветы без наводки”, или “травки”, напоминают семеновскую и хохломскую. “Пестрение” выполняется линейными мазками, черными точками. Кстати, полное название матрешки — “матрешка-тарарушка”. Но вторая часть имени не прижилась.
Суть графического письма точно определяется названием полхов-майданской росписи: "цветы с наводкой". То есть графика творится четкой контурной линией. К слову, тонкую острую кисточку, предназначенную для "наводки".
Цвета яркие жёлтые, красные, зелёные.
Светлана Ледкова.
Полх-майданская матрешка,
Ты красива, весела.
Поиграй со мной немножко,
Ведь ты очень мне мила.
Я могу тебя часами
Собирать и разбирать.
Мы мечтаем с братом сами
Твой наряд нарисовать.
Кисти мы возьмем и краски,
Все узоры разглядим.
И матрешку, словно в сказке,
Мы в рисунке оживим.
Кто знает легенду из которой взят цветок-пятилистник для раскраски фартука изделия.
До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алёна – бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алёну взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдан
Способ изготовления
1. Переносим рисунок с кальки на дерево.
2. Начинаем рисовать с желтого цвета-это бочек листьев (захватить можно больше, потом все равно закрасится зеленым) и серединки плодов, цветов.
3. Закрашиваем оранжевым цветы и плоды.
4. Добавляем цвета-красный, розовый, фиолетовый (можно и часть листьев закрасить).
4. Теперь закрашиваем листья зеленым.
ЗАМОЛЕВОК закончен. Переходим к РАЗЖИВКЕ.
5. Начинаем с зеленого цвета-в середине цветов наносим тоненькие полосочки.
6. Также делаем разживку на оранжевых и фоилетовых плодах (от начала плода тоненькие полосочки до середины).
7. Все обводим черным цветом.
8. Разживка черным по цветам - тоненькие не одного размера полосочки как у меня.
9. Добавляем черные тычки по плодам.
10. Добавляем немного зеленой травки.