Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи. Профессионализмы. Терминологическая лексика.
План занятия №7
Тема: Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная,
лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Вид занятия: практическоеЦель:
Дидактическая:
- повторение и закрепление основных тем раздела «Лексикология», освоение традиции употребления лексики в речи, систематизация знаний студентов по теме;
- развитие культуры речи и обогащение словарного запаса студентов;
-развитие логического и образного мышления.
Воспитательная:
- воспитание бережного отношения к языку, эстетического отношения к слову.
Методы и приемы: теоретический,метод наблюдения за языковыми явлениями, метод самоконтроля
Дидактические средства обучения: раздаточный материал, тетради, учебники Грекова В. Ф., Розенталя Д. Э.
Междисциплинарные связи: русская литература, культура речи
Литература:
1.Основная:
1.1.Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова / «Современный русский язык – 6-е изд.» / Москва. Айрис-пресс. 2004 / 448с.
1.2. Букчина Б. З. И др. Письма об орфографии. Москва: наука, 1969.
1.3. Букчина Б. З. Проблемы русской орфографии (Орфографические словари. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года и орфографическая практика). Автореферат канд. дис. М.: Изд. Московского университета, 1974.
1.4. Букчина Б. З. и Калакуцкая Л. П. Сложные слова. М.: наука 1974.
1.5. Гвоздёв А. Н. Основы русской орфографии. М.: Изд. АПИ РСФСР, 1950.
1.6. Ерина Т. Н., Романова Т. Н. Трудные вопросы орфографии. Чебоксары: ЧГУ,1995.
1.7. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1982.
2.Дополнительная:
2.1. Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии. Ленинград: Изд. Ленинградского ун-та, 1977.
2.2. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. М. : Просвещение, 1992.
Структура занятия
1.Организационная часть.
1)Контроль посещения
2)Готовность к восприятию занятия
2.Сообщение темы, целей и основных задач занятия.
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. …Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!
(С.Я. Маршак.)
Именно этими словами С.Я. Маршака хочется начать наше занятие.
- Запишите последнее предложение. Найдите в предложении слово, употребленное в переносном значении. Что достигается благодаря использованию в тексте этого слова?
3.Актуализация опорных знаний студентов
- Проверка домашнего задания.
- Какие разделы науки о языке вам известны?
- Что изучает лексика?
Сегодня мы с вами обобщим и повторим изученный материал по теме «Лексикология».
Терминологический диктант.
Слова, ограниченные в своем употреблении определенной территорией. Они, как правило, имеют в литературном языке соотносительное по значению слово.
Слова, разные по написанию, но одинаково произносящиеся.
Наука о словарях.
Новые слова, появляющиеся в русском языке, чтобы обозначить какое-то новое явление в жизни.
Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.
Слова, вышедшие из употребления и замененные новыми.
Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
4.Мотивация учебной деятельности студентов
Найдите в тексте стихотворения С.Есенина слова, значение которых вы не знаете или те, которые редко употребляются в наше время.
В хате
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки пепелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатыеЗаползают в хомуты.
5. Обобщение умений и навыков.
6.Структурные элементы занятия, которые обеспечивают достижение дидактической и воспитательной цели, их содержание и последовательность.
1. Определение типа значения слова.
2. Работа с толковым словарем.
3. Нахождение слов-омонимов.
4. Использование синонимов в речи.
5. Нахождение неологизмов.
6. Устаревшие слова и их роль в тексте.
7. Лексические единицы по сфере употребления.
8. Заимствование слов.
Содержание основной части занятия:
Задание 1. Определите тип переносного значения. Обоснуйте свой ответ.
Вариант 1.Гречанка верная! не плачь – он пал героем, свинец врага в его вонзился грудь. За песчаной отмелью, страдая бессонницей, чуть слышно вздыхал океан. Он остался верен себе: не влюбился сдуру в первую встречную юбку…
Вариант 2.Жених нынче лютый, – с ним и обходиться нужно сообразно. Кулика этого знает уже весь берег. Уже много лет в бригаду Федора Федоровича начальство посылало зеленых ребят и девчат – бывших разнорабочих.
Вариант 3.На освещенных солнцем полянах высятся богатыри-дубы.Я детского глаза люблю выраженье, его я узнаю всегда. Прошли гуськом последние посетители дворца-музея – полушубки, ватные куртки.
Задание 2. Выпишите из толкового словаря по 3 однозначных и 3 многозначных слова. У многозначных укажите, какие значения являются переносными и определите тип переноса
Задание 3. Выпишите из текста слова-омонимы. Определите их значения. Назовите их тип.
А милый пол, как пух, легок. Были два друга в нашем полку. Отдать я рада всю эту ветошь маскарад за полку книг, за дикий сад. Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет». Пред нею дверь; с недоуменьем ее дрожащая рука коснулась верного замка. Мы- кузнецы, и дух наш молод, куем мы счастия ключи, вздымайся выше, наш тяжкий молот, в стальную грудь стучи, стучи. Не скоро ели предки наши, не скоро двигались кругом ковши. И на челе оставил рок средь юных дней печать страстей.
Задание 4. Подберите к указанным словам лексико-фразеологический синонимический ряд, определите типы синонимов. Докажите свою точку зрения.
Избить. Измучить. Испугаться.
Задание 5. Объясните различия между словами-синонимами: смысловые, стилистические, по происхождению, по экспрессивно-эмоциональной окраске
Вариант 1. Множество, масса, бездна, пропасть, уйма, тьма, прорва
Вариант 2. Учить, изучать, штудировать, твердить, долбить, зубрить.
Вариант 3. Груз, поклажа, кладь, ноша, багаж, тяжесть, бремя.
Вариант 4. Преимущество, превосходство, преобладание, перевес, первенство, приоритет
Задание 6. Прочитайте отрывки из стихотворений В. Маяковского. Укажите неологизмы, объясните их значение. Вошли ли эти слова в общее употребление.
Ну, пора:
рассвет
лучища выкалил.
Я никогда не знал,
что столько
тысяч тон
в моей
позорно легкомыслой головенке.
7. Укажите устаревшие слова, определите их тип (историзмы, архаизмы) и значение. Отметьте стилистическую роль устаревших слов.
1. Пусть небо зажжется денницей! (А. Блок). 2. С простертой дланью вдохновенно Полонский здесь читал стихи (А. Блок). 3. Принимаю пустынные веси и колодцы земных городов! (А. Блок). 4. Но и под игом темных чар ланиты красил ей загар (А. Блок). 5. В руках – краюха хлеба, уста – вишневый сок (С. Есенин). 6. Не одни только дружинники князя Александра Невского, но все новгородские люди вышли положить живот свой за русскую землю и, встретясь на рыхлом весеннем льду Чудского озера с крестоносцами, побили их в сече столь жестокой «что льда на озере стало не видно – все покрылось кровью» (А.Н. Толстой). 7. Стрельцы набирались из широких слоев населения, селились слободами (Энц. словарь). 8. Вдали, у Никольских ворот, виднелась – трубой – соболья шапка боярина, меховые колпаки дьяков, темные кафтаны выборных лучших людей (А.Н. Толстой). 9. Зело мне печально. Я ждал паче всех Скляева… (А.Н. Толстой).
8. Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов; исправьте предложения.
1. Означенные в акте недоделки будут устранены в месячный срок. 2. По получении оного распоряжения материал будет немедленно отослан в ваше распоряжение. 3. Полет на современных сверхзвуковых аэропланах требует от авиатора больших физических напряжений. 4. Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками. 5. Покупки Чичикова доставили чиновникам большие неприятности. 6. Отделение милиции, куда поступило заявление от потерпевших, предложило учинить иск в адрес гардеробщиков. 7. Руководили борьбой партизан во время наполеоновского нашествия Денисов, Долохов и другие товарищи. 8. На голове у Ильи Муромца стальной шлем, на груди − кольчуга, на руках − варежки.
9. Укажите новые слова, появившиеся в нашем языке в связи с развитием науки и техники, и индивидуально-авторские неологизмы.
1. У нас природа густее, лиричнее, левитанистее (А.П. Чехов). 2. Пылают горы-горны, и море синеблузится (Маяковский). 3. Важным этапом в развитии телевизионной техники явилось создание системы космовидения (Из газеты). 4. Из вашей пьесопекарни выйдет большой толк (А.П. Чехов). 5. Отряд звездолетчиков, уже побывавших в космосе, постоянно растет (Из газеты). 6. Красочные, ярко освещенные витрины экспоцентра привлекают внимание множества москвичей и гостей столицы (Из газеты). 7. Средства, полученные от спонсорства, будут использованы для развития массового спорта (Из газеты).
10. Укажите, к какому типу лексических единиц по сфере употребления (терминам, профессионализмам, диалектизмам, жаргонизмам) относятся приведенные ниже слова.
Алиби, электрод, вектор, экосистема, державка (приспособление для того, чтобы носить кувшин), зависнуть (о компьютере), пахать (подметать), фонема, капуста (деньги), водни (оводы), грузить (обременять ненужной информацией), кочет (петух), майдан (площадь), идеализм, ляп (опечатка), отксерить (сделать копию на ксероксе), шнурки (родители), интеграл, биосфера, баско'й (красивый), винт (винчестер), безурить (шалить, баловаться).
11. Разграничьте заимствования из старославянского языка, заимствования из европейских языков, которые уже освоены русским языком, и недавние заимствования из английского языка (англицизмы).
Провайдер, менеджер, институт, суета, таймер, велосипед, пророк, благолепие, спикер, пейджер, такси, демократия, суеверие, зеницы, рейтинг, эффект, свита, добродетель, брег, имиджмейкер, топ-модель, колье, чело, дилер, супермаркет, бытие. 12. В следующих примерах найдите старославянизмы и укажите к каждому из них однокоренное русское слово.
1. Раздался звучный глас Петра. 2. Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат. 4. Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья. 5. Прости, родная пуща, прости, златой родник. Плывут и рвутся тучи о солнечный сошник. 6. Сумерки, сумерки вешние, хладные волны у ног, в сердце – надежды нездешние, волны бегут на песок. 7. Ветр налетит, завоет снег, и в памяти на миг возникнет тот край, тот отдаленный брег. 8. И прогремела грозным гласом в годину битвы наша сталь.
13. Определите значение иноязычных слов, подберите к ним слова-синонимы русского происхождения.
Атавизм, дефект, интеллект, инфантильность, мотив, психоанализ, рефлекс, эмпатия.
14. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении иноязычных слов. Исправьте предложения.
1. Так в конце 19 века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков. 2. Ничто не может вывести Обломова из его баланса. 3. Между Павлом Петровичем и Базаровым постоянно возникают диспуты. 4. Все сильнее ностальгия по прекрасному. 5. Дочь имела большую аналогию с матерью. 6. В композиции романа важную роль играет пейзаж местности. 7. Постановка пьесы на сцене была большим прогрессивным шагом вперед в развитии нашей драматургии.
15. Определите значение фразеологических оборотов. При необходимости воспользуйтесь словарем (В.П. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка» (любое издание). Ломать голову, бить баклуши, взять реванш, кануть в Лету, претворять в жизнь, медвежья услуга, делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, сломя голову, ахиллесова пята, хранить как зеницу ока, стреляный воробей, уйти в свою скорлупу, играть первую скрипку, подливать масло в огонь, без сучка и задоринки, овчинка выделки не стоит, как снег на голову, вавилонское столпотворение.
16. Приведенные ниже фразеологизмы распределите по следующим группам: 1) используемые в книжной речи; 2) используемые в разговорной речи; 3) фразеологизмы профессионального употребления.
Глядеть в оба, дамоклов меч, колосс на глиняных ногах, на всех парусах, держать ухо в остро, притча во языцех, шито белыми нитками, втирать очки, ахиллесова пята, почивать на лаврах, ковать железо пока горячо, глас вопиющего в пустыне, хоть глаз выколи.
17.Найдите в предложениях ошибки в употреблении фразеологических оборотов.
1. Мой друг сослужил мне медвежью услугу. 2. Похоже, что к этому делу приложил лапу не один человек. 3. Многие сейчас просто влачат лямку. 4. Когда я вижу, что происходит вокруг, кошки рвут мне сердце на части. 5. Нужно держать свое обещание. 6. Русские вложили значительный вклад в освоении Аляски. 7. Произнесенные слова окончательно подорвали терпение конкурентов. 8. Депутат должен носить ответственность за свои действия перед избирателями. 9. У нас имеется компьютерная сеть, которая может нести самое разнообразное применение. 10. Правда, заключенная в стихах поэта, бьет в лицо. 11. У Плюшкина крестьяне помирают, как мухи. 12. Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России. 13. Нет причин впадать в паническое настроение. 14. В своем деле он мастер – нужно отдать ему честь. 15. Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом.
18.Пользуясь фразеологическим словарем русского языка, подберите к предложенным фразеологическим единицам синонимы и антонимы.
Бросить якорь, витать в облаках, бить баклуши, кот наплакал, легок на подъем, засучив рукава, прикусить язык, у черта на куличках.
7.Подведение итогов.
Я узнал…
Были трудности с написанием…
Необходимо повторить …
8.Домашнее задание.
1. Работа с теоретическим материалом по теме 3.1.
2. Выполнить упражнения 16, 17,18 из практической работы
Инструкционная карта № 7
для проведения практического занятия по дисциплине «Русский язык»
1. Тема занятия: Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
2. Цель
- повторение и закрепление основных тем раздела «Лексикология», освоение традиции употребления лексики в речи, систематизация знаний студентов по теме;
- развитие культуры речи и обогащение словарного запаса студентов;
-развитие логического и образного мышления.
- воспитание бережного отношения к языку, эстетического отношения к слову.
2.1. После изучения студент должен
знать:
разновидности лексики;
особенности употребления лексики в речи;
уметь:
применять теоретические знания на практике;
пользоваться толковыми словарями;
правильно использовать словарный запас при устном и письменном общении.
3. Материально-техническое оснащение рабочего места: раздаточный материал с заданиями практикума.
4. Инструктаж по технике безопасности _____________________________
5. Краткие сведения из теоретической части
С точки зрения происхождения все слова русского языка можно разделить на 2 большие группы: (1) лексика исконно русская и (2) лексика заимствованная. Границы между двумя этими группами не всегда можно точно установить, Некоторые слова пришли в русский язык так давно, что их трудно отличить от исконно русских слов. К таким словам относятся хлеб, огурец, кровать. Однако заимствованные слова имеют ряд отличительных признаков.
Диалектизмы – это слова, которые употребляются жителями какой – либо территории и известны только живущим на этой территории(вага – большие воды, завеска – фрукт, пимы- валяные сапоги, валенки, рогач – ухват, шаньга – ватрушка.
Диалектизмы относятся к разряду территориально ограниченной лексики. Диалектная лексика часто используется как средство художественной выразительности: с ее помощью автор убеждает читателя в реалистичности изображаемых событий, характеров, что создает неповторимую индивидуальность и незабываемость.
Некоторые диалектизмы со временем становятся общеупотребительными и входят в состав литературного языка( земляника, щупальце) мы употребляем их как обычные, лишенные каких – либо признаков ограниченной в употреблении лексики.
Профессионализмы – Слова или выражения, характерные для определенного коллектива, объединенного одной профессиональной деятельностью. Это слова профессионально ограниченные.(в математике – корень, делимое, разность…, в языкознании – транскрипция, фонема, орфограмма, орфография …) К этой же группе относятся термины.
Специальные слова и термины тоже часто используются в стилистических целях- для создания более убедительных образов, ситуации, в которой герои совершают свои поступки.
Жаргонизмы – слова, свойственные устной речи людей, объединенных какими – либо интересами ( существуют различные виды жаргона: школьный жаргон, студенческий, возрастной и т.д.)( завалиться – не сдать экзамен, тусить, тусоваться – собираться в одном месте для развлечения, ништяк – нормально, хорошо, отрываться – осуществлять что – либо в полную силу…)
Жаргонная лексика используется в художественных произведениях при описании какой – либо специальной сферы, при создании образов, воплощающих речевое своеобразие современной молодежи и т.д. Такая лексика не имеет отношения к нормированному литературному языку, но является довольно убедительным средством художественной изобразительности.
Стилистически окрашенная лексика –слова, которые имеют повышенную стилистическую окраску(книжные) и слова с пониженной стилистической окраской – разговорные, просторечные.
Многозначные слова
Наличие у многих слов русского языка не одного, а нескольких значений составляет богатство речи и позволяет использовать эту особенность как средство изобразительности. Вот некоторые примеры многозначных слов: лист (клена) – лист (картона); глухой (старик) – глухая (стена); ручка (ребенка) – ручка (двери); резать (ножом) – резать (студентов на экзамене); идет (человек) – идет (фильм) – идет(в значении "согласен").
Омонимы (от греч. homos – "одинаковый" и omyna – "имя") – это слова, которые одинаково произносятся, но обозначают различные, никак не связанные между собой понятия: ключ1 ("источник") – ключ2 ("для отпирания замка") – ключ3 ("к шифру"); коса1 ("орудие") – коса2 ("волосы") – коса3 ("вид отмели или полуострова").
Антонимы (от греч. anti – "против" и onyma – "имя") – это разные по звучанию слова, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия: свет – мрак, жар – холод, говорить – молчать.Синонимы (от греч. synonymos – "одноименный") – это близкие по значению слова, принадлежащие к одной и той же части речи.
6. Содержание и последовательность выполнения заданий
6.1. Тема
6.2. Цель
6.3. Определение типа значения слова.
6.4. Работа с толковым словарем.
6.5. Нахождение слов-омонимов.
6.6. Использование синонимов в речи.
6.7. Нахождение неологизмов.
6.8. Устаревшие слова и их роль в тексте.
6.9. Лексические единицы по сфере употребления.
6.10. Заимствование слов.
7. Методические указания по выполнению и оформлению.
7.1. Выполнение работ на бланках по инструкции преподавателя, рекомендованными средствами и в изложенной последовательности.
8. Рекомендованная литература
Литература:
1.Основная:
1.1.Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова / «Современный русский язык – 6-е изд.» / Москва. Айрис-пресс. 2004 / 448с.
1.2. Букчина Б. З. И др. Письма об орфографии. Москва: наука, 1969.
1.3. Букчина Б. З. Проблемы русской орфографии (Орфографические словари. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года и орфографическая практика). Автореферат канд. дис. М.: Изд. Московского университета, 1974.
1.4. Букчина Б. З. и Калакуцкая Л. П. Сложные слова. М.: наука 1974.
1.5. Гвоздёв А. Н. Основы русской орфографии. М.: Изд. АПИ РСФСР, 1950.
1.6. Ерина Т. Н., Романова Т. Н. Трудные вопросы орфографии. Чебоксары: ЧГУ,1995.
1.7. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1982.
2.Дополнительная:
2.1. Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии. Ленинград: Изд. Ленинградского ун-та, 1977.
2.2. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. М. : Просвещение, 1992.
Инструкционная карта составлена
преподавателем Тихоновой О.В.
Рассмотрено и согласовано на заседании
цикловой комиссии гуманитарных
и социальных дисциплин, спец.дисциплин
специальности «Туризм»
Протокол № 3 от «7» сентября 2016 г.
Председатель цикловой комиссии
______________________Е.Н.Остапенко