Конспект урока по литературному чтению по произведению Р.Киплинга Рикки-Тикки-Тави
Тема: Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» Цель: ознакомление с произведением Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» Задачи: • познакомить с произведениями Р. Киплинга, обучать сознательному и выразительному чтению, формировать умение анализировать прочитанное, выделять главную мысль произведения; • развивать речь, память, обогащать словарный запас учащихся; • воспитывать сознание ценности проявления преданности, внимания и заботы друзей. Оборудование: словарная работа, иллюстративный материал, выставка книг. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Зачитывание отзывов о произведении «Козетта» III. Работа по теме урока. 1. Слово о писателе. Джозеф Редьярд Киплинг – английский писатель и поэт(1865-1933) С момента появления первых переводов произведений Киплинга на русском языке его талант был замечен и признан читателями. А. И. Куприн так отмечал яркость своеобразие литературного дарования английского писателя: «Он оригинален, как никто другой. Могущество средств, которыми он обладает в своем творчестве, прямо неисчерпаемо. Волшебная увлекательность фабулы, необычайная правдоподобность рассказа, поразительная наблюдательность, остроумие, блеск диалога, сцены гордого и простого героизма, тонкий стиль или, вернее, десятки точных стилей, экзотичность тем, бездна знаний и опыта и многое, многое другое составляют художественные данные Киплинга, которыми он властвует с неслыханной силой над умом и воображением читателя» В 1923 г. Сказки Киплинга впервые были напечатаны в переводе двух крупнейших детских писателей – К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. И с того времени по сей день, эти переводы признаны лучшими. 2. Чтение статьи учебника. 3. Работа по выставке книг. Сказки «Откуда у кита такая глотка», «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура», «Слоненок», «Сказание о старом кенгуру», «Откуда взялись броненосцы», «Как было написано первое письмо», «Как был придуман алфавит», «Кошка, гулявшая сама по себе», «Мотылек, который топнул ногой». Наибольшую известность в нашей стране получила сказочная повесть «Маугли». «Книга джунглей» Киплинга, куда входит рассказ «Рикки-Тикки-Тави», открывает перед читателями далекий и таинственный мир джунглей и его обитателей. 4. Представление рассказа «Рикки-Тики-Тави». - Редьярд Киплинг много путешествовал, в юности он почти 7 лет провел в Индии и работу в газете совмещал с изучением жизни тропических животных. Его рассказ посвящен истребителю змей смелому мангусту. - Рассмотрите картинку к рассказу. В какой стране происходит действие? Как вы догадались? Посмотрите, как выглядит мангуст. (Краткие сведения о мангусте, кобре представляют дети, преждевременно получившие задание.) На какого зверя он похож? (ласку) Как называется змея? Что вы знаете о кобрах? Об их привычках, поведении? 5. Первичное чтение рассказа. Учитель читает самые напряженные, острые моменты действия рассказа «великое сражение» мангуста с Нагом в ванной, сцену с Нагайной и Тедди на веранде, бой с Нагайной в норе. 6. Повторное чтение по частям и анализ. I часть. Прочитайте, отрывки текста, где описывается внешний вид мангуста, особенности его характера. - Почему мангуст получил такую кличку? ( его боевой клич был рикки-тикки-тикки-чк!) - Где жил мангуст? - Как он оказался в саду Большого Человека? - Кто его спас? - Прочитайте эпизод, где Рикки знакомился с семьей Большого Человека. - Понравился ли мангуст Тедди? - Понравилось ли мангусту в семье Большого Человека? Найдите строчки, говорящие об этом. - Как он знакомился с домом? - Попробуйте восстановить текст по опорным словам: рыскал, не утонул, сунулся, обжег, взобрался, прибежал, улегся, прикорнул, вскакивал и настораживался, бежал разузнать, не спит, въехал. - О ком и о чем рассказывали нам эти глаголы? - Как они характеризуют мангуста? (Неугомонный характер, зверек любознательный и смелый) II часть. - Прочитайте разговор отца и матери Тедди? - Какой вывод можно сделать о мангусте? (Мангусты верные и преданные друзья человека) - О чем идет разговор между мангустом и Дарзи? - Какое несчастье случилось у птички? Опишите появление Нагга. - Какие слова нужно использовать, чтобы описать страшный образ кобры? (негромкое шипение – страшный, холодный звук; огромная черная кобра, пяти футов длины от головы до хвоста, злые змеиные глаза) - Отчего стало страшно мангусту на минуту? - Испытал ли страх Наг «в глубине холодного сердца»? Почему? - Перечитайте эпизод появления Нагайны, злой жены Нага. Перескажите. Найдите слова для ее характеристики, используйте их в пересказе. - Кто предупредил Рикки об опасности? - Попробуйте нарисовать картинку, которую можно нарисовать к данному эпизоду. Каким вы видите Рикки? - Как можно изобразить Нага? (Вытянулась вверх, чтобы достать до гнезда, висевшего на терновом кусте) Нагайну? (Раненая разъяренная, она извивалась) Вывод: в этой сцене проявились находчивость и отвага Рикки. В то же время Рикки-Тикки был еще неопытен. III часть. Задание для самостоятельного чтения: расскажите, как вел себя мангуст во время завтрака. Почему, когда все было спокойно, Рикки-Тикки испускал воинственный клич? Чтение IV части учащимися вслух, анализ. - Для чего Рикк-Тикки отправился ночью путешествовать по дому? (Он чувствовал, что кобры придут в дом, что людям грозит опасность.) -Какой разговор услышал Рикки-Тикки за стеной дома? Как Наг и Нагайна решили избавиться от людей? -Какие чувства испытывал мангуст, когда услышал разговор кобр и увидел Нага? (Негодование и ярость, ужас.) - Почему мангусту было очень трудно победить Нага? - Расскажите, как шел бой Рикки-Тикки с Нагом? - Найдите завязку. С чего начиналось действие? (Замысел Нага с Нагайной) - Как развивалось действие? (Рикки следит за действием) - Найдите кульминацию. (Схватка мангуста с коброй). - Чем закончилось действие? Какова развязка? ( Выстрел Большог Человека – смерть Нага) Вывод: во время боя с очень сильным и опасным врагом маленький Рикки проявил находчивость, бесстрашие, стойкость, «и хотя он думал, что пришла его смерть, но решил встретить ее, не разжимая зубов». Чтение 5-ой части самостоятельно. - Какой момент в событиях, происходивших на веранде дома в следующее утро после гибели Нага, вы считаете самым напряженным? Нарисуйте словесную картинку. Окончание части от слов «когда она шмыгнула в нору, где жили они и Наг…» читается вслух, по очереди несколькими учениками. - Почему бой в норе был трудным? Чем можно доказать, что длился он долго? Почему Рикки-Тикки не сразу пошел домой? Прочитайте, как встретили его дома. Как воспринял мангуст похвалу мамы Мальчика? Имел ли Рикки_Тикки право быть довольным собой? Чем вы это подтвердите? 7. Озаглавливание каждой части. I. Знакомство с семьей Большого Человека. II. Встреча с Нагом и Нагайной. III. Смертельная схватка. IV. Торжество победы над врагом. 8. Домашнее задание. 1) Прочитать, по возможности, весь рассказ. 2) Написать обзорное сообщение «Каким перед нами предстает Рикки-Тикки? 3) Картинный план, пересказ отрывков, которые особенно понравились. 4) Написать отзыв о рассказе. 5) * Чтение произведений Р. Киплинга. V. Итог урока