Тема по самообразованию: Достижение метапредметных результатов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников
Достижение метапредметных результатов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников
«Мир стал динамичным.
Новый день приносит новые задачи.
От решения этих задач зависит не отметка в дневнике,
а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас.
Современному миру нужны яркие личности,
нужны талантливые учителя.
Серость порождает серость.
Огонь зажигает огонь».
Анатолий Гин
Автор педагогического опыта
Наименование опыта
Достижение метапредметных результатов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников
Специализация опыта
Основная идея педагогического опыта заключается в отработке новых подходов на уровне начального общего образования, основанных на коллективной учебной деятельности. Ключевые элементы, определяющие смысловую направленность педагогического опыта, заключаются в:
– реализации системно-деятельностного подхода через внедрение деятельностных технологий;
– организации продуктивного группового взаимодействия, основанного на содержательной коммуникации;
- использовании учебных задач, инициирующих детское экспериментирование и развитие универсальных учебных действий;
- событийном подходе к организации учебного материала, который дает возможность показать соприкосновения нескольких предметных областей и дает ученикам представление о единстве окружающего нас мира; результат интеграции проявляется в развитии универсальных учебных действий и мышления учащихся.
Актуальность педагогического опыта
Актуальность опыта определяется противоречиями, сложившимися в современной школе. Сегодня мысль о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний, представляется неактуальной. В современном обществе, когда происходит систематическое обновление знаний и увеличивается объем информации, учитель должен заниматься не простой передачей знаний, а формированием у учащихся качеств, которые обеспечат успешность личностного и профессионального роста подрастающего поколения. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, умения разбираться в ситуации, самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации. Работая в начальной школе не первый год, обращаю внимание на ряд проблем, с которыми сталкивается современный школьник. Резко выросла информированность детей, если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми не только предметного материала, но и моральных норм и нравственных принципов. Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, "интеллектуально пассивных", детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей. Вызывает тревогу неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации. Дети не понимают как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих, и как следствие этого процесса – потеря интереса к учению, снижение мотивации. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема успешного усвоения учащимися новых умений, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому Федеральные государственные образовательные стандарты определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний, потому, что традиционный подход, строящийся по принципу «Делай, как я» не работает, в нем нет места детскому действию, а, следовательно, нет места мышлению. Для современной школы необходимо деятельностное содержание, учебное сотрудничество, особые образовательные технологии, контрольно-оценочная деятельность. Обучение в современной школе не может строиться без учета процессов, происходящих в обществе, поэтому главным условием организации занятий является разностороннее развитие. Перед учителем встает вопрос : как построить учебный процесс, чтобы получить результаты, обозначенные в новом стандарте образования? Какие инновационные технологии обучения наиболее эффективны в рамках внедрения ФГОС? Как используемые формы работы встроить в единую систему педагогической деятельности? Отвечая на эти вопросы, я выстроила свою систему работы, и мой опыт характеризуется комплексным подходом к освоению программы начального общего образования, учитывает современные направления, формы и технологии обучения, передовой опыт педагогов, внедряющих в практику инновационные направления работы. Особое место отводится технологии деятельностного метода, метапредметным технологиям: задачная форма организации учебной деятельности, техники «понимание текста», «различение» и современным формам внеурочной деятельности: образовательное событие, проектная задача, исследовательские проекты. Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Инновационная направленность педагогического опыта
Педагогический опыт отличается от других тем, что:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы посредством деятельностных технологий и современных форм внеурочной деятельности расширить возможности обучения на уровне начального общего образования;
- ориентирован на поэтапное формирование универсальных учебных действий;
- формирует особую развивающую образовательную среду, состоящую из уроков-лабораторий, образовательных событий, практик по созданию творческих и исследовательских проектов, по передаче способов понимания текста;
Таким образом, новизна педагогического опыта заключается в том, что используя инновационные технологии и формы на разных этапах становления личности, тем самым создаем оптимальные условия для достижения метапредметных результатов.
Методологическая база педагогического опыта.
Методологическую основу проекта составляют:
1.Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности с учётом общих закономерностей возрастного развития детей.
2.Концепция формирования универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются учёными – педагогами А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской.
3.Проблема формирования и развития общеучебных умений учащихся рассматривается в работах Ю.К. Бабанского, В.М. Коротова, Н.А. Лошкаревой.
4.Представление о новых формах и методах организации учебного процесса, направленных на формирование у учащихся УУД (А.Б. Воронцов, М. М. Меркес, Н. В. Громыко, Э. С. Акопова).
А также на идеях мыследеятельностной педагогики, основанной на системе развивающего обучения В. В. Давыдова и методологии системно-мыследеятельностного подхода Г. П. Щедровицкого, Н.Г.Алексеева.
В работе использованы материалы Института педагогических инноваций Российской академии образования:
1. Половкова М.В. «Условия освоения организации образовательного процесса», «Мыследеятельностная педагогика: принципы построения и опыт работы».
2. Алексеева Л.Н., Устиловская А.А. «Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики».
Идея, цель и задачи педагогического опыта.
Основная идея педагогического опыта заключается в отработке новых подходов на уровне начального общего образования, основанных на коллективной учебной деятельности. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Поэтому основной задачей современного начального обучения является, прежде всего, формирование у младших школьников полноценной целостной учебной деятельности ("умения учиться"). Лишь при этом условии они могут успешно учиться в более старших классах, где учение становится одним из видов общественно полезной деятельности школьников.
Учебная деятельность младших школьников дает хорошие результаты тогда, когда они активно взаимодействуют в процессе усвоения знаний и умений (например, проводят обсуждение условий их происхождения, когда учитель придает учебным, занятиям игровую форму). Процесс коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой учебной деятельности она остаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей появляются устойчивые и обобщённые учебно-познавательные мотивы, что свидетельствует о формировании самой потребности в учебной деятельности. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты. Поэтому для получения эффективных и качественных результатов необходимо отказаться от репродуктивных методов и способов обучения; взять за основу задачный принцип построения предметного содержания; создать условия для организации детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия; широко использовать знаково-символические средства для решения учебных и учебно-практических задач; ориентироваться на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности.
Таким образом, ключевые элементы, определяющие смысловую направленность педагогического опыта, заключаются в:
– реализации системно-деятельностного подхода через внедрение деятельностных технологий;
– организации продуктивного группового взаимодействия, основанного на содержательной коммуникации;
- использовании учебных задач, инициирующих детское экспериментирование и развитие универсальных учебных действий;
- событийном подходе к организации учебного материала, который дает возможность показать соприкосновения нескольких предметных областей и дает ученикам представление о единстве окружающего нас мира; результат интеграции проявляется в развитии универсальных учебных действий и мышления учащихся.
Цель педагогического опыта, заключается в создании условий для формирования метапредметных результатов учащихся на основе коллективной учебной деятельности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
-адаптировать техники «понимание текста», «различение текста», технологию деятельностного метода, задачной формы обучения, исследовательской деятельности к педагогическим условиям школы;
-разработать и реализовать рабочие программы по предметам курса начальной школы с учетом внедрения метапредметных технологий;
- организовать работу творческих мастерских по созданию проектов, по передаче способов деятельности;
- разработка диагностического инструментария по отслеживанию результатов сформированности метапредметных результатов;
- разработка методических рекомендаций для учителей по созданию условий для формирования метапредметных результатов учащихся на основе собственного понимания и мышления.
Технология педагогического опыта
Особое место в воспитании и образовании ребенка занимает учебная деятельность, которая помогает становлению личности.
Современные тенденции в содержании образования все больше обращены на работу с универсальными учебными действиями, а не на формирование отдельных навыков. В своей работе я придерживаюсь того, что формирование универсальных учебных действий в начальной школе связаны, в первую очередь, с развитием мышления и речи, а во вторую очередь, с коллективной учебной деятельностью, поэтому при организации учебного процесса учитываю особенности возраста; специфические особенности учебной деятельности; предметное содержание отдельных учебных курсов; два вида новообразований младшего возраста (рефлексию и умение учиться); способы взаимодействия учителя и учащихся.
Формирование универсальных учебных действий осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Эффективность моей работы напрямую зависит от создаваемых педагогических условий: групповые формы организации обучения, разделение коллективных и индивидуальных форм обучения, преемственность в технологиях обучения, учет возрастных особенностей при построении материала и выборе форм работы.
Основное значение в моей деятельности имеют технология деятельностного метода, проектная технология, мыследеятельностные технологии: задачная форма организации учебной деятельности и техники «понимание» и «различение», и современные формы внеурочной деятельности: проектные задачи, образовательные события, предметные и метапредметные погружения. Именно грамотное сочетание деятельностных технологий и современных форм внеурочной деятельности обеспечивают достижение требуемых образовательных результатов.
Очень важно, чтобы современный ученик уже в начальной школе приобретал такие способы действий, которые составляют основу умения учиться.
Известно, что формирование любых личностных новообразований
· умений, способностей, личностных качеств
· возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение способа УУД.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но формируемые действия будут носить уже не узко предметный, а метапредметный характер.
Основным механизмом развития первого этапа - мотивации учащихся и формирования первичного опыта выполнения УУД является применение учителем современных технологий обучения. В своей педагогической деятельности я использую технологии, отражающие основные концепции системно - деятельностного подхода:
- мыследеятельностная технология (задачная форма обучения, техники «Понимание», «Различение»);
- деятельностный метод обучения (ТДМ).
Применение данных технологий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности.
Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия. В противном случае, формирование универсальных учебных действий будет также неэффективно, как, например, обучение детей таблице умножения без знакомства с суммой одинаковых слагаемых. Второй этап - освоение способа выполнения УУД осуществляю во внеурочной деятельности - надпредметные курсы «Мир деятельности», «Знаю, мыслю, действую», «Я-исследователь». Основная целью этих курсов - создание теоретического фундамента для формирования универсальных учебных действий.
На третьем этапе формирования УУД учащиеся отрабатывают и закрепляют новый способ выполнения универсального действия на уроках по разным учебным предметам, проводимым в технологии деятельностного метода и мыследеятельностной технологии обучения. Уроки проходят так же, как и на 1-м этапе, но теперь учащиеся выполняют это УУД самостоятельно и осознанно, при необходимости корректируя его, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.
Четвёртый этап - контроль умения применять УУД осуществляю во время выполнения проектных задач и образовательных событий методом встроенной экспертной оценки и по результатам выполнения итоговых комплексных работ.
Механизм формирования метапредметных результатов, основанный на моём педагогическом опыте можно представить в виде следующей схемы:
Механизм формирования метапредметных результатов
А теперь более конкретно остановлюсь на механизме формирования метапредметных результатов.
Применение технологий деятельностного метода и мыследеятельностных технологий на этапе мотивации и первичного выполнения УУД
Для прохождения учащимися первого этапа формирования УУД применяю в урочной и внеурочной деятельности деятельностный метод обучения и мыследеятельностную технологию (задачную форму обучения, техники «Понимание», «Различение»). Эти технологии помогают включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Деятельностный метод и мыследеятельностная технология построены на основе методологических законов общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), что позволяет придать процессу формирования УУД системность и достаточную полноту.
На уроках в технологиях ТДМ, МДТ создаются условия для выполнения учащимися всего комплекса требуемых УУД, так как в основу их положен единый метод – рефлексивная самоорганизация. Это видно из таблицы №2:
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания по ТДМ и ЗФО.
Этапы урока открытия нового знания в ТДМ
Этапы урока в ЗФО
Перечень УУД, выполняемых учащимися на соответствующих этапах
Самоопределение к учебной деятельности
Организационный
-планирование учебного сотрудничества (К)
Актуализация знаний
Актуализация знаний. Ситуация успеха
- построение логической цепи рассуждений (П);
-применение известного способа действия (П);
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии и выявление места и причины затруднения
Учебная ситуация. (Задание- «ловушка»). Рефлексия
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- логические операции(П);
- использование знаково-символических средств (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р)
Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта
Порождение учащимися нового способа
- постановка познавательной цели (П);
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- построение логической цепи рассуждений (П)
- использование знаково-символических средств (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия действий по порождению нового способа
- логические операции (П);
- саморегуляция (Р);
- использование известных приемов решения задач (П)
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- рефлексия способов и условий действия (П);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
Техники «Понимание» и «Различение» основаны на мыследеятельностных принципах и целевым образом сориентированы на формирование мышления, действия, понимания, рефлексии.
Суть мыследеятельностной технологии «Различение» состоит в умение порождать новое различение в ситуации непонимания, спора или коммуникативного конфликта. Процедура различения лежит в основе мыслительной работы.
Работа педагога строится таким образом, что он организует или провоцирует ситуации конфликта точек зрения, порожденные недостаточностью различений. Дети выявляют причину создавшейся ситуации и строят новое различение, которое позволяет ее разрешить. Урок в технике «Различения» проходит в несколько этапов:
1. Вхождение в ситуацию конфликтных точек зрения (ее принятие или непринятие).
2. Видение коммунального конфликта (на уровне ссоры, спора).
3.Видение двух точек зрения по поводу конфликта, выход в мыслительный план к предмету конфликта.
4.Умение изменять конфликтную ситуацию с помощью понимания особенности предмета конфликта, которая стала причиной разности точек зрения конфликтующих сторон. Работа в технике «Различение» необходима для того, чтобы развивать способность видеть разные стороны одного объекта, видеть как разное то, что раньше воспринималось как единое, слитное; научить детей не столько пользоваться готовыми различениями, сколько строить новые. Технику «Различение» использую в урочной и внеурочной деятельности, где необходимо выявить причины спорной ситуации и построить различение понятий.
Акцентируя внимание на технике «Понимания», нельзя не сказать, что понимание является одним из самых важных процессов в нашей жизни. От того, как мы понимаем различные явления, события, зависит и то, как мы начинаем действовать, какие эмоции переживаем, как у нас складывается общение с другими людьми, наконец, то, какая картина мира у нас формируется. Техника «Понимания» используется в разных видах деятельности: на уроках литературного чтения, окружающего мира, ОРКСЭ в анализе текста при выявлении предмета, позиции автора, символа; при работе над проектной задачей.
Освоение выполнения способа УУД через внеурочную деятельность
Прохождение второго шага формирования УУД - освоение способа выполнения изучаемого универсального действия осуществляю в рамках учебных курсов «Мир деятельности», «Я- исследователь». Турнира (метапредметного курса) «Знаю, мыслю, действую» и предметных и метапредметных погружений «Ноогеновские задачи»
Содержание деятельности учащихся во внеурочных деятельности направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС.
Учебный курс “Я - исследователь интеллектуальной направленности. Является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Организация работы учащихся над проектами позволяет существенно дополнить работу по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Основные принципы реализации курса – научность, субъектность, деятельностный подход, результативность, партнерство, творчество и успех.
Учебный курс «Мир деятельности» основан на технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, помогает ученикам начальной школы:
учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания и умения;
не бояться трудностей в учебе и выполнять задания любой сложности;
развивать навыки слаженной работы в группах; развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность.
Метапредметный курс «Знаю, мыслю, действую» создает условия для развития у детей познавательных результатов , формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. В данном курсе создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
Предметные и метапредметные погружения «Ноогеновские задачи»
На формирование универсальных учебных действий влияют предметные и метапредметные погружения «Ноогеновские задачи». Эта форма внеурочной деятельности вводится с 3 класса. Технология «Нооген» связана с придумыванием «невозможных миров». Ответы на вопросы об устройстве такого мира лежат на пересечении разных наук. Решение «ноогеновской задачи» включает в себя несколько процедур:
1. Организуется работа малых разновозрастных групп. Такая работа направлена на проявление сути проблемы, разных точек зрения на неё, разработку вариантов решения, подготовку доклада от группы.
2. Происходит обсуждение докладов групп и их критика. Ученики осваивают способы работы эксперта. Выявляют основное содержание выступления, проблематизируют его, выявляют логические нестыковки и упущения и т.п.
3. Рефлексия групповой работы, направленная на уяснение ситуации каждого участника группы, на поиск вариантов того, как можно было бы избежать выявленных слабых сторон в организации общей интеллектуальной работы.
Далее приведу примеры тем, раскрывающих методологию унивесальных учебных действий, которые я использую в своей работе:
Познавательная линия
Коммуникативная линия
Регулятивная линия
Учебный курс «Мир деятельности»
«Учусь анализировать» «Учусь сравнивать»
«Наблюдение как метод познания»
«Учимся дружно. Правила работы в группе»
«Я – автор, я – понимающий»
«Что такое сотрудничество?»
«Ставлю цель».
«Результат открытия нового знания. Эталон».
«Ключи к новым знаниям».
«Планирование учебной деятельности»
Учебный курс «Я – исследователь»
«Учимся вырабатывать гипотезы»
«Знакомство с логикой»
«Как делать схемы»
«Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
«Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов»
«Мини -конференция по итогам экспресс-исследований»
«Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
«Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Метапредметный курс «Знаю, мыслю, действую»
«Правила классификации»
«Учимся использовать аналогии»
«Учимся находить закономерности»
«Правила спора»
«Учимся аргументировать»
«Правила командной игры»
«Что я знаю и умею»
«Составляю план действий»
Предметные и метапредметные погружения «Ноогеновские задачи»
Построить мир, где нет чисел, но есть развитая цивилизация.
Построить мир, в котором нет отверстий.
Построить школу, в котором не учатся, а разучиваются.
Построить арифметику, в которой не возможно сделать ошибку.
Придумать мир, в котором все вывернуто наизнанку.
Придумать мир, в котором возник язык без: настоящего времени/ прилагательных/ глаголов/ существительных.
Построить мир плоских существ, живущих на плоскости (не имеющих толщины), у которых нет наслоений, а в остальном, все как у нас.
Тренинг, самоконтроль, самокоррекция
Третий этап формирования УУД осуществляю на уроках внеурочной деятельности. Во - первых, провожу уроки рефлексии по технологии ТДМ, основной целью которых является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях (самоконтроль, самокоррекция).
На уроках рефлексии учащиеся осознают, какая последовательность действий необходима для коррекции индивидуальных затруднений, когда они возникают.
Для того, чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, организую их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок.
Данный алгоритм строится самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять свои ошибки» (внеурочный курс «Мир деятельности») и даёт им четкий ответ на данный вопрос. Уроки рефлексии провожу в системе, поэтому дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют алгоритм исправления ошибок. При построении алгоритма исправления ошибок можно использую разные формы организации работы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д. Наиболее эффективна групповая форма работы. В первом классе алгоритм исправления ошибок может выглядеть, например, следующим образом:
1.Определи, какое правило не знаешь.
2.Повтори правило.
3.Примени правило, исправь ошибку.
К третьему-четвертому классу алгоритм исправления ошибок уже гораздо более подробный.
Во- вторых, для закрепления знаний о способах выполнения УУД провожу уроки – тренинги. На уроках учащиеся выполняют закрепляемое УУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, при необходимости корректируя его. Например, урок – тренинг «Эврика!» является продолжением работы над темой «Учимся вырабатывать гипотезы». Цель его закрепление знаний о правилах выдвижения научных гипотез.
Такая тренировочная деятельность на уроках может быть как индивидуальной, так и групповой. Учитель на таких уроках играет роль тьютора, т. е. организует и направляет деятельность учащихся, в любой момент должен быть готов к изменению и корректировке плана в процессе урока.
Контроль сформированности УУД
Контроль сформированности УУД (метапредметные результаты) проводится при выполнении проектной задачи, образовательного события, турнира «Знаю, мыслю, действую» методом встроенной экспертной оценки, а также при анализе итоговой комплексной работы
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Проектные задачи проводятся с 1 класса 2 раза в год.
Для оценки регулятивных и коммуникативных УУД использую проектную задачу и турнир «Знаю, мыслю, действую», как измеритель сформированности метапредметных результатов.
Основной оценочной процедурой при решении проектной задачи и образовательной сессии учащимися является встроенная экспертная оценка внешнего наблюдателя (учителя). Оценивание со стороны экспертов происходит через разные аспекты деятельности младших школьников в малой группе в ходе непосредственного решения проектной задачи и работы образовательной сессии.
Профессор – психолог А. Б. Дмитриева отмечает ряд преимуществ данного метода. Во-первых, метод позволяет получить первичную информацию о явлениях, процессах за относительно короткий период времени. Во-вторых, в профессиональном отношении метод экспертных оценок более доступен для усвоения по сравнению с другими методами. В третьих, метод ориентирован на решение, прежде всего, практических задач. В-четвёртых, метод нередко используется в тех условиях, когда имеются серьезные трудности в оценке явления, процесса с помощью других методов, которые могут оказаться недостаточно надежными.
С помощью метода встроенной экспертной оценки наблюдатель фиксирует проявления регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в карте параметров индивидуального стиля учебной деятельности (идея Галеевой Н.Л.).
Для оценки сформированности познавательных результатов использую результаты анализа комплексных итоговых работ и турнира «Знаю, мыслю, действую». Мониторинг сформированности познавательных УУД проводится 1 раз в год (в конце учебного года). Результаты также вносятся в лист наблюдения, с помощью которого определяется уровень познавательных результатов.
Модель мониторинга и результаты мониторинга приведены ниже в результативных параметрах.
Субъекты педагогического опыта
Субъектами педагогического опыта являются учащиеся 1-4 классов.
Данный педагогический опыт формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 6,511 лет.
Основными характеристиками личности, формируемые на протяжении младшего школьного возраста, являются:
- смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей, на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);
- формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);
- выносливость, произвольность и трудоспособность, позволяющие осуществлять учебную деятельность и требующие значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;
-эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);
- приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
- усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).
Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.
Эти характеристики к концу начальной школы и должны проявляться, прежде всего, в работе класса или внеклассной учебной общности.
Ресурсное обеспечение педагогического опыта
Материально-технические ресурсы
Учебный кабинет, оснащенный интерактивными оборудованиями: мультимедийный компьютер, многофункциональное устройство (сканер, копир, принтер), интерактивная доска, документ-камера, выход в Интернет.
Учебно-методические ресурсы
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык: УМК «Перспектива» для 1-4 классов в 2-х частях. – М.: «Просвещение», 2013.
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литература: УМК «Перспектива» для 1-4 классов в 2-х частях. – М.: «Просвещение», 2013.
Петерсон Л.Г. Математика: УМК «Школа 2000» для 1-4 классов в 3-х частях. – М.: «Ювента», 2013.
Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир: УМК «Перспектива» для 1-4 классов в 2-х частях. – М.: «Просвещение», 2013.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология: УМК «Перспектива» для 1-4 классов– М.: «Просвещение», 2013.
Результативные параметры педагогического опыта
Основными направлениями оценочной деятельности сформированности метапредметных результатов являются:
1. По отношению к учащимся:
- повышение качественной успеваемости учащихся;
- повышение уровня сформированности метапредметных результатов;
- результаты участия учащихся в олимпиадах и конкурсах разных уровней;
- результаты исследовательской деятельности учащихся.
2. По отношению к педагогу:
- качественное использование информационно-коммуникационных технологий;
- повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
Средствами контроля и обеспечения достоверности результатов являются:
- наблюдение, методы статистики, анкетирование, рефлексивные уроки;
- анализ данных о личностных и социально-значимых достижениях учащихся;
- экспертиза рабочих программ, программы метапредметного курса, уроков, занятий;
- анализ данных о прохождении курсов повышения квалификации;
- анализ данных об участии педагога в мероприятиях по предъявлению инновационной деятельности.
Организационной основой осуществления оценки метапредметных результатов является циклограмма диагностирования УУД, где обозначены основные метапредметные результаты, сроки, методы и инструментарий оценки. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
Основными процедурами отслеживания сформированности метапредметных результатов являются встроенная экспертная оценка (коммуникативные, регулятивные УУД) и тестирование (познавательные УУД). Инструментарием для мониторинга сформированности метапредметных результатов являются задания проектной задачи, итоговые комплексные работы.
Циклограмма диагностирования УУД
Вид УУД
Метод оценочной деятельности
Инструментарий
Фиксация контроля
Сроки проведения
Регулятивные УУД
Встроенная экспертная оценка
Проектная задача
Листы наблюдений
Апрель
Коммуникативные УУД
Встроенная экспертная оценка
Проектная задача
Листы наблюдений
Апрель
Познавательные УУД
Тестирование, встроенная экспертная оценка
Комплексная работа
Сводная таблица
Апрель
В рамках диагностики метапредметных результатов выделены следующие параметры:
- познавательная активность
- развитие логических операций
- развитие саморегуляции
- способность к сотрудничеству
- уровень коммуникации.
Результаты уровня сформированности УУД фиксируются в карте наблюдений:
№
Оцениваемые результаты
Критерии сформированности УУД
Баллы
Регулятивные УУД
1
Произвольность деятельности
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.
3
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке.
2
Деятельность хаотична, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна.
1
2
Планирование
Планирует деятельность самостоятельно
3
Планирует деятельность с направляющей помощью
2
Планирует деятельность с помощью учителя
1
3
Самоконтроль
Проверяет результат, находит и исправляет ошибки
3
Результат проверяет, но ошибок "не видит"
2
Результат не проверяет, т.к. довольствуется любым результатом
1
4
Самооценка
Способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок
3
Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки
2
Не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки
1
Коммуникативные УУД
1
Ведение дискуссии
Отвечает, давая развернутый ответ, самостоятельно формулирует корректные вопросы
4
Отвечает, давая краткий ответ, формулирует неточный вопрос
3
При ответе или формулировке вопроса испытывает затруднения из-за волнения
2
При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря, формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику
1
2
Способность к сотрудничеству
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь
4
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)
3
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера
2
В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других.
1
3
Уровень коммуникации
Проявляет инициативу в общении, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится к расширению круга знакомств.
4
Стремится к контактам с разными людьми, отстаивает свое мнение, однако недостаточно инициативен и активен в общении
3
Не стремится к общению, чувствует себя скованно в новом коллективе, предпочитает проводить время один. Испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед классом, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды, редко проявляет инициативу в общении
2
Отношение к общению негативное, замкнут, повышена обидчивость, раздражительность, значительные трудности вхождения в новый коллектив
1
Познавательные УУД
1
Восприятие устной и письменной информации
Воспринимает информацию с первого раза
3
Нуждается в дополнительных разъяснениях, в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения
2
Не воспринимает устную и письменную информацию
1
2
Познавательная активность
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в посторонней помощи
3
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, круг интересующих вопросов довольно узок, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция
2
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется
1
3
Мышление (сформированность логических операций)
Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи
3
Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания
2
При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.
1
Карта наблюдения по отслеживанию формирования УУД позволяет представить полную картину об учащемся, для того, чтобы зафиксировать его проблемы, и наметить план коррекционных действий по их устранению. По количеству набранных баллов можно судить об уровне сформированности УУД:
Уровни сформированности УУД
Уровни сформированности УУД
Характеристика
деятельности учащихся
Количество баллов
Низкий уровень
Выполнение учебного действия по образцу, содержащему необходимый способ действия
От 6 до 1 баллов
Средний уровень
Осуществление способа действия по прямому указанию на его название (назначение)
От 7 до 10 баллов
Высокий уровень
Применение способа действия в контексте учебной задачи (цели)
От 11 до 12 баллов
Проектирование деятельностного содержания достижения метапредметных результатов на уровне начального основного образования
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
Торопинина Инна Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная»
Метапредметные результаты (познавательная активность, развитие логических операций. развитие произвольности и самоконтроля, способность к сотрудничеству, уровень коммуникации., продуктивное взаимодействие) Личностные результаты (умение учиться)
Цель
Образовательное пространство
Внеурочные формы
- проектные задачи;
- образовательные события;
- образовательный модуль;
- творческие проекты;
- исследовательские проекты
Урочная деятельность с применением технологий ДМО и МДТ (ЗФО, «Различение», «Понимание»
Учебный курс «Мир деятельности»
Учебный курс «Я – исследователь»
Метапредметный курс «Знаю, мыслю, действую»
Предметные и метапредметные погружения «Ноогеновские задачи»
Первичный опыт и мотивация
Освоение способа выполнения УУД
Выработка умения учиться,
самоконтроль, самокоррекция
Условия
-групповые формы организации учебного процесса;
- преемственность в технологиях обучения;
- учет возрастных особенностей при отборе содержания и выборе форм работы;
-деятельностное содержание учебных предметов, курсов
Олимпиады и конкурсы разных уровней
Исследовательские и творческие проекты учащихся
Турнир «Знаю, мыслю, действую»
Комплексная диагностическая работа
Проектная задача
мониторинг
Схема мониторинг
Комплксная иагностическая работа
Турнр «Мыслю, знаю, действую»
Комплексная диагностическая работа «Эврика»
Проектная задача
Схема мониторинга
Комплексная диагностическая работа
Проектная задача
Турнир «Мыслю, знаю, действую»
Комплексная диагностическая работа «Эврика»
Проектная задача
Схема мониторинга
Комплексная диагностическая работа
Проектная задача
Турнир «Мыслю, знаю, действую»
Комплексная диагностическая работа «Эврика»
Проектная задача
Схема мониторинга
Комплексная диагностическая работа
Проектная задача
Турнир «Мыслю, знаю, действую»
Комплексная диагностическая работа «Эврика»
Проектная задача
лђЗаголовок 2Заголовок 915