НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Верховцева Е.Ю., Мамонтова Г.В., Ганичева Е.В.
Средняя общеобразовательная школа № 33 им. Н.А. Мордовиной, г. Астрахань
Аннотация. Авторы статьи знакомят читателей с универсальными учебными действиями, с примерами реализации взаимосвязи урочной и внеурочной дея тельности.
Ключевые слова: урок, деятельность, начальная школа, показатели, учитель, ученик.
Педагогическая деятельность современного учителя направлена на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Система обеспечения развития образования предусматривают решение задач формирования совокупности универсальных учебных действий (УУД) учащихся, обеспечивающих формирование прочной основы умения учиться.
Как отмечается в работах Бобковой М.Г., Плотниковой Е.А., универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные [1, 27-31].
1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; волевая саморегуляция.
3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также действия постановки и решения проблем.
4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями: состояние здоровья детей, успеваемость по основным предметам, уровень развития речи, степень владения русским языком, умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы, стремление принимать и решать учебную задачу, навыки общения со сверстниками, умение контролировать свои действия на уроке и во внеурочное время. Перечисленные выше универсальные учебные действия могут быть сформированы на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности, а также их систематического акцентирования внимания на компонентах УУД, а также владение учителем технологиями реализации ФГОС. В процессе формирования УУД необходимо опираться на имеющийся опыт ученика, особенно в построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ниже приведём пример реализации взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, направленной на формирование УУД.
Таблица № 1.
Вид деятельности Проявления на уроке Проявление во внеучебное время Содержание
Учебное сотрудничество Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия. Такое общение максимально приближено к ребенку.
Пример сквозной темы: «Дружба» На уроке литературного чтения рассматривается понятие «дружба» и литературные примеры. На классном часе учитель предлагает обсудить построение дружеских отношений непосредственно в классе. Возможно сравнение с литературными героями. Творческая, проектная, учебно- исследовательская деятельность Уроки технологии, изобразительной деятельности, окружающего мира, английского языка. Проекты и исследования могут быть групповыми и индивидуальными. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для формирования регулятивных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных умений. Художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально – значимых инициатив и др. Работа над проектами гар- монично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятель- ность и позволяет работать над получением результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Пример творческого проекта: «Подарок маме». На уроках технологии дети познакомились с различными техниками создания цветов из бумаги и атласных лент. Во внеурочное время было создано коллективное панно «Подарок маме» на основе полученных знаний и сформированных умений на уроке. Таким образом, в связи с тем что приоритетным направлением реализации новых ФГОС НОО становится реализация развивающего потенциала образования, то актуальной и новой задачей становится обеспечение формирования универсальных учебных действий обучающихся уже на этапе обучения в начальной школе.
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.