Доклад по теме: Доклад по теме «Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»


Доклад по теме: «Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»Учитель: Крутских Татьяна Григорьевна
«Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…»
У нас рынок, информационный бум и экономический кризис. С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.
Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления. «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов.
Технологию развития критического мышления можно использовать на уроках познания мира, литературы, русского языка, реже – на уроках математики (например, кластер).
Структура урока
вызов
осмысление
рефлексия
Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.
Вызов:
Мозговая атака (штурм)
Верите ли вы, что …
Корзина идей
Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Осмысление:
Кластер
Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Чтение с остановками
Рефлексия:
Синквейн
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Ассоциации
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа
Тонкие вопросы – требуют фактического ответа
Синквейн
Первая строка – существительное, тема синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.
Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.
Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.
Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
ПРИЕМ «КОРЗИНА ИДЕЙ»
Мы говорим почва. А что же такое почва?
Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения.
- Почва – это …
… земля
… растительная земля
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания, дом животных

Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приемы технологии РКМ.