План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: Словообразование
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Словообразование существительных с помощью морфем»
Цель урока: дать понятие о словообразовании существительных с помощью морфем.
- обучающие: показать способы словообразования существительных, научить образовывать существительные с помощью морфем, научить находить морфемы, с помощью которых образованы существительные.
- развивающие: способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности. Продолжить работу над формированием умения объективно грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава. Продолжить формирование умения извлекать информацию из текста учебника, из ответа одноклассника. Формировать коммуникативную компетентность (сотрудничество, умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения)
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к русскому языку
Метапредметные: развивать операции логического мышления; сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; умение работать индивидуально и в паре; излагать свое мнение и излагать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
Предметные: расширить понятийную базу о существительных и о словообразовании, с помощью практических заданий обеспечить понимание учащихся способов словообразования существительных.
Тип урока: изучение нового материала
Форма работы: коллективная, индивидуальная, парная
Оборудование: учебник-практика, учебник-теория, презентация, раздаточный материал, доска.
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1
Организационный момент
Приветственное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята!
Откройте тетради и запишите число.
Приветствуют учителя, садятся и записывают число в рабочих тетрадях
Личностные и коммуникативные
2
Актуализация знаний
Введение в тему.
На экране выводятся предложения, данные учителем.
-Учитель предлагает прочитать предложения и поразмышлять о том, в чем особенность выделенных слов.
- затем учащимся предлагается назвать тему урока.
Учащиеся высказываю предположения, обсуждают их и называют тему урока.
Записывают тему в тетрадях
Принцип целостности:
УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (самостоятельное определение темы урока)
3
Целеполагание и мотивирование
- Значит что же мы с вами должны усвоить сегодня, чему научиться?
- Какие цели вы поставите для себя на этом уроке?
- итак, в течение урока мы должны будем ответить на следующие вопросы:
Каковы способы словообразования сущ;
От каких частей речи они образовываются
На какие тематические группы делятся словообразовательные суффиксы сущ-х
(раздается раздаточный материал)
Ставят цели урока: продолжить изучение имени сущ., рассмотреть способы словообразования имен сущ., научиться правильно образовывать имена сущ с помощью морфем, находить словообразовательные морфемы в словах.
Регулятивные и коммуникативные
4
Ввод нового материала, актуализация знаний
Учитель предлагает вспомнить, где ребята встречались с понятием «словообразование» и назвать способы словообразования, которые они помнят из материала 5 класса,
Ребята называют способы словообразования и записывают их в свои рабочие карты.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
5
Закрепление знания
1)- А теперь давайте на практике посмотрим, как работают эти способы, и умеете ли вы ими пользоваться.
Предлагает выполнить задание №1 по карточкам (у учителя задание записано на доске). Ребята заполняют таблицу в карточках, а учитель на доске, руководствуясь ответами учащихся
- выделите словообразовательные морфемы в получившихся словах.
- посмотрите, ребята, у нас с вами получились группы или ряды однокоренных слов, такие группы или ряды называют «гнездом однокоренных слов»
Ребята выполняют предложенное задание.
Коммуникативные(устный ответ)
Регулятивные (контроль)
предметные
2) – а теперь взгляните на задание № 2, которое дано в ваших карточках, прочитайте задание. Выполните его в карточках, не забудьте выделить словообразовательные морфемы.
- а теперь определить часть речи слов, которых вы записали!
(правильный вариант ответа появляется на слайде, с которым ребята сравнивают свои ответы и исправляют ошибки)
- какой же можно дать ответ на вопрос: от каких частей речи образовываются имена сущ с помощью суффикса?
(на слайде выводится ответ на этот вопрос)
Ребята выполняют задание самостоятельно или в парах и сравнивают ответы со слайдом, исправляют ошибки.
делают вывод том, что с помощью суффиксов сущ можно образовать от разных частей речи
Коммуникативные, познавательные, регулятивные, предметные
4
Физкультминутка
- а теперь немного отдохнем, отложите все и поднимите головы.
- я буду называть корень, а вы должны придумать как можно больше слов присоединяя к нему только приставки.
-ход-
-езд-
Играют, называя устно ответы
Коммуникативные, познавательные
5
Закрепление знания
3) – а теперь посмотрим задание №4 по вашим карточкам
- прочитайте задание и выполните его письменно в своих рабочих тетрадях
(на слайде выводится правильный вариант выполнения задания)
- определите часть речи исходных слов
- какой вывод можно сделать на вопрос о том, от каких частей речи образуются сущ с помощью приставок?
(вывод выводится на слайде)
Выполняют задание самостоятельно или в парах.
Самопроверка выполненной работы. Делают вывод о том, что с помощью приставок сущ образовываются от других сущ
Коммуникативные, познавательные, регулятивные, предметные
4) – следующий способ словообразования сущ, который мы с вами рассмотрим – приставочно-суффиксальный. Чтобы посмотреть как он работает нам надо выполнить задание №6
- читайте задание
(после того, как ребята выполняя задание и предлагается сверить ответы со слайдом)
Выполняют задание сверяют ответы
6
Ввод нового материала, (продолжение)
- морфемные способы словообразования сущ мы с вами посмотрели, вспомнили и увидели как они работают. Но у нас с вами есть еще один вопрос, на который мы сегодня должны ответить, это «на какие смысловые группы делятся словообразовательные суффиксы сущ?»
- а в этом нам поможет теория
- откройте ее на странице 109 - 80 параграф.
- а чтоб нам легче было усвоить теоретический материал, предлагаю вам заполнить таблицу, данную в карточках
(после того, как ребята выполнят задание по теории, на слайд выводится таблица, которую заполнили ребята)
Выполняют задание учителя, сверяют таблицу с доской.
Предметные
Познавательные
Регулятивные
7
Закрепление знаний
(продолжение)
- теперь откройте учебник-практику на странице 44, найдите упр№108
- читайте задание
- как вы думаете суффиксы какой группы называются «оценочными»?
*для тех, кто быстрее всех выполнил задание, предлагается задание под звездочкой
Выполняют предложенное учителем задание
Познавательные
8
Контроль усвоения материала
Предлагает выполнить мини-тест на карточках,
Участвуют в тестировании
Регулятивные
9
Итог урока
Просит подвести итог урока учащихся, сам подводит итог, просит учащихся оценить себя, собирает карточки
10
Рефлексия
- ребята, продолжите предложения!
Рефлексируют, выражают личное отношение к процессу и результатам урока
Познавательные
Личностные
Регулятивные
коммуникативные
11
Домашнее задание
Упр№109
Записывают д/з
15