Урок русского языка «Лексико-семантические группы слов«в 10 классе.
Средняя общеобразовательная школа №9
Краткосрочное планирование урока русского языка в 10 классе «в»
Провела: А.Е.ХалеловаУральск, 2013
Здравствуйте, уважаемые администраторы сайта «Infourok»! Меня зовут Халелова Алия Ерсаиновна, я работаю учителем русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе №9 г. Уральска Западно- Казахстанской области. Посылаю урок русского языка в 10 классе «Лексико-семантические группы слов», он составлен в соответствии с календарно- тематическим планированием по русскому языку на основе государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан, утверждённого постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080 по учебной программе, утверждённой приказом Министра образования и науки РК № 115 от 3 апреля 2013 года., инструктивно –методического письма «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях РК в 2013-2014 учебном году». Планирование рассмотрено на заседании Гор ОО пр. №2 от 28 августа 2013 года.
(1 час в неделю)
Учебник: Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык: Учебник для 10 классов
естественно- математического направления общеобразовательных школ.- Алматы: Издательство «Мектеп», 2006.- 360с.
Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык: Методическое руководство. Пособие для
учителей10 классов естественно- математического направления общеобразовательных школ.- Алматы: Издательство «Мектеп», 2006.- 360с.
На уроке удалось начало, когда ученики работали с переводом пословиц, подбирали аналогичные пословицы русского языка. Хорошо прошла презентация кластеров, хотя содержание кластеров неожиданно для меня было малосодержательно, но ребята творчески подошли к этому заданию, смогли представить своё видение «слова».
Неделя 9 День 30.10.13 Урок 1 по расписанию Класс: 10 «в» Предмет: Русский язык
Тема:
Общая цель:
Ожидаемый результат:
Тип урока:
Лексико-семантические группы слов. Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика. Диалектизмы. Специальная лексика. Термины, профессионализмы. Жаргонная лексика. Национально-культурный компонент фразеологизмов. Пословицы, поговорки, крылатые слова. Фразеологические словари, словари крылатых слов и афоризмов.
Углубить представление об общеупотребительной и ограниченной в употреблении, о специальной, жаргонной лексике, её группах; показать сферу употребления диалектных слов:
Научить анализировать особенности функционирования специальных и жаргонных слов в публицистической и худ. литературе; наблюдать за употреблением жаргонных слов в своей речи и речи окружающих и выявлять случаи нарушения норм литературного языка; формировать критическое отношение к словам, засоряющим, вульгаризирующим литературную речь; продолжить формировать умение определять роль фразеологизмов, пословиц, поговорок, крылатых слов и афоризмов в формировании русской языковой картины мира;
Повторить орфограммы и пунктограммы, встречающиеся в упражнениях; продолжить развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. Научить обращаться к словарям в затруднительных ситуациях;
Продолжить подготовку к ЕНТ;
Знает и понимает значение лексико- семантических групп слов; применяет знания в жизни, используя в своей речи пословицы, поговорки, крылатые слова, фразеологизмы. Критически наблюдает за употреблением жаргонных слов в своей речи и речи окружающих и приходит к выводу о засорении языка, выявляет случаи нарушения норм русского литературного языка.
Применяет знания об орфограммах о пунктограммах на уроках, грамотно говорит и пишет.
Комбинированный. Повторение и ознакомление с новым материалом.
Эпиграф:
Всё минется, одна правда останется. ( Посл., собр. В.И. Далем)
Задания:
Необходимый материал: 1.Проверка д/з упр.192 (прочитать предложения, в которых использованы латинские крылатые выражения)
2.Формативное оценивание «Две звезды, одно пожелание»
3.Составление кластера на тему «Слово» в группах.
4. Презентация кластера.
5.Формативное оценивание стикером от группы.
6.Подводящий диалог.
7. Маршрутная карта урока на с.90.Работа с учебником
8. Чтение правила на с.91, упр.211,213 устно, 212письменно
9.Бодрячок
10. Объяснить пунктуацию в упр.214, предложение 7,4,3
11. Работа с учебником на с.95.
12. Работа с учебником на с.101,упр.233
13.Творческое задание упр. 236
14.Упр.239(все),240( по группам: 1гр-худ.стиль,2гр.-разгов.стиль,3гр-публиц.стиль),242(у доски),248(все устно),
Д/з 19-22, упр.249(устно), по вар.256, 257.
Учебник, тетради, словари: толковые, фразеологический. Планшет, телефоны с выходом в интернет (у учащихся)
Ход урока: Этапы урока:
Презентация Учитель Ученик
1.Психологический настрой, перегруппировка (по карточкам: прочитать пословицы, объяснить смысл и привести аналог из рус. языка). Эпиграф. Объяснить смысл пословицы, рассказать об авторе В.И.Дале ( следует подчеркнуть, что национально-культурной информации больше содержится в словаре В.И. Даля, чем в каком- либо другом толковом словаре, где содержится лишь языковая информация.
Не случайно словарь В.И. Даля называется «Толковый словарь живого великорусского языка» [Метод. Руководство. С.78]2.Проверка д/з упр.192 (прочитать предложения, в которых использованы латинские крылатые выражения).
3. Формативное оценивание «Две звезды, одно пожелание»
Перегруппировка: Одного гнезда птицы (тур.),- Одного поля ягоды. Не вози уголь в Ньюкасл. (англ.), В Тулу со своим самоваром не ездят И в хорошем огороде есть гнилые тыквы. Ложка дёгтя в бочке с мёдом.(осетин.)
1.Объясняют смысл пословицы, рассказывают об авторе, В.И.Дале.
2.ЗКГУ- alma mater для студентов разных поколений.
Все люди стараются следовать правилам, но de facto сами часто нарушают их. (Предложения, составленные учениками)
3. Слушают друг друга, оценивают, высказывают пожелание.
Основная часть: 1.Даёт задание составить кластер на тему «Слово» в группах.(3 мин)
2. Даёт задание прослушать выступление каждой из трёх групп и оценить стикером от группы.
3.Задаёт вопросы, подводит к теме урока, беседует с учениками в течение всего урока.
1в.Как вы понимаете « общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика»?
4.Маршрутная карта урока на с.90.Работа с учебником.
2в. Какие факторы ограничивают употребление лексики? Приведите примеры .
3в. В какой ситуации Вам может быть необходим словарь Даля?
4в Почему этот словарь А.М. Бабкин назвал «энциклопедией русского народного быта»?
5. Даёт задание прочитать правило на с.91, упр.211, 213устно( по гр), 212 письменно .
6. Даёт задание дежурным провести «Бодрячок»
7. Даёт задание объяснить пунктограммы в упр.214 3,4,7 предложения
7. Работа с учебником на с.95.
8. Работа с учебником на с.101,упр.233
9.Творческое задание упр. 236
1.В группе составляют кластер, основываясь на ранее изученном, пройденном материале (многозначность/однозначность, синонимия/омонимия/ паронимия, исконно русские/ заимствованные и т.д.)
2. Слушают презентации, обсуждают содержание кластера и подачу, оценивают.
Отвечают на вопросы:
Рассматривают маршрутную карту урока на с.90
2.Территория- диалектная лексика;
Профессия- специальная лексика; Общие интересы, возраст, род занятий- жаргонизмы;
Курень, гумно, метафора, оксюморон, гипербола, теорема, азимут, плотность, ДНК, зачётка, флешка, ржать, клёво, крутой, кинуть, завалить и т.д.3. При чтении художественного текста, содержащего диалектные слова.
5.Выполняют упр.211,213 устно, 212 письменно по 2 предложения составить, используя диалектные слова (даба- кит. бумажная ткань, дадон- неуклюжий несуразный, нескладный человек, дацан- храм поклонников Ламы, калмыков, бурят, дебелый- матёрый, толстый, плотный, здоровый, гладкой, тучный, далия- растение георгина, докон- основная причина, существенный повод и т.д.) Делают вывод о том, какое богатство открывает словарь Даля для каждого из нас.
6. Дружно, с удовольствием выполняют «Бодрячок».
7. Обсуждают задание в группе, объясняют:
3.Между кочками, там, где кисла рыжая вода, торчали острые, как колья, корни берёз.
7. Работают с учебником на с.95.
8. Работают с учебником на с.101,упр.233
9.Выполняют творческое задание упр. 236
Итог:
Изменения по уроку. Упр.239(все),240( по группам: 1гр-худ.стиль,2гр.-разгов.стиль,3гр-публиц.стиль),242(у доски),248(все устно),
Продумать количество упражнений, не планировать много.
Включить индивидуальную работу со слабоуспевающими.