Конспект урока по русскому языку на тему Роль наречий в текстах разных стилей
Открытый урок.
Тема: Роль наречий в текстах разных стилей.
Обобщающее повторение по теме «Наречие».
Цели урока:
Систематизация знаний учащихся о наречии, о роли наречий в текстах разных стилей.
Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учащихся.
Развитие навыков анализа текста.
Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции, восприимчивости к выразительной речи.
Задачи урока:
Реализовать поставленные цели через систему тестовых заданий, анализ текстов разных стилей (художественного, научного, официально-делового, публицистического), выполнение творческих заданий, используя индивидуальную, фронтальную, групповую форму организации урока.
Оборудование: компьютер (презентации творческих работ, тестовые задания для самостоятельной работы), карточки с текстами, портреты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
Ход урока.
1.Беседа с классом (чтение эпиграфа к уроку)
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»,- сказал Николай Васильевич Гоголь.
- Какое оно, русское слово?
- Определите, к какой части речи относятся эти слова.
- Ребята, мы изучили особенную часть речи – наречие: и трудную, и интересную. А еще, по словам Пушкина, она живописует глагол.
- Как вы понимаете слово живописует? (описать живо, картинно)
- Сегодня увидим эти качества наречий в текстах разных стилей, понаблюдаем за ролью наречий.
«Пройдемся бегло по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеемкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они». (А.Югов)
- Вспомним изученное о наречии, послушаем творческие работы.
2. Презентация творческих работ.
А) Наречие- самостоятельная часть речи.
Б) Роль наречий в пословицах.
В) Смысловые группы наречий.
Г) Степени сравнения наречий.
3. Тестовые задания. (самостоятельная работа)Слайды.
Произнесите правильно. Слайд. (работа с орфоэпическим словарем)
4.Работа в группах по анализу текста.
Вопросы к текстам:
Определите стиль текста. Докажите правильность своего определения.
Выпишите наречия, определите их функцию.
Объясните правописание наречий.
Подберите синонимы к трем наречиям.
В классе 4 группы по 3 человека.
Текст 1.
Как – то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей – неволей поймать на лету кусок, по – свойски обмануть ближнего, кого – нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть. Кое – как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника,потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай по-моему, Господи,-невольно в сердцах взмолилась она,- отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нем,- и исчезнут навсегда все неправды и насилия.»
(М.Е.Салтыков-Щедрин)
Призреть- дать кому-нибудь приют и пропитание. Призреть сироту.
Текст 2.
Если мы вдумаемся в слова хорошо, красиво, чисто, умело, быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как в глаголе и прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые, что в прилагательных хороший, красивый, чистый, умелый, ловкий и т.д.
Однако в наречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. В прилагательных они принадлежат предметам, в наречии же – чему –то такому, что высказано о предмете. Хорошо – это не значит, что кто-то хорош, а что кто-то что-то хорошо сделал
Если мы слышим одобрительные или порицательные восклицания: хорошо! ловко! блестяще! талантливо! глупо! низко! и т.д., то мы сразу понимаем,что это относится к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречие непременно к глаголу, хотя самого глагола еще и не знаем.
В связной речи наречие употребляется только при глаголе и прилагательном.
(А.Пешковский)
Текст 3.
Отдельные ячейки или области листа можно выделить по-разному. Во – первых, с помощью рамок. Рамки могут выделять ячейки дополнительными линиями сверху, снизу, по бокам, а также вокруг ячеек. Во – вторых, ячейки и области листа выделяются с помощью цвета.
(Инструкция для пользователей компьютера)
Текст 4.
Всем нам хорошо известна крылатая строчка Н.А.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Быть гражданином – это значит активно участвовать в окружающей жизни, делать так, чтобы она стала лучше.
Если никогда ни во что не вмешиваться, в сто раз легче будет жить. Но только неинтересно. Сразу тебе все чужими станут и ты всем чужой. Лес горит – пускай, мостик через канаву сломался – нам какое дело, мальчишка на улице ревет – пройдем мимо
Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция. И это относится не только к взрослым, но и к тебе, тринадцатилетний подросток.
(Л.Симонова)
5. Анализ ученических работ:
1) Прочитать отрывок из изложения, выделить наречия и определить роль наречий в тексте.
Из изложения.
Санька был рад, что проснулся рано. Было бы неловко явиться на луг в разгар рабочего дня.
Он вскинул косу на плечо и радостно пошел на луг..Луг находился возле лкса и казался сизым и туманным.
Он косил аккуратно, старательно, под самый корень. Косу держал в руках твердо и ловко, прижимал к земле плотно. Брал столько травы, чтобы ни один стебелек не оставался неподрезанным.
Чего только не было в траве!
То луговая куропатка выпорхнет, то капельками крови покажется земляника. Но не к лицу серьезному косарю гоняться за куропаткой, наклоняться за земляникой.
2) Рассказ по картине «Друзья». Выделить наречия и назвать функции этих наречий в тексте.
Друзья.
У мальчика есть собака. Они очень хорошие друзья.
Мальчик сидит на диване, подогнув одну ногу под себя. Лицо у него грустное, он наклонился вперед над собакой и нежно гладит ее по спине. Собака лежит, положив голову на лапу, поджав под себя задние лапы, и озабоченно смотрит куда-то. Лицо у нее печальное, унылое, потому что она болеет.
Мальчик жалеет ее и хочет, чтобы его друг быстрее выздоровел.
6.Подведение итогов
- Ребята, что нового узнали на уроке? Обобщим все, открытое нами.
- Какова функция наречий в текстах разных стилей и в ваших письменных работах?
Вывод: функция наречий в текстах близка функции качественных прилагательных. Они создают образность (красиво, блестяще, ловко..), «живописуют» глаголы, служат средством связи предложений. Наречия, характеризуя действия или признак, придают точность (вчера, потом, здесь), передают характер героев.
Писатели и поэты часто используют наречия как эпитеты, как средство выражения основной мысли. Убедимся в этом, прочитав стихотворение П.Панченко:
Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым.
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым,
Знает: просто быть слабым..
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.
Автор при помощи наречий призывает задуматься о своей жизненной позиции.
Ребята, будьте внимательны к слову, и тогда вам откроются все богатства русского языка.
7.Домашнее задание. Подготовиться к диктанту.