Урок музыки в 5 классе Жанры вокальной и инструментальной музыки


Урок № 7
Тема: «Жанры вокальной и инструментальной музыки»
Цель урока: углубление представлений учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой – либо литературной основой (вокализ, инструментальный романс, баркарола как жанр инструментальной музыки)
Задачи урока: 1)развитие восприятия музыки, ценностного отношения к ней и формирование навыка рефлексии;
2)формирование вокально-хоровых навыков выразительного исполнения через песенный материал;
3) развитие навыков музыкального восприятия вокальных и инструментальных произведений путем сравнительного анализа;
4) воспитание музыкального вкуса учащихся;
5)расширение художественного кругозора школьников;
6)воспитание нравственно-эстетических качеств личности, эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни.
Музыкально – художественный материал: 1) С.В.Рахманинов «Вокализ»;
2) Г.Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»;
3) П.И.Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года»;
4) песня
Ход урока
Организация начала урока.
Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
- Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Жанры вокальной и инструментальной музыки».
- Какую музыку мы можем назвать вокальной? Какую - инструментальной? (Вокальная музыка – музыка, предназначенная для пения. Инструментальная музыка – музыка в исполнении музыкальных инструментов) Метод «Автобусная остановка». Класс делится на 3 группы. Инструкция: на доске написаны фамилии композиторов и названия музыкальных произведений, знакомых вам. Их мы слушали в 3 и 4 классах. Ваша задача – определить, какое произведение относится к вокальной музыке, какое к инструментальной. Каждая группа начинает обсуждение только по моей команде. После обсуждения я выслушаю ваши ответы.
Группы высказывают свои точки зрения. Обсуждение ответов.
- А правильные ответы нам подскажет музыка.
Слушание фрагментов музыкальных произведений. Анализ средств музыкальной выразительности.
С.В.Рахманинов «Вокализ»
- Какие особенности этого музыкального произведения вы услышали? (Это вокальная музыка без слов)
- Как называется такая музыка? (Вокализ)
- Как звучала музыка?
- Кто исполнял вокализ? (Высокий женский голос в сопровождении симфонического оркестра)
Кратко напомнить историю создания «Вокализа»
Вокализ был написан Рахманиновым в 1912 году и посвящен Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице. Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении: «В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: - Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами. Это было так убедительно и серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное отношение ко мне».
Г.Свиридов «Романс»
- Почему эту музыку мы отнесли к инструментальной?
- Расскажите о характере главной темы «Романса» (Певучая, гибкая, протяжная, плавная, минорная, взволнованная, мягкая, пронзительная)- Тембры каких инструментов вы услышали? (Тембры инструментов симфонического оркестра)
- Почему композитор назвал инструментальное произведение «Романсом»? (В музыке раскрываются чувства человека, его настроения)
П.И.Чайковский «Баркарола»
- Что такое баркарола? (Песня на воде)
- Где появился этот жанр? (В Венеции)
- Определите характер музыки (Плавный, напевный, мелодичный, нежный и певучий. Музыка первой части пьесы звучит выразительно и широко, затем настроение становится беззаботным и радостным, а в третьей части мелодия вновь становится спокойной и постепенно удаляется, как бы заканчивается журчанием воды).
- В исполнении какого инструмента прозвучала эта баркарола? (В исполнении фортепиано)
- Почему П.И.Чайковский назвал инструментальную музыку баркаролой? (Музыка звучит как выразительная речь человека, рассказывает о его чувствах)
- Какой вывод мы можем сделать, прослушав сегодняшнюю музыку? (Многие инструментальные пьесы заимствуют названия у песенных жанров музыки. Иногда инструментальная музыка звучит как выразительная речь, исповедь души человека.)Работа в тетрадях.
Учащиеся записывают фамилии композиторов и названия прослушанных музыкальных произведений.
С.В.Рахманинов «Вокализ»
Г.Свиридов «Романс»
П.И.Чайковский «Баркарола»
Вокализ – пение без слов.
Романс – музыкальное произведение, рассказывающее о чувствах главного героя.
Баркарола – песня на воде.
Вокально – хоровая работа.
Обобщение темы урока. Метод «Слово – предложение – вопрос – ответ».
Домашнее задание: знать определения, записанные в тетрадях.