Разработка урока музыки в 5 классе на тему Жанры вокальной и инструментальной музыки
Урок музыки в 5 клacce.
Жанры вокальной и инструментальной музыки. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы.
Цель: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.
образовательные:
- познакомить учащихся с новыми жанрами вокальной и инструментальной музыки, - научить различать жанры по характеру звучания.
развивающие:
- развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа,
- расширять художественный кругозора учащихся,
- развивать умение выделять главное, вести записи в тетради,
- формировать исполнительские навыки.
воспитательные:
- воспитывать музыкальный вкус,
- формировать позитивное отношение к классической музыке.
Задачи:
-познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в
инструментальной музыке;
-показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке;
-раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона,Ф.Шуберта;
-разучить «Баркаролу»Ф.Шуберта.
Музыкальный материал: «Вокализ» С.В.Рахманинова, «Романс» Г.Свиридова, «Песня венецианского гондольера» g-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, компьютер, фортепиано.
Этапы урока:
- организационный момент;
- раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса;
- общность жанров песен без слов и баркаролы;
- вокально-хоровая работа над песней;
- итог урока;
- домашнее задание.
ХОД УРОКА
Учитель : - Здравствуйте, ребята!
Дети : - Здравствуйте!
Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки и литературы и рассмотрим подробнее интонационно-выразительные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки.
Слайд 1.
Учитель: Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему?
Дети: - Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает.
Учитель: - Совершенно верно. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.
Слайд 2.
Учитель: - В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне.
А теперь подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста?
Дети: - Наверное, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. А некоторым людям будет не всё понятно.
Учитель: - Конечно, но останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда? И получится песня без слов.
Слайд 3.
Так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.
Слайд 4.
Учитель: - Что это за жанр? Может быть, вы угадали и произведение?
Дети определяют, что это жанр вокализа .Учитель: - Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»).
Слайд 5.
Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.
Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и его виртуозной техники. Но «Вокализ»С.В.Рахманинова это уже концертное произведение, имеющее большое художественное значение.
А какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение? Нужны ли здесь слова?
Дети: - Лирические, немного грустные. Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что-то своё.
Учитель: - Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».
И вот тут мы с вами должны вспомнить про интонацию как объединяющий стержень музыкальной речи и словесной. Напомните, что это за понятие и как вы его понимаете.
Дети вспоминают о понятии «интонация», перевод слова. Рассуждают о том, что по интонации можно отличить колыбельную песню от плясовой, русскую музыку от зарубежной, старинную от современной.
Учитель: - Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.
Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.
Слайд 6.
Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.
Слайд 7.
Дети слушают «Романс» Г.Свиридова и думают над вопросом.
Учитель: - И так, почему «Романс», какие черты вокального жанра романса перешли в инструментальную музыку?
Дети отмечают выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка, музыкальное сопровождение фортепиано, напоминающее переборы гитары.
Учитель: - Всё правильно. И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.
Немецкий композиторXIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.
Слайд 8.
Родина этого жанра – Италия. Barka в переводе с итальянского означает лодка.
Слайд 9.
Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте, какие черты песен на воде можно услышать в произведении.
Слайд 10.
Дети слушают «Песню венецианского гондольера»из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.
Учитель: - Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?
Дети отмечают аккомпанемент, напоминающий плеск волн, а также красивую напевную мелодию.
Учитель: - Верно. Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIXвека Франца Шуберта, который называется «Баркарола».
Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?
Слайд 11.
Дети слушают «Баркаролу» Ф.Шуберта.
Учитель: - Так почему романс назван «Баркаролой»? Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?
Дети вместе с учителем выясняют особенности мелодии и аккомпанемента, передающие образ баркаролы.
Вокально-хоровая работа над песней. (На данном уроке целесообразно разучить 1 раздел песни. Слова песни напечатаны на отдельных листках.)Слайд 12.
Словно как лебедь по влаге зеркальной,
Тихо качаясь, плывет наш челнок,
О, как на сердце легко и спокойно,
Нет и следа в нем минувших тревог (2 раза).
В небе заката лучи догорают,
Розовым блеском осыпан челнок (2 раза).
Час незаметно за часом проходит, Дальше скользим мы по зеркалу вод.
О, как на сердце легко и спокойно,
Нет в нем и тени минувших забот (2 раза).
О, неужели на крыльях туманных
Утро с собой их опять принесет?
О, неужели опять принесет?
О, неужели опять принесет!
Итог урока.
Учитель: - О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили? Дети: - О вокализе, песнях без слов, романсе, баркароле). Что такое песни без слов? Что является основным образом этих произведений?
Слайд 13 - 14.
Учитель: - Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?
Дети: - Мелодия.
Домашнее задание: Вспомните произведение известного русского композитора, которое тоже называется «Баркарола».
Слайд 15.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.