Технологическая карта к уроку музыки Жанры инструментальной и вокальной музыки 5 класс
Технологическая карта изучения темы.
Предмет Музыка
Класс 5
Тип урока Комбинированный урок
Тема Жанры инструментальной и вокальной музыки
Цель Познакомить учащихся с понятием жанр в инструментальной и вокальной музыке. Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, нравственных чувств.
Основные термины и понятия Жанр, инструментальная музыка, вокальная музыка.
Планируемый результат.
Предметные умения: Умение различать жанры вокальной и инструментальной музыки; выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.
Раскрыть образное содержание и определить средства музыкальной выразительности.
.
.
Личностные УУД: Смыслообразование,
Ценностное отношение к музыкальным традициям
Регулятивные УУД:
Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, оценка
Познавательные УУД: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий
Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем.
Извлечение необходимой информации
Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,
Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации
Книгопечатная продукция: учебник «Музыка 5 класс» Е.Д Критская ,Методические рекомендации Е.Д Критская «Система заданий 5-7 классы».
ТСО
(технические средства обучения): компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр.
Организация пространства.
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Индивидуальная
Самостоятельная
Просмотр- анализ работ
ТСО:
компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр.
Технология изучения.
Этапы урока Формируемые умения Цели этапа Деятельность учителя Деятельность обучающегося
1.Организационный
(этап мотивации). Личностные УУД:
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль
Подготовка учащихся к работе на уроке:
выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований 1.Добрый день ребята!
Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.
Музыкальное приветствие Выполняют требования учителя
2. Актуализация опорных знаний и умений. Метапредметные УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
-обсуждать задание
-выражать в творческой работе своё отношение
- находить ответы на заданные вопросы Активизация мыслительных операций(ана-лиз,обобщение,классификация) и познавательных процессов(внимание, память).
Сегодня мы продолжим знакомство с жанрами вокальной и инструментальной музыки, где музыкальные средства могут и без слов сказать очень многое. И я уверена, что каждый из вас, слушая музыку,
разделит те же настроения, мысли, чувства, которые испытывал композитор и возьмет от музыки то, что ему нужно и близко Отвечают, высказывают свое мнение.
3.Постановка учебной проблемы. Метапредметные УУД
регулятивные:
- отличать различные виды объектов выполняемого задания;
-осуществлять самоконтроль;
предметные:
- правильно владеть музыкальными терминами;
- сравнивать образы;
-находить общее и разное;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.
Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,
моделированию изучаемого материала;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися
Что такое жанр? Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.
Какие жанры вокальной музыки вы знаете?
А что стало бы с песней без стихотворного текста?
Верно ли утверждение, что музыкальные средства выражают мысли композитора
Правильно, мелодия – это мысль, выраженная звуком.
Композитор звуками словно говорит, рассказывает, выражает свои мысли. А средства музыкальной выразительности помогают ему создать образ произведения.
Осталась бы одна мелодия.
Песня , романс, ария, опера.
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. Личностные УУД
Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;
-создание творческого и реалистичного объекта. Задания;
- уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту.
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, цветовое решение);
-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке . Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач Давайте вспомним: СЛАЙД №1 .Верно ли утверждение
1. в основе произведения вокального жанра всегда заложен литературный текст.
А что стало бы с песней без стихотворного текста?
Верно ли 2.Музыкальные средства выражают мысли композитора
Правильно, мелодия – это мысль, выраженная звуком.
3. Вокализ – концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением.
СЛАЙД №2 (тема, эпиграф)
Наигрываю мелодию «Вокализа» С.Рахманинова.
1.Узнали произведение?
рассказывает, выражает свои мысли.
Исполнение мелодии «Вокализа» С.Рахманинова
Добиться плавности исполнения мелодии. Правильного дыхания.
А теперь вспомним жанры инструментальной музыки.
Есть в инструментальной музыке произведения, которые называются «Песни без слов».
Факты из биографии Мендельсона.
Среди этих «Песен без слов» есть «Песни венецианских гондольеров» Ф Мендельсона
Слайд №7
Кто такие гондольеры?
Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. В переводе с итальянского баркарола можно перевести как качающаяся лодка.
Послушаем одну из «Песен венецианских гондольеров» Феликса Мендельсона.
1.Определите на каких инструментах исполнялась музыка?
2.Какие образы в ней нарисованы?
Слушание.
Инструменты?
3.Какое звучание у солирующего деревянно-духового инструмента – кларнета?
Образы?Водная зыбь, или легкое волнение. Лодочник гребет веслом, мечтает о любви, поет.
5.К какому жанру относится эта баркарола? Думают, высказывают мнения, обсуждают.
Осталась бы одна мелодия.
Балет, концерт. симфония, пьесы.
Бархатное, мягкое звучание
Жанр романса.
5.Открытие нового знания Метапредметные УУД:
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания);
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
- ориентироваться в учебнике и тетради;
-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации;
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
-владеть опытом обобщения по теме урока;
регулятивные:
-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;
-анализировать свою творческую деятельность;
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений
, их коррекция. Цель урока: Расширение представлений учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки.
План урока: Знакомство с произведением С.В. Рахманинова «Вокализ», Ф. Мендельсон «Песня без слов». Творческая работа -самостоятельная работа Подведение итогов
4 слайд средства музыкальной выразительности произведения .
,Дети слушают музыку смотрят слайды, обсуждают.
6. Первичная проверка понимания Метапредметные УУД:
регулятивные:
- определять и формулировать деятельность на уроке;
- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;
-проводить анализ творческой деятельности ;
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений
, их коррекция. Стали бы эти музыкальные сочинения более понятными слушателям, если бы были написаны на поэтические тексты? 7.Применение новых знаний. Предметные:
- уметь определять черты русской национальной музыки,
-умение слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку.
Метапредметные УУД
регулятивные:
- анализировать правильность выполнения задания;
-осуществлять самоконтроль;
- последовательность своих действий на уроке;
познавательные:
- проводить анализ своей творческой деятельности;
-проводить сравнение объясняя его критерии;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. Умение определять жанры инструментальной и вокальной музыки. 8.Рефлексия учебной деятельности Личностные УУД
- установление связи между целью деятельности и её результатом;
- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;
- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;
Метапредметные УУД
регулятивные :
- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);
коммуникативные:
-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. Как ты понимаешь смысл выражения : «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем.»
Подводит итог урока.
Задает дом. задание. Сравнить мелодии лирических песен с мелодиями «Песен без слов», найти сходные и различные черты. Ответы и рассуждения детей.
Дети записывают в дневник