Прикладной курс по биологии для 10 класса Биоразнообразие
БЕКІТЕМІН: КЕЛІСІЛДІ: ҚАРАЛДЫ:
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы: Зам. директора по УВР: на заседании МО:
Протокол №______
____________________ ___________________ ________________
«__»_______2015г. «__»_______2015г. «__» ______2015г.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Прикладной курс «Биоразнообразие»
МҰҒАЛІМ
УЧИТЕЛЬ: Бекбаева Айжан Темирхановна_____
ПӘН:
ПРЕДМЕТ: Биология_____
СЫНЫП:
КЛАСС: 10_____
ГКУ «Крымская средняя школа»
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
(1 час в неделю, всего 34 часа)
для 10 класса естественно-математического направления
Данная программа предназначена для дополнительного и углубленного базового предметного образования по биологии в общеобразовательной школе, создание основы для подготовки учащихся к ЕНТ и к комплексному тестированию.
Программа курса опираясь на знания учащихся по биологии полученных в 6-9 классах, включает новые научные знания, вызывая познавательный интерес к предмету и изучение предмета на повышенном уровне. Освоение разделов программы позволяет эффективнее повторять учебный материал, интенсифицировать его усвоение, предлагает сочетание теории и практики, обобщение результатов и выводов.
Значение экологических знаний на современном этапе развития общества особенно возросло, когда перед человечеством встала необходимость решения глобальных экологических проблем. Одна из таких проблем – сокращение биоразнообразия на планете. В результате человеческой деятельности сокращается не только количество видов растений и животных, но и разнообразие экосистем, что ведёт к нарушению их устойчивости и в конечном счёте пагубно влияет на здоровье самого человека.
Предлагаемый прикладной курс знакомит учащихся старших классов с проблемой сокращения биоразнообразия и возможными путями её решения, способствуя формированию у школьников экологического мышления и активной жизненной позиции по сохранению окружающей среды.
Курс рассчитан на 34 часа для профильного обучения биологии.
При изучении данного курса предлагается изучение основного комплекса биоразнообразия, способы сохранения, защиты и ценности всего природного богатства Казахстана. Содержание курса направлено на умение наблюдать, анализировать, обобщать, владеть научной терминологией, проводить эксперименты, соблюдая правила техники безопасности, работать со справочной и научной литературой.
Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям эколог, журналист-эколог, сотрудник заповедника, картограф, специалист в области экологического права.
Цель программы-
дифференциациация обучения, создание реальных условий для выявления способностей и заинтересованности каждого ученика, особое внимание уделяется формированию практических навыков через инновационные формы обучения.
Задачи программы:
1. Формирование знаний о биоразнообразии и его значении, об объектах биосферы, на которые влияет деятельность человека, причинах сокращения биоразнообразия и возможностях его сохранения.
2. Формирование оценочных знаний состояния местных экосистем, воздействия условий среды на живые организмы, возможностей оптимизации процесса взаимодействия природы и общества, норм правовых и нравственных отношений.
3. Развитие исследовательских, проектировочных и коммуникативных умений, в том числе осуществлять самоуправление учебно - познавательной деятельностью.
4. Развитие умений работать с экологическими картами, проводить и регистрировать наблюдения в природе и лаборатории, прогнозировать последствия воздействия человека на природные экосистемы, соблюдать нормы поведения при личном общении с природными объектами и комплексами, выбирать рациональные способы использования природных ресурсов.
В процессе педагогической деятельности задействованы следующие формы организации обучения:
1. индивидуальная, групповая и коллективная форма обучения;
2. взаимное обучение, самообучение и саморазвитие;
3. экскурсии, участие в конференциях, мероприятиях, выставках;
4. лабораторная работа, опытная и исследовательская работы, самостоятельная работа, творческая проектная работа и т.д.
Содержание курса.
Общее количество часов -34.
Раздел 1. Биологическое разнообразие как фактор устойчивости экосистем ( 6 ч).
Тема 1: Биологическое разнообразие как наиболее объективный фактор оценки состояния окружающей среды и устойчивости экосистем.
Тема 2: Уровни биологического разнообразия: генетическое, видовое разнообразие экосистем.
Тема 3: Причины сокращения биоразнообразия: чрезмерная добыча полезных ископаемых, разрушение мест обитания животных и растений, заселение новыми видами, изъятие ресурсов, изменение ландшафта (появление искусственных преград), загрязнение среды обитания.
Тема 4: Редкие и исчезающие виды растений Казахстана и причины сокращения их численности.
Тема 5: Редкие и исчезающие виды животных Казахстана и причины сокращения их численности.
Тема 6: Последствия снижения биологического разнообразия.
Раздел 2. Антропогенное воздействие и сокращение биоразнообразия.
(13 ч).
Тема 1: Факторы воздействия биологического разнообразия (природные и антропогенные). Прямые и опосредованные антропогенные воздействия.
Тема 2: Прямые антропогенные воздействия: уничтожение популяций животных и растений в результате чрезмерных объёмов добычи полезных ископаемых, низкая культура промысла и нелегального животных;
Тема 3: Сбор и коллекционирование живых организмов;
Тема 4: Нерациональная и неизбирательная борьба с сорняками и вредителями сельского и лесного хозяйства;
Тема 5: Сокращение и гибель животных на инженерных сооружениях;
Тема 6: Уничтожение природных экосистем в результате их превращения в сельскохозяйственные угодья;
Тема 7: различные виды строительства и добычи полезных ископаемых.
Тема 8: Опосредованные антропогенные воздействия: физическое, химическое, биологическое.
Тема 9: Физическое воздействие (изменение характеристик среды): нарушение свойств почвы или грунта, чрезмерное изъятия воды из водоёмов, взрывные работы, действие электромагнитных полей, шумовое воздействие, тепловое загрязнение.
Тема 10: Химическое воздействие: загрязнение воды, воздуха, почв промышленными предприятиями, транспортом, бытовыми стоками, сельскохозяйственными предприятиями, ядохимикатами (при борьбе с вредителями и болезнями леса, при технологических авариях).
Тема 11: Биологическое воздействие: исключение из экосистемы хищника; включение в экосистему вида, для которого нет редуцента; заселение в экосистему нового паразита или возбудителя заболеваний животных или растений; проникновение в природные экосистемы живых генно – инженерно - модифицированных организмов; включение в экосистему видов растений, для которого нет фитофагов.
Тема 12: Влияние глобальных экологических проблем на сокращение биоразнообразия.
Тема 13: Ознакомления с экологическими проблемами Казахстана.
Раздел 3. Ценность и необходимость сохранения биоразнообразия.
Тема 1: Ценность биоразнообразия. Экологическая, эстетическая и культурная ценность. Коммерческая (потребительская) ценность: пищевая, медицинская, промышленная, энергетическая, сельскохозяйственная и т.д.
Тема 2: Сохранение разнообразия живых систем на Земле - необходимое условие выживание человека и устойчивого развития цивилизации.
Тема 3: Объекты сохранения биоразнообразия: организм, популяция, вид, сообщество организмов, экосистема, территориально сопряжённый комплекс экосистем, биосфера. Национальная стратегия сохранения биологического разнообразия Казахстана.
Тема 4: Заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады республиканского значения. Конвенция о биологическом разнообразии.
Тема 5: Основные биологические принципы сохранения биоразнообразия: организменный, популяционный, видовой, биоценотический, экосистемный, территориальный, биосферный.
Тема 6: Наблюдение за синантропными видами птиц (голуби, вороны, галки, воробьи), изучение влияния жизнедеятельности человека на их численность и поведение.
Раздел 4. Способы сохранения организмов, популяций и видов как объектов разнообразия.
Тема 1: Способы сохранения организмов и генотипов. Содержание и разведение организмов вне естественных мест обитания (в питомниках, зоопарках, ботанических садах, геннофондных хозяйствах или на фермах): хранение генетических материалов в генетических банках, в банках клеточных и тканевых культур, в банках семян.
Тема 2: Способы сохранения популяций. Сохранение ареалов популяций; сохранение популяций в питомниках, геннофондных хозяйствах, на фермах; контроль и регулирование популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, занесённых в Красную книгу; регламентирование промысла популяций эксплуатируемых видов; охрана популяций на особо охраняемых территориях; искусственное воспроизводство природных популяций; технологические и организационные меры по защите животных от гибели на инженерных сооружениях (линиях электропередач, магистралях, в турбинах ГЭС и т.д.), при сельскохозяйственных, лесозаготовительных, мелиоративных работах; помощь животным при чрезвычайных ситуациях.
Тема 3: Способы сохранения видов. Сохранение ареалов видов, сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, занесённых в Красную книгу, регламентирование промысла эксплуатируемых видов, охрана видов на особо охраняемых территориях, реакклиматизация (реинтродукция) видов с учётом её последствий для экосистем.
Тема 4: Изучение видового состава растений и картирование зелёных насаждений в районе расположения школы. Изучение видового состава одного из наиболее распространённого в данной местности типа биоценоза.
Раздел 5: Способы сохранения биоценозов, экосистем, биосферы как объектов биоразнообразия.
Тема 1: Способы сохранения биоценозов. Контроль и регулирование состава и структуры сообществ, антропогенной нагрузки на сообщества, видового состава организмов, изымаемых из природных экосистем, предотвращение заселения инвазийными видами природных сообществ, реставрация сообществ и биоценозов.
Тема 2: Способы сохранения экосистем. Контроль и регулирование использования территорий и акваторий в пределах экологической ёмкости экосистем, создание особо охраняемых территорий с разным режимом охраны, сохранение и восстановление биотопов, реконструкция природных экосистем.
Тема 3: Способы сохранения территориальных комплексов экосистем. Планирование социально – экономического развития административных территорий с учётом сохранения биоразнообразия; планирование любых воздействий на биологические системы с учётом их масштабов и целостности, создание и развитие сети особо охраняемых и историко-культурных территорий с разным режимом охраны, обеспечение их взаимосвязи посредством создания экологических коридоров.
Тема 4: Способы сохранения биосферы. Разработка и реализация глобальной, региональных и национальных стратегий по сохранению биоразнообразия; международная координация в сфере развития принципов и подходов к сохранению биоразнообразия; заключение международных договоров и утверждение программ по сохранению биоразнообразия, исследованию и сохранению отдельных типов природных систем и видов организмов и контроль за их выполнением.
Раздел 6. Заключение.
Тема 1: Обобщение курса "Биоразнообразие".
Рекомендуемая литература:
1.Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии.- М: МДС, 1996.
2.Алексеев С.В. , Гущина Э.В., Муравьёв А.Г. Город и окружающая среда: пособие для учителя.- СПб.: Крисмас+,1996.
3.Алексеев С.В. Экология: учеб.пособие для 9 кл.средней школы .-СПб.: СМИО Пресс, 1998.
4.Анастасова Л.П., Кучер Т.В., Николаев И.В. Человек и окружающая среда.- М.: Валент, 1995.
5..Винокурова Н.Ф., ТрушинВ.В.Глобальная экология.М.:Просвещение,1998.
6.Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. – М.: Устойчивый мир, 2000.
7.Муравьёв А.Г. Оценка экологического состояния природно- антропогенного комплекса.- Спб.: Крисмас+, 2000.
8.Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1995.
9. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое пособие/ под ред. Т.Я. Ашихминой.-М.: АГАР,2000.
10. Интернет- сайты (см. пособие).
Литература для ученика:
1.Жизнь животных. В 6-ти томах. Москва. 1971г.
2.Жизнь растений. В 10-ти томах.Москва. 1970г.
3.Браун Винсон. Настольная книга любителя природы.Москва.Знание. 1991г.
4.К. Жунусова, Р. Алимкулова, К. Жумагулова., Биология 6 класс. Алматы. «Атамұра». 2011 г.
5.К. Кайым, Р. Сатимбеков, А. Ахметов, Ж. Кожантаева., Биология 7 класс. Алматы. «Атамұра». 2008 г.
6.З. Ж. Аскарова., Билогия 8 класс (Человек и его жизнедеятельность, здоровье). Алматы. «Мектеп». 2008 г
7.М.К. Гильманов, Л.У. Абшенова, А. Р. Соловьева., Биология 9 класс. Алматы. «Атамұра». 2005 г.
8.Т.Касымбаева, К.Мухамбетжанов., Общая биология, 10 класс. Естественно-математическое направление.
Алматы. «Мектеп». 2006 г.
9.Р.Сатимбеков, Р.Алимкулова, Ж.Шилдебаев., Биология 11 класс. Естественно-математическое направление. Алматы «Мектеп». 2007г.
Календарно-тематический план
№ Наименование темы Количество часов Сроки проведения
Раздел 1. Биологическое разнообразие как фактор устойчивости экосистем
( 6 ч).
1 Биологическое разнообразие как наиболее объективный фактор оценки состояния окружающей среды и устойчивости экосистем.
1 2 Уровни биологического разнообразия: генетическое, видовое разнообразие экосистем.
1 3 Причины сокращения биоразнообразия: чрезмерная добыча полезных ископаемых, разрушение мест обитания животных и растений, заселение новыми видами, изъятие ресурсов, изменение ландшафта (появление искусственных преград), загрязнение среды обитания.
1 4 Редкие и исчезающие виды растений Казахстана и причины сокращения их численности.
1 5 Редкие и исчезающие виды животных Казахстана и причины сокращения их численности.
1 6 Последствия снижения биологического разнообразия.
1 Раздел 2. Антропогенное воздействие и сокращение биоразнообразия.
(13 ч).
7 Факторы воздействия биологического разнообразия (природные и антропогенные). Прямые и опосредованные антропогенные воздействия.
1 8 Прямые антропогенные воздействия: уничтожение популяций животных и растений в результате чрезмерных объёмов добычи полезных ископаемых, низкая культура промысла и нелегального животных;
1 9 Сбор и коллекционирование живых организмов;
10 Нерациональная и неизбирательная борьба с сорняками и вредителями сельского и лесного хозяйства;
1 11 Сокращение и гибель животных на инженерных сооружениях;
1 12 Уничтожение природных экосистем в результате их превращения в сельскохозяйственные угодья;
13 Различные виды строительства и добычи полезных ископаемых.
1 14 Опосредованные антропогенные воздействия: физическое, химическое, биологическое.
1 15 Физическое воздействие (изменение характеристик среды): нарушение свойств почвы или грунта, чрезмерное изъятия воды из водоёмов, взрывные работы, действие электромагнитных полей, шумовое воздействие, тепловое загрязнение.
1 16 Химическое воздействие: загрязнение воды, воздуха, почв промышленными предприятиями, транспортом, бытовыми стоками,
сельскохозяйственными предприятиями, ядохимикатами (при борьбе с вредителями и болезнями леса, при технологических авариях).
1 17 Биологическое воздействие: исключение из экосистемы хищника; включение в экосистему вида, для которого нет редуцента; заселение в экосистему нового паразита или возбудителя заболеваний животных или растений; проникновение в природные экосистемы живых генно – инженерно - модифицированных организмов; включение в экосистему видов растений, для которого нет фитофагов.
1 18 Влияние глобальных экологических проблем на сокращение биоразнообразия. 1 19 Ознакомления с экологическими проблемами Казахстана. 1 Раздел 3. Ценность и необходимость сохранения биоразнообразия. (6 ч.)
20 Ценность биоразнообразия. Экологическая, эстетическая и культурная ценность. Коммерческая (потребительская) ценность: пищевая, медицинская, промышленная, энергетическая, сельскохозяйственная и т.д.
1 21 Сохранение разнообразия живых систем на Земле - необходимое условие выживание человека и устойчивого развития цивилизации.
1 22 Объекты сохранения биоразнообразия: организм, популяция, вид, сообщество организмов, экосистема, территориально сопряжённый комплекс экосистем, биосфера. Национальная стратегия сохранения биологического разнообразия Казахстана.
1 23 Заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады республиканского значения. Конвенция о биологическом разнообразии.
1 24 Основные биологические принципы сохранения биоразнообразия: организменный, популяционный, видовой, биоценотический, экосистемный, территориальный, биосферный.
1 25 Наблюдение за синантропными видами птиц (голуби, вороны, галки, воробьи), изучение влияния жизнедеятельности человека на их численность и поведение.
1 Раздел 4. Способы сохранения организмов, популяций и видов как объектов разнообразия. (4 ч.)
26 Способы сохранения организмов и генотипов. Содержание и разведение организмов вне естественных мест обитания (в питомниках, зоопарках, ботанических садах, геннофондных хозяйствах или на фермах): хранение генетических материалов в генетических банках, в банках клеточных и тканевых культур, в банках семян.
1 27 Способы сохранения популяций. Сохранение ареалов популяций; сохранение популяций в питомниках, геннофондных хозяйствах, на фермах; контроль и регулирование популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, занесённых в Красную книгу; регламентирование промысла популяций эксплуатируемых видов; охрана популяций на особо охраняемых территориях; искусственное воспроизводство природных популяций; технологические и организационные меры по защите животных от гибели на инженерных сооружениях (линиях электропередач, магистралях, в турбинах ГЭС и т.д.), при сельскохозяйственных, лесозаготовительных, мелиоративных работах; помощь животным при чрезвычайных ситуациях.
1 28 Способы сохранения видов. Сохранение ареалов видов, сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, занесённых в Красную книгу, регламентирование промысла эксплуатируемых видов, охрана видов на особо охраняемых территориях, реакклиматизация (реинтродукция) видов с учётом её последствий для экосистем.
1 29 Изучение видового состава растений и картирование зелёных насаждений в районе расположения школы. Изучение видового состава одного из наиболее распространённого в данной местности типа биоценоза.
1 Раздел 5: Способы сохранения биоценозов, экосистем, биосферы как объектов биоразнообразия. (4 ч.)
30 Способы сохранения биоценозов. Контроль и регулирование состава и структуры сообществ, антропогенной нагрузки на сообщества, видового состава организмов, изымаемых из природных экосистем, предотвращение заселения инвазийными видами природных сообществ, реставрация сообществ и биоценозов.
1 31 Способы сохранения экосистем. Контроль и регулирование использования территорий и акваторий в пределах экологической ёмкости экосистем, создание особо охраняемых территорий с разным режимом охраны, сохранение и восстановление биотопов, реконструкция природных экосистем.
1 32 Способы сохранения территориальных комплексов экосистем. Планирование социально – экономического развития административных территорий с учётом сохранения биоразнообразия; планирование любых воздействий на биологические системы с учётом их масштабов и целостности, создание и развитие сети особо охраняемых и историко-культурных территорий с разным режимом охраны, обеспечение их взаимосвязи посредством создания экологических коридоров.
1 33 Способы сохранения биосферы. Разработка и реализация глобальной, региональных и национальных стратегий по сохранению биоразнообразия; международная координация в сфере развития принципов и подходов к сохранению биоразнообразия; заключение международных договоров и утверждение программ по сохранению биоразнообразия, исследованию и сохранению отдельных типов природных систем и видов организмов и контроль за их выполнением.
1 Раздел 6. Заключение. (1 ч.)
34 Обобщение курса "Биоразнообразие".
1