Элективный курс по литературе «серебряного века» в 11 классе
Элективный курс по литературе «серебряного века»
Преподаватель филиала ГОУ ВО «ГСГУ» в г. Егорьевске - КПИ Овчинникова Галина Ивановна
Программа элективного курса:
«Литература начала XX века – очевидец истории».
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильных школ, гимназий, а также студентов историко-филологических факультетов, которым интересны события истории начала XX века и отражение их в литературе. Курс направлен как на прочтение исторических работ, философских трудов, так и изучение и интерпретацию художественных и публицистических текстов, в которых освещены исторические события, происходившие в России начала XX века. Рассматриваемые произведения показывают, как судьба поэтов и писателей связана с судьбой страны, с эпохой, в которую им пришлось жить и творить. Таким образом, этот элективный курс носит междисциплинарный характер.
Предметом изучения является история России и русская литература начала XX века.
Программа способствует решению важнейших целей и задач литературного образования:
- помочь учащимся и студентам достаточно полно представить историческую и литературную ситуацию начала XX века;
- научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать философские выводы;
- научить анализировать тексты, сравнивать, обобщать, сопоставлять события;
- совершенствовать и развивать умение творческого чтения;
- научить извлекать нравственные уроки из осмысления событий и явлений историками и литераторами;
- расширять социокультурное пространство старшеклассников и студентов путём знакомства с текстами высокой художественной ценности;
- формировать умения и навыки по использованию литературоведческих и исторических терминов и культурологических категорий, в которых осмысляется история и литература начала XX века;
- прививать навыки работы с периодикой, литературной критикой, философской и исторической литературой, словарями, интернет-ресурсами;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать формированию гражданской позиции.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные методы и приёмы обучения: проблемная лекция, эвристическая беседа, проблемная дискуссия, поисковая работа, исследовательский метод, анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных задач, ролевая игра, работа с опорными сигналами.
Курс построен на сочетании проблемно-тематического и историко-литературного принципов.
Принципы построения курса:
– доступность в отборе учебного и дополнительного материалов;
– ориентированность на единство знаний и умений;
– индивидуальный подход и коллективная работа в обучении.
Актуальность и практическая значимость данного элективного курса
Элективный курс «Литература начала XX века – очевидец истории»
является дополнением к основному курсу литературы ХХ века в 11 классе и рассчитан на 16 часов. Он предназначен для классов с профильным обучением, в частности с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также студентов историко-филологических факультетов.
Данная программа может быть направлена на удовлетворение познавательных интересов школьников и студентов, интересующихся историческими и литературными событиями начала XX века. Кроме того, этот элективный курс поможет учащимся лучше понять искания и стремления русских писателей и поэтов рубежа веков. Следовательно, этот курс будет способствовать формированию мировоззрения гражданина нашей страны. Часть слушателей курса, возможно, свяжут свою жизнь с педагогикой , экономикой или политикой.
Тематическое планирование элективного курса (16 ч.)
№
Название темы
Кол-во часов
Тема 1
Общая характеристика истории и литературы начала ХХ века.
4
Тема 2
Характеристика общественно-политической жизни России начала ХХ века и отражение её в публицистической литературе.
2
Тема 3
Духовные искания в обществе в начале ХХ века. Сборник «Вехи».
2
Тема 4
Изучение событий русско-японской войны и отображение их в литературе.
2
Тема 5
Интеллигенция и революция. Отношение писателей и поэтов «серебряного века» к Февральской и Октябрьской революциям.
4
Итоговое занятие в форме конференции, выставки рефератов.
2
Содержание элективного курса
Тема 1. Общая характеристика истории и литературы начала ХХ века.
Основные исторические события начала ХХ века: русско-японская война, 1 русская революция, 1 мировая война, II русская революция (Февральская буржуазно-демократическая революция и Октябрьский переворот). Характеристика эпохи рубежа веков Вл. Соловьёвым («прежняя история взаправду кончилась. Конец истории сошёлся с её началом».) и А. П. Чеховым («Всё враздробь!») Климат новой эпохи в произведениях реалистов и модернистов. Развитие литературы критического реализма (Вересаев, Куприн, Бунин, А. Н. Толстой, Короленко). Рождение социалистического реализма (М. Горький).
Модернистское искусство (поэзия серебряного века).
Символисты: Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Брюсов (старшие символисты), Блок, А. Белый (младосимволисты).
Акмеисты: Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Мандельштам.
Футуристы: Маяковский, Хлебников, Бурлюк.
Обзор статьи Л. Н. Толстого «Одумайтесь!» и рассказа Л. Андреева «Красный смех». (Отражение событий русско-японской войны).
Чтение отрывков из романов Горького «Мать» и «Жизнь Клима Самгина». Анализ стихотворения Тэффи «Пчёлки».(1 русская революция).
Отношение к 1 мировой войне лирического героя поэмы Есенина «Анна Снегина».
Тема 2. Характеристика общественно-политической жизни России начала ХХ века и отражение её в публицистической литературе.
Знакомство с особенностями общественно-политической жизни России в начале ХХ века. Определение понятия «партия». Задачи различных партий (большевики, меньшевики, эсеры, кадеты, октябристы, черносотенцы). Выступления учащихся (студентов) по схеме: представители партии, основные положения. Ролевая игра (создание стихийного митинга).
Работа с текстом статьи В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Работа со статьёй В. Брюсова «Свобода слова». Чтение выдержек из статьи Брюсова. Выяснение сути спора.
Тема 3. Духовные искания в обществе в начале ХХ века. Сборник «Вехи».
Характеристика духовных поисков интеллигенции начала ХХ века (кризис старой и создание новой национальной идеи). Проблемы, поставленные перед русской интеллигенцией революцией 1905-1907 гг. Сборник «Вехи» (1909 г.) – высшая точка поисков интеллигенции после революции 1905-1907 гг., полемика вокруг сборника. Анализ статей философов Н. Бердяева, С. Булгакова, С. Франка, публициста А. Изгоева, правоведа Б. Кистяковского, экономиста и философа П. Струве, историка литературы М. Гершензона. Подробный анализ статьи Гершензона. Краткая справка об историке литературы (образование, роль в создании журнала «Вехи», влияние Л. Н. Толстого на взгляды Гершензона, организатор и первый председатель Всероссийского союза писателей). Критика интеллигенции в статье Гершензона. «Лестница счастья» Гершензона.
Тема 4. Изучение событий русско-японской войны и отображение их в литературе.
Причины, характер, основные этапы русско-японской войны. Составление таблицы «Основные события войны», где записаны даты основных сражений: оборона Порт-Артура, сражения под Ляояном, Мукденом, Цусима – и указаны потери русских и японцев.
Чтение эпизода из романа А. Степанова «Порт-Артур». Чтение фрагмента «Гибель «Ослябя» » из книги Новикова- Прибоя «Цусима». Анализ отрывков из рассказа Л. Андреева «Красный смех» об ужасах маньчжурской резни, о жестокосердии власть имущих. Популярность произведения Андреева во всём мире. Отзыв о рассказе в журнале «Волгарь»: «Это самое сильное, самое громкое и самое глубокое из всего, что было до сих пор написано в защиту великой заповеди «не убий».
Тема 5. Интеллигенция и революция. Отношение писателей и поэтов « серебряного века» к Февральской и Октябрьской революциям.
Определение понятий «интеллигенция» и «революция». Отношение писателей к Февральской и Октябрьской революциям. Составление революционного бюллетеня.
Владимир Галактионович Короленко.
Чтение статьи «Испытание». Вывод: Февральскую революцию Короленко приветствовал с радостью, так как она «разметала твердыню самодержавия». Октябрьский «смерч» писатель не принял из-за монополии большевиков на мысль, из-за насильственных методов решения социальных вопросов. Короленко разошёлся с большевиками по вопросу «человечности».
Викентий Викентьевич Вересаев.
Увлечённый марксистской идеей, врач по профессии и писатель по призванию, Вересаев принимает революцию как сбывшуюся мечту о свободе народа, но не может смириться с крушением гуманной морали .
Александр Иванович Куприн.
Далёкий от политики, Куприн воспринял революцию эмоционально. Он считал её русским бунтом, бессмысленным и беспощадным, преждевременным и непредсказуемым.
Иван Алексеевич Бунин.
Бунин не принял революционную мораль, возведение насилия в норму повседневной жизни, что, по его словам, противоречило законам «человеческого общества».
Иван Сергеевич Шмелёв.
Приняв Февральскую революцию, Шмелёв отвергает октябрьский переворот с его жестокой моралью. Роман «Солнце мёртвых» - плач по погибшей России. Т. Манн назвал его «кошмарным документом эпохи».
Леонид Андреев.
Восторженно встретив февраль, Андреев враждебно воспринял Октябрь, увидев в нём источник разрушения и насилия.
Максим Горький.
Знакомство с «Несвоевременными мыслями» Горького. «Несвоевременные мысли» - серия из 58 статей, опубликованных в газете «Новая жизнь», органе социал-демократов. Газета просуществовала чуть больше года и была закрыта как оппозиционный орган печати. Октябрь Горький воспринял отрицательно, увидев разгул кровопролития, гибель культуры. Эти взгляды выражены в его публицистическом цикле.
Обзор романа «Клим Самгин», главная тема которого – отступничество интеллигенции от революции.
Александр Блок
Обе революции поэт принял с воодушевлением. По его мнению, революция способна переустроить мир по-новому. Чтение статьи «Интеллигенция и революция», где Блок призывает:»Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию!»
Итог разговора по теме «Интеллигенция и революция» - письма Короленко к Луначарскому.
Список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся
1. Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. Кн. Для учащихся 11 кл. средней школы: В 2 ч./Под ред. Ф. Ф. Кузнецова.- М.: Просвещение, 1994.
2. Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя / В. В. Агеносов, Э. Л. Безносов и др.- М.: «Дрофа», 2000.
3. Серебряный век русской поэзии. Для учащихся старших классов и любителей поэзии / Сост. К. Ф. Нестерова.- М.: ИМА – Кросс, 1994.
4. Брюсов В. «Свобода слова» //Литература в украинской школе.- 1993.- №3
5. Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература.- М,: Высшая школа. 1974.
6. Вехи. Интеллигенция в России / Сборники статей 1909-1910- М,: Молодая гвардия, 1991.
7. Островский В. П., Уткин А. И. История России. ХХ век. 11 кл.- М.: «Дрофа», 1996.
8. Андреев Л.Красный смех//Собр. Соч.- Т.2.-М,:Художественная литература, 1990
9. Новиков-Прибой. Цусима. Кн.1;кН. 2.-М,: Экономика, 1985.
10. Аронов А. А. Мировая художественная культура. Россия. ХХ век: Учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных вузов.- М,: Издательский центр АЗ, 1998.
11. Блок А. Интеллигенция и революция//А. Блок. Собр. Соч.:В 8 т. Т. – 5.-М.-Л,:Гослитиздат, 1962.
12. Горький Максим. Несвоевременные мысли (Из статей, написанных для газеты «Новая жизнь» в 1917-1918 годах)//Литература в школе.- 1991.- №1.
Использованная литература
Борисова В.Л. Элективные курсы в профориентационном самоопределении личности школьника // http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/12/06/elektivnye-kursy-v-proforientatsionnom
Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 173-179 // http://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1617/
Ермаков Д.С., Т.И.Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения // Профильная школа. – 2004. - №3. – С.6-11 // http://urf.podelise.ru/docs/98/index-268391.html
Захарова Т.Б., Филатова Л.О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования //Стандарты и мониторинг в образовании, 2003. - №5. – с.26-29.
Калениченко Е.С. Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении // http://crtdu.nilimsk.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/91-elektivnye-kursy
Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004.
Киселева Г.В. Введение // Элективные курсы / под ред. Г.В. Киселевой. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2007. – С. 3.
Колесников А.А. Как разрабатывать элективные курсы?
// http://deu.1september.ru/article.php?ID=200700204
Лысаковская Е.Г. Элективные курсы. Некоторые вопросы // http://festival.1september.ru/articles/580559/
Позднякова В. Б. Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования [Текст] / В. Б. Позднякова // Молодой ученый. - 2015. - №2.1. - С. 25-27// http://www.moluch.ru/archive/82/14988/
Профильное обучение: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Селевко Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
Элективные курсы / под ред. Г.В. Киселевой. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2007.
Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки учащихся. - Липецк, 2005.
История – литература: Интегрированные уроки. 11 класс/Авт.-сост. Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина.-Волгоград: Учитель, 2003.
13PAGE \* MERGEFORMAT141015
Заголовок 1ЙђЗаголовок 2ЙђЗаголовок 315