Элективный курс Образ Петербурга в поэзии серебряного века
Черных Александра Сергеевна, г. Якутск, МОБУ СОШ №21
Элективный курс «Образ Петербурга в поэзии серебряного века»
Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем “серебряного века”. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами.
Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты пытались открыть для себя что-то новое, искали новые формы художественного отображения мира. На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни.
Центром «серебряного века» был Санкт-Петербург, в котором соединились все противоречия русской жизни, все вершины и все бездны русского духа. Петербург, построенный как новая столица Российского государства, как новый центр национальной культуры, литературы и искусства, научной, религиозной, философской и общественно-политической мысли, никогда не утрачивал своих национальных особенностей, а со временем все полнее и глубже раскрывал их в свете общечеловеческих идей и идеалов.
Петербург, пожалуй, самый ключевой образ не только поэзии «серебряного века», но и всей русской литературы, «ни об одном другом городе не было написано с т о л ь к о и так».
Петербургская тема в русской литературе XIX века развивается в двух направлениях: введение в текст «природных» и «культурных» объектов города, его эмпирического бытия, и осмысление эсхатологии Петербурга.
Северная столица в произведениях русских писателей, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны. Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России».
Поэзия начала XX века сумела соединить эмпирическое и «сверхэмпирическое» в изображении Петербурга, «совместное держание» «космического порядка, правила, закона, гармонии и хаотического беспорядка, непредсказуемости, произвола, дисгармонии».
Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. В произведениях писателей Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.
Писатели способны чуткой душой воспринимать город не просто как внешнюю среду обитания, а как одушевленное, живое существо. Поэтому образ одного и того же города оказывается совсем не одинаковым у разных поэтов.
Пояснительная запискаЭлективный курс «Образ Петербурга в поэзии серебряного века» рассчитан на 35 часов. Этот курс предметно-ориентированный. Как и другие элективные курсы такого типа, данный курс требует от учителя серьезной подготовки, активизации творческого мышления для того, чтобы реализовать поставленные задачи: углубить знания учащихся, привить школьникам навыки самостоятельной работы с текстом, научно-популярной литературой.
Цель данного курса
Показать своеобразие изображения города и выявить причины подобного изображения в творчестве поэтов серебряного века.
Задачи курса.
Рассмотреть ряд стихотворений поэтов серебряного века, в которых отражается тема города.
Попытаться понять, каким видел город и что связывал с этим образом каждый из поэтов.
Выявить своеобразие образа города в творчестве каждого поэта.
Найти сходства и различия.
Выяснить, каковы взаимоотношения города с лирическим «Я» поэтов серебряного века.
Провести параллели между сюжетными линиями стихотворений разных поэтов.
Составить список основных концептов по данной теме элективного курса.
Данный курс носит практико-ориентированный характер. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Часть занятий должна быть построена на самостоятельном анализе текста. Следует уделять больше внимания не только чтению и анализу произведений поэтов, но и научным исследованиям, посвященным изучаемой проблеме.
В примерном планировании определено количество часов, отведённых на каждую тему, рекомендованы виды деятельности, способствующие раскрытию темы элективного курса.
Данный элективный курс рассчитан на учащихся старших классов, которые знают, понимают и любят поэзию.
Основными видами, формами организации учебной деятельности являются лекции, практические занятия, творческие практикумы, конференции, литературные гостиные.
При оценивании достижений школьников можно использовать как накопительную, так и рейтинговую оценку.
Примерное планирование элективного курса
П/П Тема Кол-во часов Виды деятельности учителя и ученика
1 Введение.
(Содержание курса, цели и задачи.) 1ч. Лекция учителя. Беседа с учениками.
2-3 Изображение города в русской литературе 18-19 веков. (История, традиции, сходства, различия, приемы и средства изображения.) 2 ч. Лекция учителя. Беседа с учениками. Составление кластера.
4 Образ Петербурга в творчестве Валерия Брюсова.
«Я люблю большие дома»,
«Сумерки»,
«Конь Блед»,
«Городу»,
«К медному всаднику»,
«Ночь»,
«Три кумира». 1 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
5-6 Образ Петербурга в творчестве Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского.
З. Гиппиус «Петроград».
Д. Мережковский
«Зимние радуги»,
«Александр первый»,
«Петр и Алексей»,
«Старинные октавы» (гл. 9-10).
2 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
7-8 Образ Петербурга в творчестве Александра Блока.
«Улица, улица…»,
«Пять изгибов вдохновенных…»,
«Бегут неверные тени…»,
«Ночь»,
«Вечность бросила в город…»,
«Еще прекрасно серое небо…»,
«Снежная дева»,
«Мы встретились с тобою в храме…»,
«Холодный день»,
«Петербургские сумерки снежные»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»,
«Белой ночью месяц красный…»,
«Петр»,
«Город спит, окутан мглою…»,
«Ночь теплая одела острова…».
2 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме. Литературная гостиная.
9 Образ Петербурга в творчестве Андрея Белого.
Роман «Петербург». 1 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
10-11 Образ Петербурга в творчестве Николая Гумилева и Анны Ахматовой.
Н. Гумилев
«Перед ночью северной, короткой…»,
«Этот город воды, колоннад и мостов…».
А. Ахматова
«Ведь где-то есть простая жизнь и свет…»,
«Стихи о Петербурге»,
«Летний сад»,
«Петроград 1919 года»,
«Когда в тоске самоубийства…»,
«Тот город, мною любимый с детства…»,
«Как люблю, как любила глядеть я…»,
«Годовщину последнюю празднуй…».
2 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме. Литературная гостиная.
12-13 Образ Петербурга в творчестве Осипа Мандельштама.
«Над желтизной правительственных зданий…»,
«В столице северной томится старый тополь…»,
«В Петербурге мы сойдемся снова…»,
«Вы, с квадратными окошками, невысокие дома…»,
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»,
«Дворцовая площадь»,
«Петербургские строфы»,
«На мертвых ресницах Исакий замерз…». 2 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
Литературная гостиная.
14-15 Образ Петербурга в творчестве Георгия Иванова.
Г. Иванов
«Мне все мерещится тревога и закат…»,
«Опять на площади дворцовой…»,
«Опять белила, сепия и сажа…»,
«Веселый ветер гонит лед…»,
«Луна как пенящийся кубок…»,
«Как осужденные, потерянные души…»,
«Столица спит. Трамваи не звенят…»,
«Стихи о Петрограде»,
«Что-то сбудется, что-то не сбудется…»,
«Видения в летнем саду»,
«Акростих. Ларисе Рейснер»,
«Петроградские волшебства»,
«На западе желтели облака…».
2 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
16-17 Образ Петербурга в творчестве Николая Агнивцева.
Н.Агнивцев«Странный город»,
«Скажите мне, что может быть…»,
«В дали от тебя, Петербург…»,
«План города Санкт-Петербурга»,
«В моем изгнанье бесконечном…»,
«У Александрийского театра»,
«Гранитный призрак»,
«Был день и час…»,
«Ужель в скитаниях по миру…».
2 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
18 Образ Петербурга в творчестве Саши Черного.
С. Черный
«На Невском ночью»,
«Окраина Петербурга»,
«Тучков мост»,
«Отъезд петербуржца»,
«Время года неизвестно…»,
«Европеец». 1 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
19 Образ Петербурга в творчестве Георгия Адамовича.
Г. Адамович
«Всю ночь слова перебираю…»,
«Когда успокоится город…»,
«Ты здесь опять…»,
«День настает почти нездешне яркий…»,
«Устали мы…». 1 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
20 Образ Петербурга в творчестве Бориса Пастернака.
Б. Пастернак
«Петербург»,
«Волны толкутся…»,
«Чертежный рейсфедер…»,
«Тучи, как волосы, встали дыбом…». 1 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
21-22 Женский взгляд на Петербург. (Образ Петербурга в творчестве Надежды Павлович, Поликсены Соловьевой, Марии Шкапской, Анны Радловой, Натальи Крандиевской-Толстой, Черубине де Габриак.
Н. Павлович
«Летний сад»
П. Соловьева
«Город туманов и снов…»
М. Шкапская«Петербурженке и Северянке»,
«О Петербурге»
А. Радлова
«Ангел песнопенья»
Н. Крандиевская -Толстая
«Петербургский сонет»,
«Вдоль проспекта по сухой канавке…»
«Было холодное лето…»
Черубине де Габриак
«Там ветер сквозной и колючий…»,
«Прислушайся к ночному сновиденью…»,
«Петербургу» 2 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
Литературная гостиная.
23 Образ Петербурга в творчестве Алексея Скалдина и Александра Добролюбова.
А. Скалдин«Петербург
А. Добролюбов
«Невский при закате солнца» 1 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
24 Образ Петербурга в творчестве Максимилиана Волошина и Владимира Пяста.
М. Волошин
«Предвестия»
В. Пяст«У летнего сада» 1 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
25 Образ Петербурга в творчестве Михаила Лозинского и Всеволода Рождественского.
М. Лозинский
«Стихи о Петербурге»,
«Белая ночь»
В. Рождественский
«За мокрыми облаками» 1 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
26-27 Образ Петербурга в творчестве Бенедикта Лившица и Рюрика Ивнева.
Б. Лившиц
«Сегодня»,
«Дождь в летнем саду»,
«Второнасельники»,
«Под уклон»,
«Новая Голландия»,
«Набережная»
Р. Ивнев
« Я летний день давно не целовал…»,
«Петербург»,
«В твоих глазах волнуется Нева…» 2 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
28 Образ Петербурга в творчестве Игоря Северянина и Владимира Маяковского.
И. Северянин
«Отходная Петрограду»,
«Могло быть так лет двадцать пять назад…»
В. Маяковский
«Последняя петербургская сказка»,
«Кое-что про Петербург». 1 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
29 Образ Петербурга в творчестве Константина Вагинова, Сергея Нельдихина, Вадима Гарднера.
К. Вагинов«Психея»,
«Ленинград»
С. Нельдихин«Новый Петроград»
В. Гарднер«Петербург» 1 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
30 Образ Петербурга в творчестве Владислава Ходасевича и Владимира Княжнина.
В. Ходасевич
«Петербург»
В. Княжнин
«Люблю возвращаться весною…»
«В летнем саду» 1 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
31 Образ Петербурга в творчестве Вячеслава Иванова и Владимира Нарбута.
В. Иванов
«Сфинксы над Невой»
«Медный всадник»
В. Нарбут
«Аничков мост» 1 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
32 Образ Петербурга в творчестве Петра Потемкина и Вильгельма Зоргенфрея.
П. Потемкин
«»Когда весной разводят…»
В. Зоргенфрей«»Выйди в полночь…» 1 ч. Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
33 Образ Петербурга в творчестве Дон Аминадо и Дмитрия Цензора.
Д. Аминадо«Как рассказать им чувство это…»
Д. Цензор
«Петербургские сумерки» Слово учителя. Анализ стихотворений. Беседа с учениками. Составление кластера по теме.
34-35 Рефлексия
(Подведение итогов, обобщение) 2 ч. Составление общего кластера по теме курса. Чтение наизусть стихотворений (по выбору учащихся).
Оборудование на занятиях: презентации, фотографии, картины, выставка сборников, рисунки учащихся, выставка кластеров (домашние задания), распечатанные тексты стихотворений поэтов.
Литература по курсу
Агеносов В.В. Русская литература серебряного века. - М.: "Про-Пресс", 1997. - 352 с.
Аксёнова М.Д. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.2. XX век. - М.: Аванта +, 1999, с.38, с.504.
Анциферов Н.П. "Непостижимый город..." Душа Петербурга. – СПб.: Лениздат, 1991. – с.67-74.
Аркин Д. Е. «Град обреченный» // Петербург как феномен культуры. СПб., 1994. С. 71-72
Баевский B. C. История русской поэзии. 1730-1980. – М., 1996.
Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца XIX - начала XX века и первой эмиграции. - М.: Изд. центр "Академия", 1998. - 528 с.
Басинский П., Федякин С. Русская литература конца XIX-начала XX века и первой эмиграции. – М.: Academia, 1998, с. 408
Басинский П. Трагедия понимания. («Музыка революции» и судьба интеллигенции в творчестве Блока). // Вопросы литературы, № 6, 1990, с. 118.
Безродный М.В. «Если живет без меня в городе имя мое...» (О некоторых особенностях художественной структуры цикла «Город» //А. Блок. Город. - М., 1986.
Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. – СПб.: Азбука, 2001. – 480 с.
Гранитный город. Петербург. Петроград. Ленинград. – Ленинград:«Детская литература», 1988
Грякалова Н.Ю. Русские поэты "серебряного века": сб. стихотворений в 2т. Т.2. - Л.: изд. Ленинградского университета, 1991.
Гумилев Н., Ходасевич В., Иванов Г. Стихи. Проза. – М., Олимп; изд-во АСТ, 1998.
Долгополов Л. Андрей Белый и его роман "Петербург": монографія / Л. Долгополов,. - Л. : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1988. - 413 с.
Долгополов Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX – начала XX века. – Л., 1985. 3. История русской литературы. XX век. Серебряный век. – М., 1995.
Зажурило В.К. и др. “Люблю тебя, Петра творенье…”: Пушкинские места Ленинграда. - Л.: Лениздат, 1989.- 272 с. – с. 29-30
Иванов Е. П. Всадник. Нечто о городе Петербурге // Москва — Петербург: pro et contra. СПб., 2000. С. 311.
Прогулки по Петербургу/П.Я. Канн. – СПб., Палитра, 1994.
Карсалова Е. В., Леденев А. В. Шаповалова Ю. М. «Серебряный век» русской поэзии. – М., 1996. 5. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века. Хрестоматия. – М., 1988. 6. Поэзия Серебряного века: Избранное. – М., 1997.
М.Г.Качурин, Д.Н.Мурин «Петербург в русской литературе». Интерпракс, 1994 г.
Лебедев Ю. В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы. В двух частях. – М.: «Просвещение», 1994.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972. - с.96.
Марков В. Русские цитатные поэты: Заметки о поэзии П.А. Вяземского и Георгия Иванова // Марков В. О свободе и поэзии. СПб., 1994.
Маркович В. Птербургские повести Н. В. Гоголя: літературній огляд / В. Маркович,. - Л. : Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1989. - 205 с.
М.В.Отрадин «Петербург в русской поэзии XVIII – начало XX века». Издательство Ленинградского университета, 1988 г.
Павловский А.И. «Анна Ахматова. Жизнь и творчество»,1991
Петербург. Стихи. (А. Белый) - М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998. - 624 с.
Пронина Е.П. «Русская литература ХХ века», очерки «Портреты», эссе кн. Для учащихся, 1994
Пьяных М.Ф. Александр Блок, Андрей Белый «Диалог поэтов о России и революции»,1990
Рапацкая Л.А. Искусство "серебряного века" - М.: Просвещение: "Владос", 1996. - 192 с.
Е. С. Роговер «Русская литература 20 века», С-Петербург, «Паритет», 2000 г.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь: В 2-х т. – М.: «Просвещение», 1990. «Серебряный век»
Стихи. Проза. (Н. Гумилев, В. Ходасевич, Г. Иванов) - М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998. - с 199.
Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 259
Федякин С.Р. Черные ангелы / Георгий Иванов. - М.: Вагриус, 2006. - 394с.