Элективный курс по литературе для 11 класса Акмеизм в русской поэзии Серебряного века
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Чигоракская средняя общеобразовательная школа
Программа элективного курса для 11 класса
«Акмеизм в русской поэзии Серебряного века»
2017
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 11 класса, которым интересна русская поэзия конца ХIХ – начала XX века. Курс направлен на прочтение и анализ поэтических произведений Серебряного века - расцвета русской поэзии, появления различных поэтических течений. Содержание программы расширит представление обучающихся об одном из литературных течений Серебряного века - акмеизме, познакомит с творчеством поэтов, представляющих данное направление. Рассматриваемые поэтические произведения отражают не только судьбу отдельного человека, а и судьбу страны, эпоху, в которую приходилось жить. В поэзии начала XX века отразилась подробнейшим образом и русская история. Таким образом, параллели с историей позволяют считать, что элективный курс носит межпредметный характер.
В данном курсе представлена не только русская литература, но и музыка, живопись, что позволит лучше представить эпоху. Программа элективного курса предполагает дальнейшее развитие умений анализа поэтического произведения, что окажется полезным как для построения устного ответа, так и для письменных работ по литературе.
Цель курса:
- помочь ученику достаточно полно представить литературную ситуацию начала XX века, расширить знания о предпосылках появления акмеизма, становлении и развитии данного литературного направления.
Задачи:
- способствовать повышению интереса к русской поэзии и литературе в целом;
- совершенствовать и развивать умение творческого чтения, интерпретации поэтического текста;
- формировать умения по использованию литературоведческих и культурологических терминов и понятий;
- работать с литературной критикой, словарями, интернет-ресурсами;
- развивать эстетический вкус;
- формировать разностороннюю личность, имеющую четкую гражданскую позицию.
Развитие и углубление знаний обучающихся будет реализовываться через сочетание теоретического материала (лекций) и практических занятий.
Элективный курс является дополнением к основному курсу литературы XX века в 11 классе и рассчитан на 17 часов.
В результате освоения программы обучающиеся должны:
- знать/понимать основные черты и особенности акмеизма, теоретико-литературные понятия, связанные с этим литературным направлением;
- уметь выразительно читать стихотворения;
- аргументированно формулировать свое отношение к творчеству Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других поэтов;
- сопоставлять и сравнивать литературные произведения;
- использовать приобретенные знания для определения собственного круга чтения художественной литературы начала XX века.
Формы контроля: тестирование, творческие работы, презентации, защита проектов.
Тематическое планирование элективного курса (17 часов)
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
1.
Введение
Русская поэзия Серебряного века. Понятие об акмеизме. Происхождение названия литературного течения. Понятие об "адамизме" и "кларизме"
1
2.
Становление акмеизма.
Возникновение "Цеха поэтов" в Петербурге. Представители акмеизма (Н. Гумилев, С. Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут, Г.Иванов,
И. Одоевцева, Г. Адамович, Н. Оцуп). Первые стихотворные сборники
1
3.
Н. Гумилев и С. Городецкий - основоположники акмеизма. Журнал "Аполлон". Поэтические манифесты: "Наследие акмеизма и символизм" Н. Гумилева, "Некоторые течения в современной русской поэзии" С. Городецкого, "Утро акмеизма" О. Мандельштама
2
4.
Философские истоки и эстетические принципы акмеизма
1
5.
Судьба и личность Н. Гумилева.
Первые сборники стихотворений. Анализ ранних стихотворений Н. Гумилева. Метаморфозы души лирического героя. "Огненный столп" - последняя книга Н. Гумилева
2
6.
"Гиперборей" - литературный сборник поэтов-акмеистов.
"Ярь" (1907) - первая книга С. Городецкого, высоко оцененная современниками. "Цветущий посох" - программно-акмеистский сборник С. Городецкого
1
7.
Начало творческого пути О.Мандельштама. Черты акмеизма. Сборник стихотворений "Камень". Итальянское Возрождение в творчестве акмеистов
2
8.
Черты акмеизма в ранней лирике А.Ахматовой.
Первые сборники стихов "Вечер" (1912), "Четки" (1914)
3
9.
Книга воспоминаний И. Одоевцевой "На берегах Невы".
Отражение акмеизма в творчестве К. Коровина, Ф. Малявина, Б. Кустодиева
2
10.
Итоговое занятие в форме конференции (защита проектов)
2
Содержание элективного курса
Тема 1. Русская поэзия Серебряного века. Понятие об акмеизме. Происхождение названия литературного течения. Понятие об "адамизме" и "кларизме"
Акмеизм – литературное течение, входящее в литературное направление модернизм. Название течения образовано от греческого «
·
·
·
·» – пик, вершина, высшая степень чего-либо, острие, цветение, цветущая пора. Стремление воспеть расцвет человеческой личности. Время возникновения - 1912 год.
Понятие об "адамизме" и "кларизме" (С. Городецкий, Н. Гумилев, М. Зенкевич, М.Кузмин). Первозданность мира (М.Зенкевич "Дикая порфира"). Поэты-адамисты воспевали мужское начало, мужественного, сильного человека, который не допускает проявлений слабости. Адамизм – «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь» (Н. Гумилев, «Наследие символизма и акмеизм»). В адамизме в полной мере проявилась личность Н. Гумилева, человека цельного, волевого, бесстрашного. Таков и его лирический герой, в отличие от лирических героев декадентов, символистов и даже футуристов. Термин "кларизм" (от франц. «clair» – светлый, ясный) в качестве названия литературного течения (М.Кузмин «О прекрасной ясности»,1910). Положения М. Кузмина нашли отражение в теории и практике акмеизма. В своей статье М. Кузмин звал к стройности и ясной гармонии, к точности и подлинности в отборе слов, к «прекрасной ясности»: "... в рассказе пусть рассказывается, в драме пусть действуют, лирику сохраните для стихов, любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности”, – которую назвал бы я “кларизмом”».
Тема 2. Становление акмеизма. Возникновение объединения "Цех поэтов" в Петербурге. Представители акмеизма. Первые стихотворные сборники
Поиски нового поэтического стиля. Становление акмеизма. Возникновение и деятельность объединения «Цех поэтов» в Петербурге (1911). Увлечение средневековьем. "Цех поэтов» как объединение для познания и совершенствования поэтического ремесла, детального разбора и оценивания написанного. Стихотворение как изделие, созданное с помощью соответствующих приемов. Идея "Цеха поэтов" - самосовершенствование. Поэзия не только вдохновение, но и, по мнению Гумилева, еще и труд, саморазвитие, образование или самообразование.
Первые сборники акмеистов: «Вечер» А. Ахматовой (1912), «Чужое небо» Н. Гумилева (1912), «Дикая порфира» М. Зенкевича (1912), «Аллилуйя» В. Нарбута (1912), «Камень» (1) О. Мандельштама (1913).
Тема 3. Н. Гумилев и С. Городецкий - основоположники акмеизма. Поэтические манифесты: "Наследие акмеизма и символизм" Н. Гумилева, "Некоторые течения в современной русской поэзии" С. Городецкого (журнал "Аполлон", 1913, №1), "Утро акмеизма"(1913) О. Мандельштама
Формирование поэтических манифестов на основе художественной практики поэтов. Основные положения манифестов Н. Гумилёва, С. Городецкого, О. Мандельштама. Земной мир во всем его многообразии. Становление и развитие акмеистического мировоззрения и эстетики. Литературные манифесты акмеистов как первое подведение творческих итогов, и как поэтическая программа.
Основные положения акмеизма, с которыми были согласны все представители течения.
1. Отказ от мистичности, порывов к идеальному миру, обращение к земному миру во всем его многообразии, многоцветности, многозвучности.
2. Точность в соответствии слов предмету выражения. Отказ от символов и нагромождения метафор и других тропов. Четкость и ясность образов, внимание к художественной детали.
3. Равное в художественном смысле отношение ко всем моментам жизни, малым и большим. Искусство и художник не должны привносить в мир какую-то иерархию.
4. Поэтизация первозданного мира, человека и первозданных эмоций.
5. Одновременное внимание к внутреннему миру человека, его психологии и к телесному.
6. Перекличка с другими культурными явлениями, периодами, эпохами. Обилие аллюзий. Недаром, по свидетельству Н.Я. Мандельштам, в 30-е годы XX века О. Мандельштам сказал, что акмеизм – «это тоска по мировой культуре».
Тема 4. Философские истоки и эстетические принципы акмеизма
Тезис Н. Гумилева о «непознаваемости непознаваемого». "Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками – вот принцип акмеизма» (Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм»,1913). И. Кант "Критика чистого разума". Основные моменты: установление пределов разумного познания мира человеком; мир воспринимается человеком лишь в той своей части, которая укладывается в присущие рассудку категории «пространства» и «времени» – нечто, не укладывающееся в эти категории, не может быть воспринято человеческими чувствами; мир познаваем лишь частично. Известное высказывание Канта: «... Наш человеческий разум не одарен такими крыльями, на которых он мог бы подняться над облаками, заслоняющими от наших глаз тайны иного мира; а любознательным людям, которые так настойчиво добиваются узнать что-нибудь о том мире, можно дать простой, но вполне естественный ответ, что самое лучшее было бы, если бы они согласились подождать ответа до тех пор, пока они сами не попадут туда».
Философия Ф. Ницше. «Ницшевская» модель поведения «настоящего мужчины». Высказывание Ницше: «Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры... Мужчина должен быть воспитан для войны...», –своеобразное руководство к действию.
Православные мыслители Серебряного века (П. Флоренский, С. Булгаков) о взаимоотношении формы и содержания в слове.
Эстетические принципы: «соединение внутреннего мира человека (Шекспир) с «мудрой физиологичностью» (Рабле) и безоговорочного жизнеприятия (Вийон) с безупречностью художественных форм (Теофиль Готье).
Ритм, стиль и композиция должны быть в равновесии; при этом вместо музыкальных задач символизма на первый план выдвигались задачи живописные и «архитектурные.
Тема 5. Творчество Н. Гумилева. Первые сборники стихотворений. Анализ ранних стихотворений Н. Гумилева. Метаморфозы души лирического героя
Судьба и личность Н. Гумилева. Цельность, воля, бесстрашие, романтизм. Образ лирического героя в стихотворениях "Я конквистадор в панцире железном...", "Жираф", "Капитаны" и др.
"Путь конквистадоров" (1905) - первый сборник стихотворений Н. Гумилева. Романтическая настроенность и героический характер, отважные и сильные герои, весело идущие навстречу опасностям. Сборники:
"Романтические цветы" (1908), "Жемчуга" (1910), " Чужое небо" (1912), "Колчан" (1916), "Огненный столп"(1921).
Тема 6. "Гиперборей" - литературный журнал поэтов-акмеистов
Поэт и переводчик М. Лозинский - издатель и редактор журнала "Гиперборей" (1912-1913). Активное участие в издании журнала С. Городецкого и Н. Гумилева. Поэтический сборник С. Городецкого "Цветущий посох"(1912).
Тема 7. Начало творческого пути О. Мандельштама. Черты акмеизма. Сборник стихотворений "Камень". Итальянское Возрождение в творчестве акмеистов
Художественное своеобразие ранней лирики О. Мандельштама.
Конкретность и вещественность образов, уподобление слова камню, из которого возводится здание поэзии, преемственность культур. Отражение основных положений статьи "Утро акмеизма" в собственном поэтическом творчестве:
- поэтическое слово отличается небывалой уплотненностью; оно – не простой знак, выражающий известный смысл, а соединение многих элементов, образующих содержание;
- слово существует не как «самоценность», а как материал для строительства. Поэт – зодчий, возводящий здание из слов;
- в готическом соборе камень, сохраняя свойственный ему вес, приобретает легкость конструктивного элемента; то же относится к слову, участвующему «в радостном взаимодействии себе подобных»;
- строить можно только в мире трех измерений – ибо «они есть условие всякого зодчества». Поэтическое произведение может создаваться только в реальном мире, в условиях времени и пространства: «Строить – значит бороться с пустотой»;
- обращение к средневековью, которое высоко ставило достоинство ремесла;
- все явления реального мира равны между собой общим для них всех противостоянием небытию.
Стихотворения О. Мандельштама из первого сборника "Камень"(1913)
Тема 8. Черты акмеизма в ранней лирике А.Ахматовой. Первые сборники стихов "Вечер" (1912), "Четки" (1914)
Особенности изображения земного мира во всем его многообразии у Ахматовой. Реальный мир для Ахматовой– это, прежде всего, мир интимных переживаний. Психологизм лирики, связь с традициями русской психологической прозы. Каждое стихотворение - психологический роман со своими бытовыми подробностями, житейской ситуацией, определенным кругом действующих лиц. Отказ от "небесного" ради "земного". Внимание к деталям. Особенности стиля и своеобразие композиции. Характер лирической героини. Первые поэтические сборники: "Вечер"( 1912), "Четки" (1914).
Тема 9. Книга воспоминаний И. Одоевцевой "На берегах Невы"
Ирина Одоевцева - представитель первой волны русской эмиграции, свидетельница эпохи, автор известных мемуаров о представителях Серебряного века. Первая книга воспоминаний "На берегах Невы" о жизни литературного, музыкального и художественного Петрограда после Октябрьской революции.
Тема 10. Итоговое занятие в форме конференции (защита проектов)
Использованная литература
1. Ахматова А. А. Лирика. - М.: Художественная литература, 1989.
2. Ахматова А.А. Стихи и проза. - М.: Искусство, 1989.
3. Берберова Н. Курсив мой: автобиография/ Нина Берберова. - М.: "Захаров", 2009.
4. Бродский об Ахматовой. Диалоги с С. Волковым.- М.: Независимая газета, 1992.
5. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским.- М.: Издательство Эксмо, 2006
6. Гумилёв Н. Избранное. - М.: Советская Россия, 1989.
7. Гумилев Н.С. Стихи; Письма о русской поэзии. - М.: Художественная литература,1989.
8. Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии // Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века: хрестоматия / сост. А.Г. Соколов. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 90-96.
9. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М Теория литературы; Поэтика; Стилистика. – Л.: Наука, 1977. – С. 106-133.
10. Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама. Воспоминания. Материалы к биографии. "Новые стихи". Комментарии. Исследования. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990.
11. Капрусова М.Н. История русской литературы рубежа XIX – XX веков: Учебное пособие. – Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2014. – 7,7 п.л. – 123 с. – Серия «Методическая библиотека бакалавра»
12. Киселева Г.В. Введение // Элективные курсы / под ред. Г.В. Киселевой. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2007.
13. Кузмин М. О прекрасной ясности // Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века: хрестоматия / сост. А.Г. Соколов. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 96-102.
14. Лукницкая В. Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. – Л., 1990.
15. Мандельштам Н.Я. Воспоминания / Надежда Мандельштам, вступ. ст. Д. Быкова. – М.: Вагриус, 2006.
16. Мандельштам Н.Я. Вторая книга / Надежда Мандельштам. – М.: Вагриус, 2006.
17. Мандельштам О.Э. Стихотворения. Переводы. Очерки. Статьи.- Тбилиси, "Мерани", 1990.
18. Мандельштам О. Утро акмеизма // Мандельштам О. Сочинения: в 2 т. Т.2. – М.: Художественная литература, 1990. – С. 141-145.
19. Одоевцева И.В. На берегах Невы: Литературные мемуары. – М.: Художественная литература, 1988.
20. Одоевцева И.В. На берегах Сены: Литературные мемуары. - М.: Художественная литература, 1989.
21.Профильное обучение: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
22. Русская поэзия начала XX века: (Дооктябрьский период). - М.: Советская Россия, 1988.
23. Файнштейн Э. Анна Ахматова / Элен Файнштейн. - М.: Эксмо, 2006.
учитель русского языка и литературы МКОУ БГО Чигоракской СОШ
Лушникова М.Н., ВКК
Заголовок 115