Рабочая программа по внеурочной деятельности Веселые нотки 1-4 классы


Программа разработана на основе:
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Авторская программа по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010, «Музыка.»Рабочие программы Г.П.Сергеевой,Е.Д.Критской.1-4 классы,М.,Просвещение,2012.
Авторская программа по хору для музыкальных и общеобразовательных учреждений Т.Н. Овчинниковой (М.: Просвещение, 2004г.)

Пояснительная записка.
Основная задача эстетического воспитания – развивать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей среде. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение как активная исполнительская деятельность, очень способствует этому.
Обоснование актуальности и необходимости создания данной программы заключается в том, что важная задача, которая стоит перед учителем - не только научить детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать становлению нравственной личности.
Средства массовой информации способствуют тому, что ребенок подвергается самым разнообразным эмоционально-художественным воздействиям, среди которых нередко отрицательные. Надо помочь ученикам разобраться в потоке информации, развивать у них хороший вкус.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский хор является средством художественно - творческого развития учащихся, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.
Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в хоре пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочное время. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит хоровому пению.
Данная программа является модифицированной, художественно-эстетического направления. В ее основе лежит авторская программа по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина М., Просвещение,2012; авторская программа по хору для музыкальных и общеобразовательных учреждений Т.Н. Овчинниковой (М.: Просвещение, 2010 г.), для учащихся 7-10 лет.
Цель программы.
Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка.
Задачи программы.
Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи музыкального воспитания детей на современном этапе:
формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
освоение знаний о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация);
формирование устойчивого интереса к музыке и ее различным формам;
разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;
обучение детей легкой атаке звука, умению слышать себя в смешанном звучании;
развитие подвижности мягкого неба;
формирование основных свойств голоса (звонкость, полетность, мягкость, вибраторность) при условии звучания здорового детского голоса.
формирование навыков певческой выразительности, вокальной артикуляции;
развитие певческого дыхания, диапазона;
обучение детей навыкам пения без сопровождения, многоголосию.
Образовательно-воспитательная работа. Принципы построения программы.
В настоящее время ФГОС устанавливают требования к результатам обучающихся в соответствии с целью и задачами образовательной программы.
В основу программы положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
-развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе коллективной внеурочной деятельности;
- системная организация учебно-воспитательного процесса.
Ребенок, изучая и исполняя вокальные произведения, знакомится с сокровищницей мирового музыкального искусства, формирует определенный объем певческих умений, навыков, развивает речь, память, мышление, эмоциональный отклик на различные явления жизни, умения и навыки коллективной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, через личностную оценку исполняемой музыки.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение концертов, творческих вечеров) способствуют расширению кругозора учащихся. Занятия в хоре развивают такие качества, как стремление к самосовершенствованию, стремление показать свой творческий потенциал.
Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.
Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 7 до 10 лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.
1год обучения – 33 часа. (1 раз в неделю по 1 ч.)
2год обучения – 34 часа(1раз в неделю по 1 ч.)
3год обучения – 34 часа (1раз в неделю по 1 ч.)
4год обучения – 34 часа (1 раз в неделю по 1 ч.)
Программа предполагает групповую форму обучения.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Тематическое распределение часов по классам

п/пНазвание тем Количество часов
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения
1. Пение как вид искусства 5 4 4 2
2. Развитие чувства ритма 2 2 2 2
3. Развитие певческих способностей и культуры исполнительского мастерства 6 6 6 6
4. Основы музыкальной грамотности 4 2 3 3
5. Вокальная речь 4 4 4 4
6. Народная песня. Музыка кубанских композиторов. 6 6 5 5
7. Концертная деятельность 6 10 10 10
Итого: 33 часа 34 часа 34 часа 34 часа
Учебно- тематический план
1 год обучения

п/пНаименование разделов, тем. Количество часов Характеристика деятельности уч-ся
теория практика Пение как вид искусства (5 часов) Размышлять об истоках возникновения муз. искусства;
Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы
Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания.
Охранять, беречь голос детей.
Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).
Побуждать запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года.
Настраивать детей на выразительное пение, попытки передать в песне характер, настроение, интонацию.
Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам).
Учить, не только различать, но и воспроизводить основные выразительные отношения музыкальных звуков.
Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни, в семье.
Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
1. История певческой культуры 1 - 2. Основы вокального искусства 1 - 3. Сведения о строении голосового аппарата 1 - 4. Процесс звукообразования. - 2 Развитие чувства ритма (2 часа) 5. Длительности. 1 - 6. Ритмические рисунки - 1 Развитие певческих способностей и культуры исполнительского мастерства (6 часов) 7. Виды дыхания 1 - 8. Постановка голоса 1 2 9. Дикция 1 1 Основы музыкальной грамотности (4 часа) 10. Темп. 1 - 11. Лад - 1 12. Понятие о звуках 1 - 13. Звукоряд - 1 Вокальная речь (4 часа) 14. Артикуляционная гимнастика 1 1 15. Упражнения на дыхание. Распевание. 1 1 Народная песня. Музыка кубанских композиторов. (6 часов) 16. Народная песня 1 1 17. Знакомство с творчеством кубанских композиторов 1 - 18. Песни родного края - 2 19. Гимн Краснодарского края - 1 Концертная деятельность (6 часов) 20. Сценическое движение 1 - 21. Репетиционная работа - 4 22. Концертные выступления - 1 Всего: 33 часа Учебно- тематический план
2 год обучения

п/пНаименование разделов, тем. Количество часов Характеристика деятельности учащихся
теория практика Пение как вид искусства (4 часов) Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы
Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания.
Охранять, беречь голос детей.
Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).
Побуждать запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года.
Настраивать детей на выразительное пение, попытки передать в песне характер, настроение, интонацию.
Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам).
Учить, не только различать, но и воспроизводить основные выразительные отношения музыкальных звуков.
Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни, в семье.
Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
1. История певческой культуры 1 - 2. Сведения о строении голосового аппарата 1 - 3. Процесс звукообразования. 0,5 1,5 Развитие чувства ритма (2 часа) Ритмические рисунки 0,5 0,5 Музыкальный размер 0,5 0,5 Развитие певческих способностей и культуры исполнительского мастерства (6 часов) Вокальная техника. Одноголосие. 1 1 Постановка голоса 1 1 Дикция 1 1 Основы музыкальной грамотности (2 часа) Темп. Тембр. 1 - Понятие о звуках. Звукоряд. 0,5 0,5 Вокальная речь (4 часа) Артикуляционная гимнастика 1 1 Упражнения на дыхание 1 1 Народная песня. Музыка кубанских композиторов. (6 часов) Народная песня. Колыбельные песни. - 2 Знакомство с творчеством кубанских композиторов 1 - Песни родного края - 2 Гимн Краснодарского края - 1 Концертная деятельность (10 часов) Сценическое движение 1 2 Репетиционная работа 1 4 Концертные выступления - 2 Всего: 34 часа Учебно- тематический план
3 год обучения

п/пНаименование разделов, тем. Количество часов Характеристика деятельности учащихся
теория практика Пение как вид искусства (4 часов) Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы
Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания.
Охранять, беречь голос детей.
Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).
Побуждать запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года.
Настраивать детей на выразительное пение, попытки передать в песне характер, настроение, интонацию.
Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам).
Учить, не только различать, но и воспроизводить основные выразительные отношения музыкальных звуков.
Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни, в семье.
Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
1. История певческой культуры 1 - 2. Сведения о строении голосового аппарата 1 - 3. Процесс звукообразования. 0,5 1,5 Развитие чувства ритма (2 часа) Ритмические рисунки 0,5 0,5 Музыкальный размер 0,5 0,5 Развитие певческих способностей и культуры исполнительского мастерства (6 часов) Вокальная техника. Постановка голоса 1 1 Многоголосие 1 1 Дикция 1 1 Основы музыкальной грамотности (3 часа) Знаки альтерации. 1 - Пение a capella. - 2 Вокальная речь (4 часа) Артикуляционная гимнастика 1 1 Упражнения на дыхание 1 1 Народная песня. Музыка кубанских композиторов. (5 часов) Народная песня. Плясовые песни. 1 2 Песни композиторов Краснодарского края - 2 Концертная деятельность (10 часов) Сценическое движение 1 2 Репетиционная работа 1 4 Концертные выступления - 2 Всего: 34 часа Учебно- тематический план 4 год обучения

п/пНаименование разделов, тем. Количество часов Характеристика деятельности учащихся
теория практика Пение как вид искусства (2 часов) Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы
Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания.
Охранять, беречь голос детей.
Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).
Побуждать запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года.
Настраивать детей на выразительное пение, попытки передать в песне характер, настроение, интонацию.
Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам).
Учить, не только различать, но и воспроизводить основные выразительные отношения музыкальных звуков.
Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни, в семье.
Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
1. Понятие унисонного и многоголосного пения. 1 - 2. Виды певческого дыхания. Атака звука. 1 - Развитие чувства ритма (2 часа) Ритмические рисунки 0,5 0,5 Музыкальный размер 0,5 0,5 Развитие певческих способностей и культуры исполнительского мастерства (6 часов) Вокальная техника. Постановка голоса 1 1 Многоголосие 1 1 Дикция 1 1 Основы музыкальной грамотности (3 часа) Знаки альтерации. 1 - Пение a capella. - 2 Вокальная речь (4 часа) Песни детских композиторов ХХ века - 4 Народная песня. Музыка кубанских композиторов. (5 часов) Народная песня. Плясовые песни. 1 2 Песни композиторов Краснодарского края - 2 Концертная деятельность (10 часов) Сценическое движение 1 2 Репетиционная работа 1 4 Концертные выступления - 2 Всего: 34 часа Содержание программы.
1 год обучения.
Раздел 1. Пение как вид искусства
Общее понятие о культуре певческого мастерства. История певческой культуры. Знакомство с музыкальными жанрами. Прослушивание произведений различных жанров. Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального искусства. Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и звуковедения.
Раздел 2. Развитие чувства ритма.
Долгие и короткие звуки. Понятие о музыкальном размере. Длительности нот. Целые, половинные, четвертые, восьмые, длительности. Ритмические упражнения. Определение длительностей. Выполнение простых ритмических рисунков.
Раздел 3. Развитие певческих способностей и культуры исполнительского мастерства.
Знакомство с различной манерой пения. Роль дыхания в пении. Знакомство с основными видами дыхания. Постановка голоса. Певческая позиция. Опора при исполнении различных произведений. Дикция. Артикуляция. Формирование культуры исполнения произведений.
Раздел 4 . Основы музыкальной грамотности.
Темп. Динамика. Лад. Ознакомление с терминами вокального искусства. Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки. Знакомство с нотами. Одноголосное пение. Понятие интонации. Знакомство с нотным станом. Показ расположения нот на нотном стане. Пение нот. Знакомство детей с гаммой до-мажор.
Раздел 5. Вокальная речь.
Развитие культуры вокальной речи. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Певческая позиция.
Раздел 6. Народная песня. Музыка кубанских композиторов.
Слушание и исполнение народной песни. Знакомство с творчеством кубанских композиторов. Слушание песни, потешки родного края. Слушание гимн Краснодарского края (слова Константина Образцова, музыка народная «Ты, Кубань, ты наша родина» и слова народные, музыка народная ).
Раздел 7. Концертная деятельность.
Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа. Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров. Концертные выступления. Формирование культуры исполнительской деятельности.
2 год обучения.
Раздел 1. Пение как вид искусства
Общее понятие о культуре певческого мастерства. История певческой культуры. Знакомство с музыкальными жанрами. Прослушивание произведений различных жанров. Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального искусства. Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и звуковедения.
Раздел 2. Развитие чувства ритма.
На примере разных произведений различать длительности. Научить детей различать простые и сложные ритмические рисунки. Пунктирный ритм. Размер 2/4,4/4. Размер 3/4,6/8.
Раздел 3. Развитие певческих способностей и культуры исполнительского мастерства.
Развитие певческих навыков. Формирование культуры исполнительского мастерства. Диапазон голоса певца. Развитие диапазона за счет упражнений. Кантилена. Созвучность голосов в групповом исполнении. Упражнения на развитие вокальной техники. Постановка голоса. Выработка певческих навыков.
Раздел 4. Основы музыкальной грамотности.
Понятие о знаках альтерации. Мажор. Минор. Многообразие музыкальных форм. Основные принципы построения музыкальной формы. Простые формы. Куплетная форма.
Раздел 5. Вокальная речь.
Развитие культуры вокальной речи. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Певческая позиция.
Раздел 6. Народная песня. Музыка кубанских композиторов.
Слушание и исполнение народной песни. Знакомство с творчеством кубанских композиторов. Слушание, разучивание и обыгрывание кубанских игр, потешки, колядки. Разучивание красивых песен кубанских композиторов, которые легко разучиваются из-за их мелодичности. «Песня о родной земле» слова: В. Б. Бакалдина, музыка: В. А. Лаптева, «Ивушка», стихи И. Вараввы, музыка Г. Ф. Пономаренко, «Колыбельной» слова М. Лермонтова, музыка В. Захарченко Слушание гимн Краснодарского края (слова Константина Образцова, музыка народная «Ты, Кубань, ты наша родина» и слова народные, музыка народная).
Раздел 7. Концертная деятельность.
Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся. Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа. Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров. Концертные выступления.
3 - 4 год обучения.
Раздел 1. Пение как вид искусства
Развитие певческих навыков. Формирование культуры исполнительского мастерства. Упражнения для развития диапазона. Вокальная техника. Упражнения для развития вокальной техники. Многоголосье. Формирование навыков двухголосного пения.
Раздел 2 Развитие чувства ритма.
Затакт. Триольный ритм. Нетрадиционные виды размеров (на примере народной музыки). Определение ритмических рисунков. Ритмические упражнения.
Раздел 3. Развитие певческих способностей и культуры исполнительского мастерства.
Развитие певческих навыков. Формирование культуры исполнительского мастерства. Диапазон голоса певца. Развитие диапазона за счет упражнений. Кантилена. Созвучность голосов в групповом исполнении. Упражнения на развитие вокальной техники. Постановка голоса. Выработка певческих навыков. Элементы трехголосного исполнения. Пение a capella.
Раздел 4. Основы музыкальной грамотности.
Понятие о знаках альтерации. Мажор. Минор. Мажорное и минорное трезвучия. Понятие Т3/5, S 3/5, D 3/5. Обращение главных трезвучий лада. Многообразие музыкальных форм. Основные принципы построения музыкальной формы. Простые формы. Куплетная форма.
Раздел 5. Вокальная речь.
Артикуляционная гимнастика. Понятие опоры, диафрагмы. Упражнения на дыхание.
Раздел 6. Народная песня. Музыка кубанских композиторов.
Разучивая и обыгрывая кубанские игры, потешки, колядки, щидривки, обучающийся входит в мир народных обрядов, традиций, тем самым обогащая свой внутренний мир. Дети с удовольствием их разучивают и в дальнейшем применяют в праздничные дни Нового старого года. Также разучиваем красивые песни кубанских композиторов, которые легко разучиваются из-за их мелодичности «Эх, кони, кони», «Соловей на веточке» стихи И. Вараввы, музыка Г. Ф. Пономаренко, «Трудовые руки», «Стал казак на камень» стихи С. Хохлова, музыка Г. Ф. Пономаренко.
«Ой, да Краснодарский край слова» С. Хохлова, музыка В. Захарченко «Хлеб всему голова» (баллада о хлебе) Слова В. Балачана, музыка В. Захарченко, «Песня о Новороссийске», «Хутора» стихи К. Обойщикова, музыка Г. Ф. Пономаренко
Раздел 7. Концертная деятельность.
Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся. Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа. Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров. Концертные выступления. Творчество и импровизация.

Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога. Музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Песенный репертуар подбирается в течение года и может изменяться.

Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
Содержание программы внеурочной деятельности кружка хорового пения «Веселые нотки», с элементами кубанского казачьего фольклора, реализуемой в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства, поэтому программа отвечает требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования - развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
В конце каждого года обучения учащиеся будут достигать соответствующего уровня воспитательных результатов внеурочной деятельности.
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Планируемый результат.
Данная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня:
1 год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
владение некоторыми основами нотной грамоты;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.
2 год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (участие в импровизациях, активность в концертной деятельности);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
3 – 4 год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (несложные элементы двухголосия – подголоски);
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к «трем китам» (песне, танцу, маршу);
повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Предполагаемые результаты 1 года обучения.
1 уровень
Приобретение школьником новых
социальных знаний, понимание социальной реальности 2 уровень
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества 3 уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия
Учащиеся знают:
-о своих голосовых возможностях, о специфике эстрадного пения, об основных правилах поведения на занятиях и о самодисциплине;
-изучаемый музыкальный материал - мелодию и текст песни, авторов;
-познакомятся с основной вокальной терминологией, устройством и работой голосового аппарата.
-владеют начальными знаниями о различиях в качестве звучания певческого голоса при правильном и неправильном пении.
- о фольклоре как источнике народной мудрости; жанры кубанского фольклора: загадки, игры, поговорки.
(через беседы) Учащиеся умеют:
- чисто интонировать мелодию;
-сочетать пение с элементами сценического движения;
-обращаться с микрофоном на простейшем уровне;
-приобщатся к здоровому образу жизни.
(через репетиции) -научатся петь в ансамбле, не бояться сцены во время концертных выступлений;
-приобретут способность чувствовать, понимать и любить музыку;
-освоят навыки поведения и общения в социуме.
(через концертную деятельность, организуемую педагогом) Предполагаемые результаты 2-3 годов обучения
1 уровень
Приобретение школьником новых социальных знаний, понимание социальной реальности 2 уровень
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества 3 уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия
Учащиеся знают:
-о своих голосовых возможностях, о специфике эстрадного пения, об основных правилах поведения на занятиях и о самодисциплине;
- изучаемый музыкальный материал - мелодию и текст песни, авторов.
-осознанно владеют начальными знаниями о музыкальной грамоте, различиях в качестве звучания певческого голоса при правильном и неправильном пении;
-особенности русского и кубанского народного пения.
(через беседы) Учащиеся умеют:
-чисто интонировать мелодию;
-слушать и оценивать свое пение, пение соседей, всего ансамбля;
-сочетать пение с элементами сценического движения, уметь импровизировать;
-обращаться с микрофоном;
-свободно держаться на сцене во время концертных выступлений;
-петь выразительно, проявлять свое актерское мастерство;
-проявляют желание выступать сольно, а не только в ансамбле;
-определять характер песен; названия простейших музыкальных инструментов.
(через репетиции) - приобретут способность чувствовать, понимать и любить музыку;
- освоят навыки поведения и общения в социуме;
- научатся владеть своими эмоциями.
(через концертную деятельность, организуемую педагогом совместно с детьми) Предполагаемые результаты 4 года обучения
1 уровень
Приобретение школьником новых социальных знаний, понимание социальной реальности 2 уровень
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества 3 уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия
Учащиеся знают:
-о своих голосовых возможностях, о специфике эстрадного пения, об основных правилах поведения на занятиях и о самодисциплине;
-изучаемый музыкальный материал - мелодию и текст песни, авторов;
-владеют в полном объёме начальными знаниями о музыкальной грамоте.
(через беседы, диагностические формы)
Учащиеся умеют:
-импровизировать и самостоятельно сочинять танцевальные композиции;
-умело обращаться с микрофоном;
-научатся петь более сложные произведения, включающие элементы двухголосия,
-свободно и уверенно чувствовать себя на сцене во время концертных выступлений;
-самостоятельно формировать и развивать основные вокальные навыки и приемы импровизации.
(через репетиции и концертную деятельность)
-активизирована творческая деятельность;
-сформированы необходимые для занятий способности: выносливость, концентрацию, внимание, умение ориентироваться в пространстве;
-развит общекультурный кругозор, музыкально-художественный вкус.
(через концертную деятельность, организуемую детьми совместно с педагогом для родителей, младших школьников и т.д.)
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса.
Познавательные У У Д :
освоение знаний:
- о музыке как виде искусства,
-о его интонационно-выразительных средствах,
- жанровом и стилевом многообразии,
- о фольклоре,
- лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов,
- о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
-рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные У У Д :
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
-понимание и принятие учащимися учебной задачи, поставленной учителем;
-основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные У У Д:
-преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
-понимание возможности различных точек зрения на какой-либо вопрос;
-ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Планируемые результаты

научится Получит возможность научиться
Личностные
1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума.
2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты. участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.
Предметные
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии
проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
понимать степень значения роли музыки в жизни человека. пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;
узнавать на слух основную часть произведений.
Сформированность основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края
ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве родного края, сопоставлять различные образцы музыки;
пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью.
осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности
накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса
понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения.. обогащению индивидуального музыкального опыта;
воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов.
4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению
внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;
узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям. определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление
5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации
определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. передавать настроение музыки в пении;
откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
исполнять, инсценировать песни.
передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.
МетапредметныеПрименение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
самостоятельно выполнять упражнения;
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;
участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
Формы и виды контроля
Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:
-беседа по пройденному материалу;
- самостоятельная работа;
- выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.
- анализ проделанной работы;
- участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
- участие в итоговом отчетном концерте.
Методические рекомендации для учителя.
Во время занятий больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, песни из мультфильмов и детских кинофильмов, а также песен родного края. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Программа предполагает следующие методы:
Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).
Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.
В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий.
После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу.
В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий в хоре.
В конце каждого учебного года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год.
Для образовательного процесса необходимы наглядные пособия, дидактические материалы, аудио, видео информация.
Календарные праздники и рекомендуемые песни для 1 года обучения.
Занятия в студии очень часто приурочены какому-либо празднику. В соответствии с тематикой праздников подбирается репертуар.
Например, «Азбука» муз. А. Островского, «Песня о школе» муз. Н. Дремлюга, «Алфавит» муз. Г. Струве – к дню школы, к Дню Учителя.
«Весёлая песенка», «Новогодняя» муз. А. Филиппенко, «Что за дерево такое» муз. М. Старокадомского – к Новому году.
«Мой папа», муз. В. Шаинского, «Бескозырка белая» муз. В Моделя, сл. З. Александровой – ко Дню Защитника Отечества.
«Песня о маме», «Самая хорошая» муз. В. Иванникова, «Каждый по - своему маму поздравит» муз. Т. Попатенко, - к дню Матери, 8 Марта.
«На парад выходи» муз. М. Мильман, «Дружба настоящая» муз. Е. Ботяров - к Дню Победы.
«Наша школьная страна» сл. К Ибряева, муз. Ю. Чучкова – к последнему звонку.
Календарные праздники и рекомендуемые песни для 2 года обучения.
Занятия в студии очень часто приурочены какому-либо празднику. В соответствии с тематикой праздников подбирается репертуар.
Например, «Если б не было школ» муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина, «Наша школьная страна» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева, «Наша перемена» муз. и сл. Е. Плотниковой – к дню школы, к Дню Учителя.
«Бабушки – старушки», «Я у бабушки живу» - ко Дню пожилого человека.
«Ах, как красива пушистая ёлка» сл. и муз. М. Шилова, «Белые снежинки кружатся с утра» муз. Г. Гладкова, сл. И. Шаферана, «Русская зима» муз. и сл. Л. Олифирова – к Новому году.
«Моя России» муз. Г. Струве, «Песенка про папу» муз. М. Танича, сл. В. Шаинского - ко Дню Защитника Отечества.
«Мамочка» сл. А. Афлятунова, муз. В. Канишева, «Песенка капель» муз. В. Алексеева, сл. М. Филатова - к дню Матери, 8 Марта.
«Сегодня салют» сл. В. Степанова, муз. М. Протасова, « - к Дню Победы.
Календарные праздники и рекомендуемые песни для 3 года обучения.
Занятия в студии очень часто приурочены какому-либо празднику. В соответствии с тематикой праздников подбирается репертуар.
Например, «Мы любим вас», «Учитель взял твою руку» муз. Г. Шарина, сл. К. Ибряева – к дню школы, к Дню Учителя.
«Бабушки – старушки», « Я у бабушки живу» - к Дню пожилого человека.
«Белые снежинки» муз. и сл. К Костина, «Снег» муз. и сл. А. Арсентьева– к Новому году.
«Спасибо» муз. Ю. Чучкова, «Солдат России» муз. К. Дерр, «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова, «Бравые солдаты» муз. Филиппенко, сл. Волгиной – ко Дню Защитника Отечества.
«Маме в день 8 – е Марта» сл. Ивенсена, муз. Тиличеевой, «Мама и дочка» сл. Е. Плотниковой, муз. Г. Шайдуловой - к дню Матери, 8 Марта.
«Экипаж – одна семья» муз. В. Плешак, сл. Ю. Погорельского - к Дню Победы.
Календарные праздники и рекомендуемые песни для 4 года обучения.
Занятия в студии очень часто приурочены какому-либо празднику. В соответствии с тематикой праздников подбирается репертуар.
Например, «Учитель» муз. и сл. Ю. Началовой, «Спасибо вам, учителя» муз. К. Ибряева, сл. Ю. Чичкова – к дню школы, к Дню Учителя.
«Тик – так» муз. и сл. А. Варламова, «Российский Дед Мороз», муз. А. Варламова, сл. Р. Папина, «Пришла зима» муз. Слонова, сл. Высоцкой – к Новому году.
«Лучше папы друга нет» сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева, «Солдат молоденький» муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского – ко Дню Защитника Отечества.
«Ты не бойся, мама» сл. Е. Шкловского, муз. М. Протасова, «Самая счастливая» муз. Чичкова, сл. К. Ибряева - к дню Матери, 8 Марта.
«День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова - к Дню Победы.
«Прощание со школой», «Куда уйдём со школьного двора» сл. А. Дидурова, муз. А. Флярковского – к Последнему звонку.
Примерный репертуар к разделу «Кубанский фольклор» на 1-4 года обучения
Кубанский фольклор:
1.«Ты, Кубань, ты наша родина (Гимн Краснодарского края)Слова Константина Образцова, музыка народная2. Ты, Кубань, ты наша родина. Слова народные, музыка народная3. Ой, да Краснодарский край. Слова С. Хохлова, музыка В. Захарченко4. Хлеб всему голова (баллада о хлебе). Слова В. Балачана, музыка В. Захарченко5. Я внук хлебороба. Слова П. Карпенко, музыка В. Захарченко6. Колыбельная. Слова М. Лермонтова, музыка В. Захарченко7. Буря мглою небо кроет. Слова А. Пушкина, музыка народная8. Ой, пры лужку пры лужке. Слова и музыка народные9. Ой, да вспомним братцы мы – кубанцы. Слова и музыка народные10. По дорогам пыль клубится. Слова и музыка народные11. Смуглянка. Слова Я. Шведова, музыка А. Новикова12. Курганы. Слова С. Хохлова, музыка В. Захарченко13. Отзовитесь, однополчане. Слова С. Хохлова, музыка В. Захарченко14. Шли мы эскадронами. Слова П. Карпенко, музыка В. Захарченко15. Роспрягайтэ, хлопци, конэй. Слова и музыка народные16. Прощание славянки. Слова народные, музыка В. Агапкина
Потешки:
«Три-та-та, вышла кошка…», «Идет коза рогатая», «Скоро Саше годочек», «Солнышко-ведрышко», «Вот коровушка, буренушка», «А вот козлик-шалунишка», «Я точу, молочу на чужом гумне».
Прибаутки:
«Стучит, бренчит по улице», «Федул, что губы надул», «Здорово, кума», «Ты видел моего теленочка?», «Куда, кум, идешь?»
Небылицы:
«Чики-чики-чиколочки», «Таракан дрова рубил», «Как петух в печи пироги печет», «По синю морю корабль бежит», «Ехала деревня мимо мужика», «Ай, чу-чу», «А где это видано», «Вы послушайте, ребята».
Дразнилки:
«Резорок с вершок», «Флор», «Ваня едет на быке», «Антошка», «Алеша-белеша», «Ванюша-рамок», «Ерема-Ерема».
Скороговорки:
«Бобры», «Улетели у Маруси», «Стали - ковали», «Веники-помелики», «Хитрая сорока», «Краб крабу сделал грабли», «Сел сокол на колокол».
Считалки:
«Первадан, другодан», «Ты куковка, я куковка», «Кошка учится считать», «Возьму из кадушек», «Трынцы-брынцы», «Шла коза по мостику», «Я сказала», «Спиря-Спиридон».
Молчанки:
«Чок,чок зубы на крючок», «Ехали бояре», «Шел Молчан», «Кони, кони, мои кони», «Прилетели журавли», «Кони-огони», «Венчики, венчики».
Игра:Подсолнухи, За двумя зайцами, Шапки
Русский фольклор:
«Грачи летят», «Дед Сысой», «Козынька», «В перстни», «Девочка и медведь», «Лиса в норку», «Почта», «В птицы», «В кувшинчики», «Горшки», «Закуски», «Лапта», «Олень», «Редька», «Сидит Дрема», «Пошла коза по лесу», «Колпачок», «Гори, гори гарко», «Костромушка, Кострома».
Русские народные песни:«Ой, он спал – не спал», «Шагай вперёд, казачье племя», «Лежал воробей», «Как у ноя-то козел», «Как по реченьке утенушка плывет», «Как у бабушки козел», «А я по лугу», «Долговязый журавель», «Пошла млада за водой», «Во кузнице», «Как за нашим за двором», «Было у матушки много детей», «Ой, вставала я ранешенько», «Савка и Гришка», «Покажи-ка, воробейко», «Тили-бом, тили-бом загорелся кошкин дом», «Комарик», «Две уточки», «Война грибов».
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во
Библиотечный фонд.
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. 1 У
2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983. 1 У
3. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие обучающихся в процессе обучения пению (1-2кл.). / Под ред. Л.В.Занкова. – М.: АПН РСФСР, 1961. 1 У
4. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 2004. – 212 с. 1 У
5. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 12005. - т.16. - №5. - с.49-58. 1 У
6. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000. 1 У
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1977. 1 У
8. Виноградов К.П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле. – М.: Музыка, 2007. – 266 с. 1 У
9. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственноемузыкальное издательство, 1963. 1 У
10. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства/Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 1 У
11. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с. 1 У
12. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.:Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007. 1 У
13. Живов Л.Д. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. – М, 2003. – 367 с. 1 У
14. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007. 1 У
15. Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост. и ред. Дж. Д. Карателло – СПб.: Питер , 2007. 1 У
Печатные пособия.
1 Портреты композиторов. 10 Д
2 Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, картины русских художников) 30 Д
Технические средства обучения.
1 Магнитофон 1 Д
2 Пианино 2 Д
4 Музыкальный центр 1 Д
5 CD 15 Д
4. Экрано-звуковые пособия.
1 Видеопроектор 1 Д
2 DVD 5 Д
3 Полякова О.И Лунная сказка. [Звукозапись] / Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. Для средних школьников (11-15 лет). – М. Весть-ТДА, 2000. - 1 мк. 1 Д П
4 Полякова О.И. Будильник. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. Для младших и средних школьников. – М. ВЕСТь ТДА, 1999.- 1 мк. 1 Д П
5 Полякова О.И. Золотая сказка. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. Для младших школьников. М. Весть ТДА. 2003.- 1 мк. 1 Д П
6 Полякова О.И. Караоке для детей. Глобус. Новые песни О.Поляковой. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества.– М. ВЕСТЪТДА. 2006 – 1CD 1 Д П
Оборудование класса.
1 Интерактивная доска 1
2 Настенная демонстрационная магнитная доска 1
3 Ученические стулья 30
4 Стол учительский 2
5 Шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов, музыкальных инструментов и пр. 4