Доклад Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности
Доклад на тему:
« Пути формирования познавательных интересов младших школьников
в учебной деятельности »
Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, ровесники, отправляя ребёнка в школу, тоже желают ему хорошей учёбы и отличных оценок.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радость ожидания учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребёнок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о том, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Огромную роль в этом играет учебная деятельность. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие.
Поддержать интерес ребёнка к учёбе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, – оспаривать эту заповедь никто не станет.
В.А. Сухомлинский в своей книге « Сердце отдаю детям» писал: «без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Учителя стараются включить в ход урока дидактические игры, игровые моменты. При этом повышается активность учеников, интерес к изучаемому материалу, облегчается его усвоение. Познавательная деятельность ребят не ограничивается только лишь уроками, а продолжается во внеурочной деятельности.
Одной из распространённых форм работы по развитию познавательной деятельности являются викторины и конкурсы. Дети с большим удовольствием участвуют в них.
Познавательная деятельность детей зависит не только от содержания занятий, но и от способа их организации. Важно, чтобы школьники научились коллективно решать познавательные задачи. Под коллективно-познавательной деятельностью понимается только та, при которой между её участниками устанавливаются определённые связи и отношения. Условиями для успешного протекания деятельности становятся увлекательность, учёт интересов ребят и опора на них, ценность труда каждого её участника.
Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к овладению знаниями и способами деятельности
·, в достижении учебно-познавательной цели.
Необходимо сделать детей активными участниками учебно-воспитательного процесса, приучать их думать, проникать в суть явлений, повышать их внимание к слову и действиям учителя.
Учителя начальных классов широко используют в своей работе дидактические, развивающие, познавательные игры.
Дети младшего школьного возраста охотно решают занимательные задачи, головоломки, играют в игры, несущие познавательное содержание. Игровая форма, эмоциональный настрой делают их активными средствами умственного воспитания.
Развивающие, познавательные игры призваны способствовать развитию мышления, памяти, смекалки, внимания, творческого воображения, наблюдательности, самоконтроля.
Игры должны быть обязательно доступны детям и соответствовать тем знаниям, которыми они владеют. Трудные, непосильные задачи могут отпугнуть ребёнка. Но зато когда ему удаётся, пусть, даже с помощью взрослого, решить сложную задачу, появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», желание ещё и ещё раз попробовать свои силы.
В организации дидактических, познавательных игр очень важным становится элемент соревнования.
Одним из средств активации учащихся на уроке является выполнение самостоятельной работы. Самостоятельной работе отводится особое место на уроке, так как она требует интенсивной работы детского ума.
Часто на уроке учащиеся выполняют несколько видов самостоятельных работ, каждый вид работы обязательно проверяется. Формы проверки используются разные: самопроверка, взаимопроверка, сверка с доской, с помощью сигнальных, цифровых, буквенных карточек.
Необходимо стремиться вызвать у детей интерес к работе на протяжении всего урока. В этом оказывают большую помощь сменяемость видов деятельности на уроке.
Широкие познавательные возможности содержит, например, игра, которую можно условно назвать «Угадай, что это?». Можно придумать много разных вариантов игры, но в основе должна лежать задача, которая помогает активизировать процессы мышления, припоминания, внимания.
Также формированию познавательных действий являются положительные эмоции. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании.
Фазлеева З.М.
15