Технологическая карта открытого урока математики на тему Таблица умножения и деления с числом 9 (3класс)

Государственное автономное общеобразовательное учреждение для обучающихся с девиантным поведением Амурской области «Юхтинская спецшкола»
















Технологическая карта открытого урока математики на тему:

«Таблица умножения и деления с числом 9»
(3класс)





Составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Харчевникова Т.В.





2016год


Тема урока


«Таблица умножения и деления с числом 9»


Цели урока
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: составление таблицы умножения и деления с числом 9; работа над её запоминанием; закрепление умений решать задачи изученных видов.

Тип урока
Урок открытия нового знания.

Планируемые результаты
Личностные:
-развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;
· стремление преодолевать трудности в процессе познания;
-проявлять интеллектуальную активность;
· развитие  навыков  сотрудничества  со  взрослыми и сверстниками в  учебном  процессе
Метапредметные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-оценивать и корректировать правильность выполнения действий;
·умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания;
осуществлять работу с графической информацией.
Предметные:
-привести  в систему знания об изученном материале по умножению 9 и на 9;
-закрепить знания таблицы умножения;
· сформировать  навыки вычислений; применять навыки знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

методы и формы обучения
Формы: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы
1.Математика. 3 класс : учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе : в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.
2.http://festival.1september.ru/articles/574124/
3 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/11/21/trenazher-tablitsa-umnozheniya-na-9

Оборудование
Интерактивная доска , компьютер, проектор, ноутбуки, мелодия «Дважды два четыре» (для физкультминутки)

Технология обучения
Технология деятельностного метода


организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Мотивация (самоопределение к деятельности)
(1-2мин)







Эмоциональ-ная, психологическая и мотивацион-ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Слайд
-Прозвенел звонок веселый.
    Мы начать урок готовы.
   Будем слушать, рассуждать,
   И друг другу помогать
-Давайте, ребята создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
– Урок я хочу начать словами китайской мудрости:

«Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».

- Что вы ожидаете от урока? Продолжите фразы: «хочу», «надо», «могу».
– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать друг друга, наблюдать и понимать.
-Запишите в тетрадях число. Классная работа.


Демонстрируют готовность к уроку.











Принимают участие в диалоге с учителем.

К – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.
Л – самоопределение, смыслообразование.
П - целеполагание

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(5-7мин)













а).Разминка




б). Решение примеров
(Слайд)





в). Сравнение выражений
(Слайд)



- Сколько будет трижды три?
- Сколько хвостов у 9 котят?
- Сколько недель в 63 днях?
- Как можно из 6 сделать 9?

-Вставьте пропущенные числа и аргументируйте свой ответ.
2 * 6 = 9 : = 3
3 * = 18 3* 8 =
: 4 = 9 7 * =4 9
7 * 6 = : 6 = 6
45 : = 9 4 * 4 =
= 9 *8 =48

-Сравните выражения.
5*4 и 4 *5 6 * 6 и 6 *4
9 * 3 и 9 : 3 5*7 и 8 *6
9 *5 и 5 *10 7 * 7 и 7 : 7
- Что мы повторили?



Выполняют задания устно













1 ученик работает на интерактивной доске, остальные в тетрадях

- Табличные случаи умножения и деления.
П–анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; использование знаково-символических средств; осознанное и произвольное построение речевых высказываний; владение базовыми предметными понятиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Р – выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

3. Выявление места и причины затруднения
(3-4мин)











(Слайд)









-Найдите значение выражений.
2*9 27:3 6*9
36:4 7*9 45:5
9*9 81:9
-Какое задание выполняли?

- Какие выражения вызвали затруднение?

-Почему возникло затруднение?







-Находили значение выражений

9*9 81:9

-Не знаем, как найти значение этих выражений

П- подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний.
Р – волевая саморегуляция и ситуация затруднения.
К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

4. Построение проекта выхода из затруднения
(3-4мин)












-Какую же цель вы перед собой ставите?



-Назовите тему урока.







-Будем составлять и воспроизводить таблицу умножения и деления с числом 9

-Таблица умножения и деления с числом 9
Л –самоопределение; смыслообразование.
П – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; прогнозирование.
Р – волевая саморегуляция и ситуация затруднения.
К – учет разных мнений, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5.Реализация построеннного проекта
(5-8мин)



















































































6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(2-3мин.)
















7.Самостоятельная работа с самопроверкой (3-5 мин)
































8. Включение в систему знаний
(5-6мин)


















9. Рефлексия деятельности на уроке (2-3мин.)



















а).Составле-
ние таблицы умножения и деления с числом 9. (Слайд)
















б).Знакомство с новым способом умножения на 9. (Слайд )











































а).Работа в парах





б).Физкульт-минутка (Слайд, мелодия «Дважды два четыре»)




Выполнение задания
(Слайд)







(Слайд)













·








а).Работа по учебнику
(групповая работа)

б).Работа по электронному приложению к учебнику


























9, 18, 27, 36, 45, 54, , , ., .
-Что можете сказать об этом ряде чисел?
-Пользуясь этим рядом чисел – составим произведения, первый множитель которых равен 9


-Какое произведение вы встречаете впервые?
-Как найти значение произведения 9*9??
-Давайте проверим:9+9+9+9+9+9+9+9+9
-Что у нас получилось?
-Мы получили новый эталон (таблицу умножения 9)
9 * 2 = 1 + 8
9 * 3 = 2 + 7
9 * 4 = 3 + 6
9 * 5 = 4 + 5 = 9
9 * 6 = 5 + 4
9 * 7 = 6 + 3
9 * 8 = 7 + 2
9 * 9 = 8 + 1

-Какой секрет спрятан в данной таблице?

-Давным-давно люди открыли ещё одну хитрость – таблицу умножения числа 9 на пальцах. Сейчас вы узнаете и этот секрет. Положите обе руки на стол.  У каждого пальца (слева направо) свой порядковый номер.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Чтобы умножить 9 на какое либо число, достаточно загнуть палец с таким номером. Перед вами ответ: количество пальцев слева – показывает число «десятков», а количество пальцев справа – число «единиц». Например, мы хотим  умножить   9 на 3. Загибаем   третий палец. Слева 2 пальца = 2 десятка. Справа 7 пальцев = 7 единиц. Ответ: 27.

-Как связаны между собой эти «секреты»?


-Когда эти знания смогут вам пригодиться?


-Откройте учебник на стр. 65. Какую новую таблицу вам предлагает Знайка?
- Прочитайте второй пример?
- Назовите ответ. Почему?

- Почему в этой таблице всего два примера?







-Какой следующий шаг на уроке?

-Назовите друг другу случаи из таблицы умножения 9, используя уже знакомые вам «секреты».


-Сколько раз ногою топнем?(18:9)
-Сколько раз в ладоши хлопнем?(36:9)
-Мы поклонимся сейчас сколько раз?(45:9)
-Сколько будем приседать? (15:5)
-Сколько руки поднимать? (12:3)
-Сколько раз подпрыгнем мы?(40:8)
-Лучше всех мы, посмотри!



-Какой следующий шаг на уроке?

Выполните задания в тетрадях, следуя алгоритму:
1.Запишите три выражения в левый столбик:
81 уменьшите в 9 раз.
Частное чисел 72 и 9?
Делимое 63, делитель 9, частное?

2.В правый столбик запишите произведения частного и делителя.

3.Продолжите каждый столбик.
4.Проверьте свою работу по эталону:
81 : 9 = 9 9х9=81
72 : 9 = 8 8 х 9 = 72
63 : 9 = 7 7 х 9 = 63
54:9=6 6х9=54
45:9=5 5х9=45
36:9=4 4х9=36
27:9=3 3х9=27
18:9=2 2х9=18
-Что общего в выражениях?


-Что можете сказать о действиях умножения и деления?



-Где ещё вы можете применить знания, полученные на уроке?




-Я вам предлагаю поработать в группах и решить задачу Стр.65, задача 6.
(самопроверка по эталону)

-Откройте электронное приложение к учебнику, раздел «Числа от 1 до100». Тема « Умножение и деление» - «Порядок выполнения действий в выражениях». Выполните 1 и 2 задание.


-Какую цель вы ставили на уроке?




-Вы достигли поставленной цели?

-Докажите.



-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, поставьте Смайлик на верхнюю ступеньку Лесенки успеха.
-Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте Смайлик на среднюю ступеньку.
-Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте Смайлик на первую ступеньку.
-Вы сегодня очень хорошо поработали, но значит ли это, что больше не надо тренироваться?

-Д/з.Стр.65 №1, выучить таблицу умножения
Принимают участие в диалоге с учителем.


9 х 2 = 18
9 х 3 = 27
9 х 4 = 36
9 х 5 = 45
9 х 6 = 54
9 х 7 = 63
9 х 8 = 72
9 х 9 = 81

9 х 9 = 81

9+9+9+9+9+9+9+9+9

Счет цепочкой, ответ 81

-Таблица умножения 9











-Сумма разрядных единиц в произведении равна 9























-Число десятков «во втором секрете» соответствует первому слагаемому «в первом секрете»
-Когда забыли результат или сомневаемся в правильности

Таблицу 9


81 : 9

9, так как 9*9=81


-С остальными примерами мы уже знакомы







-Мы должны закрепить новое знание
Работают в парах




2
4

5
3
4
5



-Нужно выполнить самостоятельную работу.


81 : 9 = 9
72 : 9 = 8
63 : 9 = 7


9 х 9 = 81
8 х 9 = 72
7 х 9 = 63














-Делитель 9 , один из множителей - 9
-Они взаимосвязаны


-При решении задач, при решении выражений на порядок выполнения действий и т.д.
Работают в группах.


Самостоятельно работают и проверяют себя на ноутбуках.


-Составить и воспроизвести таблицу умножения и деления с числом 9
-Да
-Составили эталон,
выполнили самостоятельную работу.

Оценивание на Лесенке успеха.





-Надо выполнить домашнюю работу.
Л – смыслообразование.
П- анализ, синтез, сравнение, обобщение.
выдвижение гипотиз и их обоснование; использование знаково-символических средств; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; построение логической цепи рассуждений.
Р –волевая саморегуляция; познавательная инициатива.
К – формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; достижение договоренности и согласование общего решения.































































П- анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.
К – формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
Достижение договорённости и согласование общего решения.
Л – осознание и ответственность за общее дело.




П – подведение под понятие;
выполнение действий по алгоритму.
Р –контроль; коррекция, оценка.
К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения.

























Л – нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.
П – понимание текстов, извлечение необходимой информации; моделирование преобразование модели; установление причинно-следственных средств.
К – учёт разных мнений , координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения.
Р- контроль, коррекция, оценка.



П – рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Л – самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.



15