Конспект урока ОРКСЭ по теме «Добро и зло.Понятие греха,раскаяния и воздаяния»(4класс).
Добрый день,уважаемые коллеги!
Модуль «Основы мировых религиозных культур»-один из шести модулей , составляющих курс «Основы религиозных культур и светской этики».В качестве основного методологического подхода в реализации курса выбран культурологический,способствующий формированию у мл.школьников первоначальных представлений о религиозной культуре и светской этике.В контексте курса культура понимается,как образ жизни,обычаи,традиции, верования,материальные и духовные богатства разных народов мира. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника рассматривается как формирование и развитие ценностного отношения к людям,обществу,
природе,Родине,к своему и другим народам,к их истории,культуре,духовным традициям.Содержание модуля«Основы мировых религиозных культур» ориентировано на общее знакомство с разными религиями мира и традиционными для России,с их культурой, историей,традициями, нравствен ными ценностями,выдающимися представителями.
Вашему вниманию я хочу представить один из уроков,разработанный мной, по данному модулю.
Тема урока«Добро и зло.Понятие греха,раскаяния и воздаяния».
На эту тему отводится 2ч.Это первый урок,посвященный теме.
Цель урока: Формирование у учащихся ценностного отношения к понятиям добра, зла, греха, раскаяния, воздаяния в религиозных традициях мира.
Задачи:
- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
Основные термины и понятия: добро , зло.
Формы организации учащихся:
Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.
Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы мировых и религиозных культур»,учебник изд-ва «Просвещение»,авторов АлексеяЛьвовича Беглова,Саплиной Елены Витальевны,Токарева Евг.Серг. и Ярлыкапова Ахмета Аминовича
Ход урока.
1. Организационный момент Тип урока открытие новых знаний
2.Введение в тему.
-Прочитайте эпиграфы (Слайд 2)
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
(В.О.Ключевский.)
(щелчок)
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».
(Древнекитайское изречение.) 1- постановка проблемы урока
На первом этапе я использовала метод постановки проблемной задачи.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Сегодня на уроке мы будем говорить о понятиях – добро и зло.(Слайд 3)
Основным этапом был этап открытия новых знаний , задачи этого этапа –формирование общего представления о понятиях – добро и зло , понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе,между людьми.
Подготовка к изучению нового материала. 2-открытие новых знаний
Запись в тетради темы урока.
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
(Слайд 4 )
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
(Слайд 5)
Прочитайте стихотворение Генриха Акулова
Добрых людей,как всегда,не хватает,
Добрых людей,как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые-щедро больным помогают,
Добрые- дарят тепло и уют,
Добрые- в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
-Согласны ли вы с тем,каких людей называет добрыми его автор?
(Ответы детей)
Каких людей вы называете добрыми,а каких злыми?
Какое отношение вызывают у вас злые люди?
Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас?Почему?
(Дети-Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, мама, весна, улыбка, солнце, учитель, . .
Учитель. Какого же человека можно назвать добрым?
Дети. Добрый человек это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
- Видите, как по-разному мы представляем себе эти понятия.
Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю. (Слайд 6)
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
« Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".
И отметим качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный
записать определение в тетради.
(Слайд 7)
Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
(Слайд 8)
- А что такое зло? В словаре Ожегова –
«Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»
записать определение в тетради.
Почему же добро всегда одерживает победу над злом?
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.
Для прочтения ребятам предлагается притча
(Слайд 9)Послушайте притчу.
« Притча о Добре и Зле»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»(щелчок)
- Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
- Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?
(Дети. Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.)
-Ребята, какие добрые поступки вы совершили?
- Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (Ответы учащихся).
– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
(Слайды 10-12) Этот текст был предложен заранее для прочтения дома,а на уроке кратко пересказан.
Миф о Пандоре(из книги Николая Куна «Легенды и мифы Древней Греции»
ПАНДОРА
Когда Прометей похитил для смертных божественный огонь, научил их искусствам и ремеслам и дал им знания, счастливее стала жизнь на земле. Зевс, разгневанный поступком Прометея, жестоко покарал его, а людям послал на землю зло. Он повелел славному богу-кузнецу Гефесту смешать землю и воду и сделать из этой смеси прекрасную девушку, которая обладала бы силой людей, нежным голосом и взглядом очей, подобным взгляду бессмертных богинь. Дочь Зевса, Афина-Паллада, должна была выткать для нее прекрасную одежду; богиня любви, златая Афродита, должна была дать ей неотразимую прелесть; Гермес - дать ей хитрый ум и изворотливость. Тотчас же боги исполнили повеление Зевса. Гефест сделал из земли необычайно прекрасную девушку. Оживили ее боги. Афина-Паллада с харитами облекли девушку в сияющие, как солнце, одежды и надели на нее золотые ожерелья. Оры возложили на ее пышные кудри венок из вешних благоухающих цветов. Гермес вложил ей в уста лживые и полные лести речи. Назвали боги ее Пандорой, так как от всех их получила она дары [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Пандора должна была принести с собой людям несчастье.Когда это зло для людей было готово, Зевс послал Гермеса отнести Пандору на землю к брату Прометея, Эпиметею. Мудрый Прометей много раз предостерегал своего неразумного брата и советовал ему не принимать даров от громовержца Зевса. Он боялся, что эти дары принесут с собой людям горе. Но не послушался Эпиметей совета мудрого брата. Пленила его своей красотой Пандора, и он взял ее себе в жены. Вскоре Эпиметей узнал, сколько зла принесла с собой Пандора людям.В доме Эпиметея стоял большой сосуд, плотно закрытый тяжелой крышкой; никто не знал, что в этом сосуде, и никто не решался открыть его, так как все знали, что это грозит бедами. Любопытная Пандора тайно сняла с сосуда крышку, и разлетелись по всей земле те бедствия, которые были некогда в нем заключены. Только одна Надежда осталась на дне громадного сосуда. Крышка сосуда снова захлопнулась, и не вылетела Надежда из дома Эпиметея. Этого не пожелал громовержец Зевс.Счастливо жили раньше люди, не зная зла, тяжелого труда и губительных болезней. Теперь мириады бедствий распространились среди людей. Теперь злом наполнялись и земля, и море. Незваными и днем, и ночью приходят к людям зло и болезни, страдания несут они с собой людям. Неслышными шагами, молча приходят они, так как лишил их Зевс дара речи, - он сотворил зло и болезни немыми. [1] Пандора значит - наделенная всеми дарами.
Как вы поняли,что,по представлениям древних греков,появилось на земле раньше-добро или зло?
За что наказал Зевс людей,послав им Пандору?
Какой представляли себе древние греки Пандору?
Работа с учебником. -поисковый метод и метод анализа конкретной ситуации(анализ разных представлений о появлении добра и зла у разных народов )
-Обратимся к учебнику (стр. 24-25,первые два абзаца комментированное чтение)
О каких еще представлениях людей о происхождении добра и зла вы узнали?(на Др.Востоке добро и зло считались равными силами и появились вместе с этим миром,у древних греков зло появилось вместе с Пандорой,по библейскому рассказу-зло появилось из-за непослушания и нарушения заповеди Бога)
В чем разница между древнегреческим мифом о Пандоре и библейским представлением о сотворении мира и человека?
(В книге «Бытие» описывается,как Бог поселил первых людей Адама и Еву в райском саду.Человек должен был возделывать и оберегать сад.Со всех деревьев можно было срывать плоды,кроме одного –дерева познания добра и зла.Запрет вкушать плоды этого дерева и был тем единственным запретом,который Бог наложил на человека.однако человек нарушил этот запрет и был изгнан из райского сада.Мир изменился,стал жестоким и страшным,человек- смертным. Непослушание Богу назвали грехом,а нарушение заповеди-грехопадением.)
-Прочитайте(стр.26-27),что говорили о правилах поведения человека, о добре и зле в разных религиях.Что общего между этими высказываниями?
(Мусульмане считают.что добро и зло существует в мире не в силу чьих-то ошибок,а по воле Бога(Аллаха) и нужно лишь следовать его предписанию.
Для буддистов зло-это страдание(болезни,ссоры,разлука,старость,смерть) и только освобождение от страданий(состояние покоя-нирваны) –подлинное спасение.
Работа с пословицами и поговорками. 3-закрепление новых знаний -на этапе закрепления была организована групповая работа. Задания в группах были ориентированы на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками во время группового обсуждения учащихся,овладение навыками смыслового чтения,осознанное построение речевых высказываний, при открытии новых знаний детям интереснее и удобнее обсуждать их друг с другом,вместе находить ответы на поставленные вопросы
Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим, потому что учащиеся уже хорошо умеют работать в группах и самостоятельно.
- Издавна люди разных народов и религий стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили в своих национальных пословицах, поговорках,мудрых изречениях ,которые передаются из уст в уста.
Обратимся к заданию.
Объединитесь в группы ,обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословиц и поговорок, а затем всем расскажите ваше общее мнение.
(Слайд 13)
1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. (Русская пословица) 2. Жизнь дана на добрые дела. (Русская пословица)
3.Во зле жить-по миру ходить.(Русская пословица)
4.Злая воля заведет в неволю.(Русская пословица)
5. «Худо тому, кто добра не делает никому» .(Русская пословица)
6.Злой плачет от зависти, а добрый от радости.(Русская пословица)
7.Всякий,посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели.(Таджикская пословица)
8.Для доброго дела нет нужды гадать по Корану.(Таджикская пословица)
9.На свете только добротою нашей осадок удаляется и уксус превращается в вино.(Персидская пословица)
10. «Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло,
Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».
11. «Добро и зло творить всегда во власти всех людей.
Но зло творится без труда,добро – творить трудней».
12.«Рождает зверя зверь, рождает птица птицу,
От доброго добро,от злого зло родится».
Какие ценности утверждаются в этих пословицах?
Как эти пословицы связаны с тем,что мы обсуждали на уроке?
Как вы думаете, почему у разных народов существуют пословицы со схожим значением?
- Да, правильно. Представления о добре и зле у представителей разных народов,а следовательно,разных религий очень близки. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Творить добро,куда приятней.Первый шаг к доброте – это доброе слово.
-Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить.
(Слайд 14)
Игра «Доскажи словечко» ( фронтальная работа; ответы хором, вслух)
- Растает даже ледяная глыбаОт слова теплого(щелчок).(спасибо)- Зазеленеет старый пень,Когда услышит.. (щелчок).( (добрый день)- Мальчик, вежливый и развитый,Говорит, встречаясь(щелчок).(. (здравствуйте)Когда нас бранят за шалости,Говорим (щелчок).( (извините, пожалуйста)И во Франции, и в ДанииНа прощанье говорят (щелчок).( (до свидания)
- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.
Поступки. Обсуждение ситуаций.
(Слайд 15)
-Ребята, вспомните рассказ В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек», который мы разбирали на уроке литературного чтения,попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?
«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.»
- Вспомните главных героев рассказа? Какие они? Почему?
- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботится о других, помогает) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.
Физкультминутка-игра. (Слайд 16)
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики,Снежная королева,Герда,Буратино,Карабас Барабас,Кащей Бессмертный,Золушка.
Индивидуальная работа. индивидуальная работа учащихся при закреплении нового материала мне хотелось бы увидеть самостоятельную работу каждого ученика и понять –насколько новые знания были усвоены.
Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершались добрые дела. (карточки)
Ситуация 1.Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика рядом не оказалось.
Ситуация 2. Однажды старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать бутылки из-под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
Совместная работа. Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
Приведите свои примеры
добро
зло
Проверь себя. (Слайд 17) 4-вывод урока и рефлексия
1. Решите тест
1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними.
2)________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.
3)Что считается добрым поступком?
А. Забыть о неприятной просьбе
Б. Дать списать домашнее задание
В. Опоздать на неинтересную встречу
Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу
4)Укажите поступки , которые одобряет общество
А. обман
Б. насилие
В. взаимопомощь
Г.унижение
5)Что является последствием злых дел?
А. дружба
Б. радость
В. вражда
Г. мирное сосуществование
6) Знания о добре и зле помогают людям
А. проявлять заботу о близких
Б. жить в мире
В. Дружить
При правильном ответе на слайде появляются части картинки. Команда черепашек Ниндзя.
Рефлексия. (Слайд 18)
- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.
Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.
Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".
Домашнее задание. (Слайд 19) Учащиеся имели возможность выбора домашнего задания.
1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)
« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной».
2. Проиллюстрировать концовку текста , сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло»
-Давайте жить дружно!Спасибо!
Песня Кота Леопольда «Если добрый ты»
Дождик босиком по земле прошёл,Клёны по плечам хлопал.Если ясный день - это хорошо,А когда наоборот - плохо.-2р.
Слышно, как звенят в небе высокоСолнечных лучей струны.Если добрый ты - это хорошо,А когда наоборот - трудно.-2р.
С каждым поделись радостью своей,Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,А когда наоборот - скучно.-2р.
Дополнительный материал:
1. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?
-Предложу посмотреть сказку вместе с братом.
-Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.
-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.
-Пойду погуляю с братом.
-Придумаю брату какую–нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.
- Почему вы выбрали именно этот вариант?
2. Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в цирк удалось достать 18 билетов и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу сама решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руки те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по – другому».
- Как ты поступишь?
- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.
- Предложу решить голосованием, как считает класс, кто достоин получить билет.
- Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил хорошей учебой и активной работой.
- Подниму руку, что не пойду.
- Предложу распределить по группам и выбрать достойных.
-Объясни выбранный вариант.
3. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?
-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.
-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.
-Желающим тянуть жребий.
-Пусть решат сами участники спектакля.
Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы можно было проанализировать направленность их решений.
-А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива.
-Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью «Поспешай делать добро»?
Начало формы
Конец формы
САМОАНАЛИЗ УРОКА орксэ ПО ФГОС
Сегодняшний урок 11 в системе уроков по орксэ (модуль –Основы православной культуры) ,тема «Заповеди».
Его цель –дать представление детям о понятии заповеди,отом,какие заповеди были даны людям,чему они учат. К обучающим задачам урока я отнесла главную задачу -объяснить каким образом заповеди попали к людям,каково их назначение,в чем их смысл., к воспитательным – добиться сознания того ,что в заповедях имеются запреты,выполнение которых способствует воспитанию в людях добрых качеств и предостерегают их от совершения плохих поступков. Урок был также призван способствовать развитию у учащихся уважительного отношения к нормам,правилам и запретам,воспитывать ценностное отношение к жизни ,родителям,духовному,к межличностным отношениям.
Это по типу был урок открытия новых знаний, он включал в себя 4этапа: 1-повторение пройденного и постановка проблемы урока,2-открытие новых знаний,3-закрепление новых знаний,4-вывод урока и рефлексия.Основным этапом был этап открытия новых знаний , задачи этого этапа –формирование общего представления о том ,как заповеди попали к людям,знакомство с основными нормами религиозной морали,понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе,понимание значения нравственности,веры и религии в жизни человека и общества.
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения
-на принцип проблемности(использовала задания проблемного характера),
-вариативности(у учащихся была возможность выбора способа предъявления результатов)
Чтобы решить цель урока, я подобрала материал из библейских историй,призваный заинтересовать учащихся,проблемныевопросы,творческие задания.
Материал урока оказался интересным для учащихся.
На всех этапах урока я использовала активные методы обучения, потому что это методы ,при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий,поисковыйхарактер.На первом этапе я использовала метод постановки проблемной задачи.На втором-поисковый метод и метод анализа конкретной ситуации(анализ отрывка из сказки)
В ходе урока на основном этапе освоения новых знаний была организована групповая работа, а на этапе закрепления-индивидуальная работа учащихся, потому что при открытии новых знаний детям интереснее и удобнее осуждать их друг с другом,вместе находить ответы на поставленные вопросы а при закреплении нового материала мне хотелось бы увидеть самостоятельную работу каждого ученика и понять –насколько новые знания были усвоены.
Задания в группах были ориентированы на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками во время группового обсуждения учащихся,овладение навыками смыслового чтения,осознанное построение речевых высказываний.
Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим, потому что учащиеся уже хорошо умеют работать в группах и самостоятельно.
Учащиеся имели возможность выбора домашнего задания.
Мне удалось уложиться по времени. Распределение времени на этапах урока было сделано правильно.
Мне было легко вести урок, ученики активно включались в работу . Меня порадовали ? , удивили ? , огорчили ? (кто из учащихся?), потому что .
На уроке мной была использована презентация по основным этапам урока,индивидуальный печатный материал и карточки с заданиями.
Цель урока можно считать достигнутой, план урока выполненным, материал усвоенным; я полагаю, что все учащиеся поняли основной материал урока,потому что были активны и с удовольствием учавствовали .
Домашнее задание не вызовет затруднения у большинства учеников, потому что мы часто выполняем задания подобного рода.
Сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Оригинал публикации: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Урок по ОРКСЭ «Добро и зло»
“Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”.
Священное Писание
Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности.
Задачи:
1.развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;
2.воспитывать внимательность, уважение к людям;
3.пробудить стремление совершать добрые дела;
4. формировать правильную самооценку.
Основные понятия: добро, зло, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость.
Оборудование.
запись пословиц о доброте, скромности, дружбе:
“Доброе слово человеку, что дождь в засуху”,
“Не одежда красит человека, а его добрые дела”,
“Спешите делать добро” и др.;
изображения солнышек;
карточки с “золотыми” словами (понятиями);
весы;
тетрадь;
карточки для индивидуальной работы;
таблички со “злыми” словами;
лист ватмана;
доска;
мультимедийная установка;
цветная бумага.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель.
Итак, друзья, внимание –Ведь позвенел звонок.Садитесь поудобнее,Начнём скорей урок!
Объявление темы урока.
На доске – “закрытые” Солнышки, на них “золотые” ключики.
Учитель. Прочитайте тему нашего урока. (Дети читают.)
– Сегодня мы не только узнаем о том, что это за ключики, которые открывают все солнышки, но и о том, что дороже золота.
3. Беседа.
Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце доброта.
Актуализация:
– Что такое добро?
(Ученики читают стихотворение Николаенко “Доброта”.)
Ученик.
В доме добрыми делами занята,Тихо ходит по квартире доброта.Утро доброе у нас,Добрый день и добрый час,Добрый вечер, ночь добра,Было доброе вчера.
Ученица.
И откуда спросишь, ты,Что от этой доброты,Приживаются цветы,Рыбки, ёжики, птенцы?Я отвечу тебе прямо:Это мама, мама, мама!!!
Учитель. Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе! И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её тёплый взгляд. Добро – это
Дети: Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, мама, весна, улыбка, солнце, учитель, . .
Учитель. Какого же человека можно назвать добрым?
Пути и выход:
А) 1. Дети. Добрый человек это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
2.Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?
Дети. Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.
3. Учитель. Ребята, какие добрые поступки вы совершили?
- Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (Ответы учащихся).
Ученик.
Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку нужно,В любую минуту всегда.
Ученица.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,Улыбка твоя,Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,Что годы живёшь ты не зря!
Б) На доске надписи:
“Добра и зла исток в душе у нас, а не во сне” (Китайская мудрость)
“Не одежда красит человека, а его добрые дела”,
“Скромность украшает человека”,
“Доброе слово человеку, что дождь в засуху”.
Учитель. Ребята, подумайте и скажите, как вы понимаете смысл этих пословиц. (Рассуждения детей)
Вывод.
Учитель. Доброта стремление человека дать счастье всем людям.
Ученик.
Понять и исполнитьЖелание другого Одно удовольствие Честное слово!
Ученица. Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее хорошеть самому. Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Ученик.
Добрым быть совсем – совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета,Доброта не пряник, не конфета.
4.Отработка понятий:
1) Задание в тетради.
Учитель. Ребята, распределите сказочных героев. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас, мы с вами поиграем в игру и проверим правильно ли вы сделали задание. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.
2)Работа в группах.
Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
расстроенная подруга плачет;
приятель в компании беззастенчиво врёт;
родители несправедливо сердятся;
брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.
5. Релаксация.
Учитель. Поработав немного, давайте поиграем в игру “Волшебный круг”
(Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, слушают своё дыхание и дыхание соседа, ощущают прикосновение рук. После рассказывают о своих ощущениях.)
3)Работа на карточках.
Учитель. Закончите предложение.
“Я могу простить другого человека, если .”,
“Мне было одиноко, когда .”,
“Я раздражаюсь, если ”,
“Я страдаю, когда .”.
4) Парная работа
“Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) одноклассницы(ка).
Гипотеза:
Учитель. Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.)
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, откроем ключиком солнышко и по капельке положим их на чашу весов с “добром”.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку”. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)
-Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?
Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
6. Рефлексия.
На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.
Учитель. Ребята, как мы назовём эту картину?
Дети. “Мир”, “Как прекрасен этот мир”, “Добро побеждает зло” и т.д
Пусть ваша работа будет визитной карточкой всех ваших уроков, логотипом ваших будущих творческих работ.
Учитель. Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
Дети. Делать добро очень приятно и радостно.
Учитель. Ребята! Так, что же это за золотые ключики, которые открывают путь к добру у нас в душе?
Дети называют волшебные слова или ключики открывают добро у нас в душе.
На доске:
Улыбка
Скромность
Доброта
Милосердие
Честность
Дружелюбие
Вежливость
Учитель. Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.
Ведь делать добро это здорово!
Звучит песня “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!”
7. Д/З Акция «Милость сердца».
Подарки для первоклассников, сувениры для ветеранов Великой Отечественной войны, игрушки для детей.
13PAGE 15
13PAGE 141215