Программа воспитательной работы в 9 классе
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье вас отыщет.
К.Д. Ушинский
Для меня быть классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику, это радость небольших достижений и больших побед. Я убедилась в том, что успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.
Конечный продукт – выпускник школы, творческая личность, индивидуальность, личность, умеющая работать в коллективе и для коллектива, здоровая и любящая вести, здоровый образ жизни, личность, умеющая ориентироваться в современном мире профессий и самоопределиться, личность, которая имеет гражданскую позицию, любящую свое государство, свое историческое культурное наследие. Воспитание – это повседневная совместная работа учащихся, родителей, педагогов и классных руководителей. Оно неотделимо от образования, являясь первостепенной задачей. Поэтому воспитательная система класса – это не просто совокупность мероприятий, а единый организм, действующий и развивающийся согласно законам развития общества, его современных требований, его устоявшихся моральных и нравственных ценностей.
Выбор профессии - одно из важных решений, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть и осознать проблему профессионального самоопределения для каждого конкретного учащегося старших классов.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкивается старшеклассник – это выбор будущей профессии. Вопрос"Кем я буду?" задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, конечно, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.Принцип моей воспитательной работы с детьми:
не запрещать, а направлять;
не управлять, а соуправлять;
не принуждать, а убеждать;
не командовать, а организовывать;
не ограничивать, а предоставлять свободу выбора
Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:
обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах школы;
психолого-педагогическая диагностика учеников и анкетирование родительской общественности.
Классный коллектив был образован в году. Дети хорошо контактируют между собой. Дети в классе воспитываются в полных семьях , поэтому очень ценят семейные традиции.
Отношение к учебе- сознательное , чувствуется интерес к предметам
В коллективе дети открыты к общению. Они доброжелательны к окружающим ,готовы помочь друг другу. Все дети трудолюбивые и выполняют общественные поручения. С ними интересно беседовать ,они активны в общественной жизни класса и школы.
Условия жизни детей в семьях удовлетворительные. Родители позитивно настроены в отношении школы. Они помогают детям в учебе ,контролируют их,поддерживают в детях учебную мотивацию , способствуют их личностному развитию. В семьях созданы все необходимые условия для выполнения домашних заданий. Родители посещают родительские собрания и прислушиваются к советам педагогов и классного руководителя.
Все родители интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета. Родители одобряют выбранное направление работы, а также ценностные приоритеты данной воспитательной системы.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА
______________________________________
1. Количество учащихся - 9 чел.
2. Количество:
Девочек – 7 чел.
Мальчиков – 2 чел.
3. Возраст (год рождения):
Девочек 6 чел., 1999 г.р. 1 чел., 2000 г.р.
Мальчиков 2 чел., 1999 г.р.
4. Состав семей:
Многодетные
Неполные
Опекаемые
Единственный ребенок в семье
нет
нет
Козловы
Умновы
Дети из «неблагополучных семей»: нет
Дети-инвалиды- нет
Дети из семей где есть инвалиды
Дети сироты или опекаемые: нет
5. Образовательный уровень родителей:
Образовательный уровень
Мать
Отец
Высшее образование
-
1
Средне – специальное
9
8
Неполное среднее
-
-
Среднее
-
-
Имеют ученую степень
-
-
6. «Группа риска»
В классе нет детей, стоящих на учете в ОДН и на внутришкольном учете
7. Национальный состав класса:
Национальность
Количество
Русские
9
12. Состояние здоровья учащихся:
имеют хронические заболевания –
нарушено зрение – 2
нарушена осанка –
Работа с отдельными группами учащихся
Группа учащихся
Задачи
Формы реализации
По отношению к учебе
Сильные
Развитие познавательных интересов и способностей.
Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, научно-исследовательской работе.
Способные, но нетрудолюбивые
Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков.
Беседы, работа с родителями, поддержка в успехах, привлечение к проведению классных часов.
Способные, но неусидчивые
Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков.
Постоянный контроль, беседы, работа с родителями.
Неспособные, но старающиеся
Развитие общеучебных навыков. Постоянная поддержка.
Оказание помощи в учебе. Индивидуальный подход.
Нежелающие учиться
Формирование учебной мотивации.
Строгий контроль. Индивидуальный подход.
По отношению к общественной жизни
Очень активные
Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей.
Привлечение к организации общественных дел в классе. Помощь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество.
Пассивные, нежелающие принимать участие в общественной жизни
Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива.
Постараться найти дело по душе. Постоянная поддержка и поощрение. Воспитание через выполнение посильных поручений.
По отношению к морально-этическим проблемам
Определение проблем. Выработка задач.
Осуществление индивидуального подхода, постоянный контакт с родителями. Поддержка в классном коллективе.
Способные и талантливые учащиеся класса
№
Ф. И. О.
Область проявления способностей
Баллы
(1 – сильно,
2 – выше среднего,
3 - средне)
1.
Учеба, общественная жизнь,спорт
1
2.
Учеба, общественная жизнь,спорт
1
3.
Учеба, общественная жизнь,спорт
2
4.
Учеба, общественная жизнь,спорт
2
5.
Учеба, общественная жизнь,спорт
2
Уровень воспитанности учащихся
Средние показатели по шкалам:
«Отношение к обществу» 72%
«Отношение к коллективу» 62%
«Отношение к труду» 83%
«Отношение к учёбе» 68%
«Отношение к людям» 79%
«Отношение к себе» 83%
Уровень сплоченности и развития классного коллектива
В классе сложилась хорошая традиция поздравлять именинников, что способствует сплочённости коллектива. Что касается участия в самоуправлении класса, то здесь на 100% учащиеся включены в данную деятельность коллектива. Уровень самоуправления в классе находится на среднем уровне.
Почти все ребята проявляют к себе и товарищам, прислушиваются к общественному мнению. «Отверженных» в классе нет. Победам и удачам радуются, неудачи и поражения анализируются, критика, и самокритика в коллективе широко применяются. Класс дружный, ребята доброжелательны и внимательны друг к другу.
В классе действуют органы самоуправления, ребята достаточно ответственно относятся к своим должностным обязанностям. Совершенно равнодушных к делам класса и школы нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказывать помощь своим одноклассникам. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие. Ученическое самоуправление в классном коллективе является условием реализации прав и обязанностей учащихся. В классе разработаны следующие положения: Кодекс прав и обязанностей членов классного коллектива, законы класса, заповеди ученика, обязанности дежурного, правила жизни в классном коллективе.
Роль классного руководителя заключается в помощи совету класса.
Яркого лидера в классе нет, хотя можно выделить небольшую группу учащихся, которые обычно стараются занять лидерскую позицию в микрогруппах
Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).
Характеристика занятости учащихся во внеурочное время
90% ребят заняты в сфере дополнительного образования.
Уровень физического развития и здоровья детей
Дети физически хорошо развиты. Почти все учащиеся класса занимаются в спортивных секциях.
Руководство классным коллективом и его организация.
Ученики выбирают себе общественное поручение по желанию. Дети с интересом откликались на участие во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях.
3.1. Цели и задачи профессиональной ориентации
в общеобразовательной школе
Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная ориентация призвана в школе решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда. Рассмотрение профессиональной ориентации как системы взаимодействия личности и общества предполагает определенный характер этого взаимодействия. Принятая идея о равноправном взаимодействии личности и общественных структур (внешкольных заведений, дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, служб профориентации, органов, регулирующих использование трудовых ресурсов, а также предприятий и учреждений, семьи и общественности) в длительном процессе ее профессионального самоопределения предусматривает определенные отношения, которые, с одной стороны, являются движущими силами этого процесса, а с другой создают адекватное представление о тех социально-экономических задачах, которые стоят перед обществом и которые потребуется решать в будущем. Таким образом, личность, будучи объектом профориентационных воздействий, является одновременно субъектом профессионального самоопределения. Для успешного вхождения человека в новый для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду
Воспитательная система – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного коллектива.
Е.Н.Степанов
3.2. Концепция воспитательной системы класса может быть представлена в следующем виде:
3.3.Основные элементы и компоненты воспитательной
системы класса
Компоненты воспитательной системы класса
Составные части (элементы) компонентов
Индивидуально-групповой компонент
Классный руководитель (воспитатель)
Учащиеся класса
Родители учащихся
Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива
Ценностно-ориентированный компонент
Цели и задачи воспитания
Перспективы жизнедеятельности классного коллектива
Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса
Функционально-деятельный компонент
Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения
Основные функции воспитательной системы
Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества
Пространственно-временной компонент
Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда
Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых
Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения
Этапы становления и развития воспитательной системы
Диагностико - аналитический компонент
Критерии эффективности воспитательной системы
Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы класса
Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов
Классный руководитель в своей практике имеет дело со следующими субъектами:
учащимися;
родителями;
учителями-предметниками.
Цели :
формирования у учащихся основ профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах;
формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания, изучение своих личностных особенностей, интересов и склонностей;
получение информации о правилах выбора профессии ("хочу"-"могу"-"надо");
получение информации об учебных заведениях и различных профессиях (профессиограммы);
Задачи:
1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
2.Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;
3.Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
4.Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Содержание данной программы предлагает следующие возможности самоопределения для учеников:
- выбор вопросов для самостоятельного выполнения;
- выбор форм творческих работ;
- возможность самостоятельно проводить социологически опросы учащихся и сотрудников школы;
- возможность выбора информационных данных в средствах массовой информации.
Учащиеся должны знать:
- Общие представления о психологии
- Роль самооценки в решении проблемы профессионального выбора
- Правила выбора профессий
- Типичные ошибки при выборе профессии
- Общие представления об интересах и склонностях
- Основные признаки профессиональной деятельности
-Классификацию профессий
Учащиеся должны уметь:
- Разрабатывать личный профессиональный план
- Работать с опросником профессиональной готовности
- Ориентироваться в мире профессий
- Составлять профессиограмму профессии
6.1Модель личности выпускника
Выпускник, которого я желаю увидеть в каждом из своих воспитанников, – это человек, способный жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Главной задачей воспитатель ной деятельности является стремление к тому, чтобы ее выпускники соответствовали параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.
6.2 Ведущими качествами личности и знаниями выпускника 9-го класса являются:
· Осмысленность личной жизни, целеустремленность:
сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;
наличие жизненных планов:
активная профессиональная подготовка;
понимание жизненной целеустремленности.
Мировоззрение:
знание современной научной картины мира;
понимание и принятие философии прав и свобод человека;
патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее процветания);
правовая и политическая культура.
· Интеллектуальное развитие:
информационный кругозор;
потребность применять знания на практике;
умение обобщать, анализировать, делать выводы;
критичность (ничего не принимать на веру);
стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
умение заниматься самообразованием.
· Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
добросовестность;
старательность;
настойчивость;
предприимчивость, самостоятельность;
творческий подход к работе.
· Личностные качества (черты характера):
- сознательная дисциплинированность, обязательность;
внутренняя свобода, независимость;
стойкость, умение переносить трудности;
решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;
порядочность;
честность, правдивость.
· Отношение к окружающим:
гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;
бескорыстная забота о других;
интерес к людям, общительность;
доброжелательность, склонность к сотрудничеству, а не к конфликтам;
терпимость, уступчивость;
умение постоять за себя.
· Культура поведения:
умение контролировать себя;
сдержанность, тактичность;
чувство меры в общении;
умение соблюдать дистанцию;
культура речи.
· Здоровый образ жизни:
отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
знание механизмов и способов поддержания здоровья;
стремление к физическому совершенствованию;
отсутствие вредных привычек.
· Семья. Брак. Любовь.
отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;
уважительное отношение к женщине, девушке.
· Эстетическая культура:
наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;
- умение отличать прекрасное и безобразное в природе, жизни, труде, общении, обучении.
Выпускник, которого я желаю увидеть в каждом из своих воспитанников, – это человек, способный жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
6.3. Ученическое самоуправление
Согласно концепции, индивидуальность каждого ребенка формируется через участие в классном самоуправлении, где он может проявить себя через интересующие его виды деятельности.
Поэтому приоритетным видом деятельности мною было выбрано САМОУПРАВЛЕНИЕ.
Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства – исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений.
Этот вид воспитательной деятельности является прекрасным средством формирования у учащихся активной жизненной позиции.
Цель самоуправления: воспитать творческую личность, выходящую в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки.
Данный вид работы предполагает решение следующих задач:
предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика;
формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
воспитание чувства честного партнерства.
Принципы.
Принцип гласности.
Принцип отчетности.
Принцип согласованности в работе.
Принцип обязательного выполнения решений.
Положения работы.
Ученическое самоуправление координирует и контролирует вопросы школьной жизни класса.
Каждый имеет право быть избранным в орган самоуправления любого уровня.
Деятельность и все решения озвучиваются и доводятся до исполнения.
Классное собрание проводится в начале и в конце каждого полугодия (выборное и отчётное).
6.4.. Совместная деятельность с родителями
Направления деятельности
Формы работы
Повышение психолого-педагогических знаний классного руководителя
1. Исследование психологического климата семьи каждого ученика класса.
2. Поддержание регулярного общения.
Вовлечение родителей в воспитательный процесс
1. Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.
2. Регулярное проведение родительских собраний (1 раз в четверть).
3. Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей).
4. Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса.
Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса
1. Анализ учебной работы учащихся:
анализ контрольных, практических, лабораторных работ, диктантов;
анализ отношения к учебе;
объективная оценка качества образования;
собеседование с неуспевающими учащимися.
2. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам:
значение семьи в ответственные моменты жизни;
готовность учащихся к сдаче экзамена;
порядок аттестации основной школы.
3. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика:
информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной школы;
рекомендации психолога по профориентации;
анализ профессиональных интересов учащихся.
Воспитание педагогической культуры родителей
Цель:
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей; использование активных форм просветительской деятельности.
Члены родительского коммитета:
Грек С.А. , Умнова Е.П., Козлова Н.Г. ,
каждую четверть
Проведение родительских собраний.
сентябрь, декабрь, март,
Анкетирование родителей.
сентябрь
Выбор родительского комитета.
по необходимости
Встреча родителей с администрацией школы.
ежемесячно
Заседания родительского комитета.
в течение года
Проведение рейдов «Жизнь ученика в семье» (с целью изучения соблюдения школьниками режима дня).
еженедельно
Проведение индивидуальных консультаций родителей.
раз в четверть
Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты.
ежемесячно
Участие родителей в совместных делах класса.
раз в четверть
Организация выставок «Жизнь ребенка и его успехи в школе»:
В центре управления системой находится не просто ребенок, а процесс развития его личности. А это значит, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности всеми участниками воспитательного процесса. Здесь очень важное место занимает личность самого классного руководителя, системность его работы и умелая организация ученического самоуправления.
В основу модели самоуправления положена идея создания коллектива с благоприятной нравственной средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся и проявлению индивидуальности каждого ребенка. Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы. В нашем классе нет ни одного ученика, который не имеет «должности».
Постоянные групповые поручения (в каждый отдел у нас входит по 2-3 человека) помогают ребятам сдружиться, учат сотрудничеству. Объединение в группы происходит в начале учебного года на организационных классных часах.
Высший орган коллектива - классное собрание, которое проводится один раз в четверти и подводит итоги, планирует жизнедеятельность, решает проблемы, проводит выборы.
Самоуправление в классе
Самоуправление в классе представлено следующими 5 секторами:
учебный сектор
культмассовый сектор
сектор печати, информации и вещания
трудовой сектор
спортивный сектор.
Учебный сектор – работа членов данного сектора ориентирована на улучшение получения знаний, на повышение эрудиции, формирование осознанности необходимости самообразования, организация взаимопомощи, участие во всех мероприятиях по всем предметам. В итоге мы должны иметь развитые способности учащихся.
Обязанности:
организует и планирует совместно с классным руководителем и активом класса познавательные мероприятия: олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, викторины и т. д.;
ведёт контроль за успеваемостью в классе (проверка дневников, учебников, тетрадей);
ведет учёт пропусков;
организует помощь в учёбе нуждающимся учащимся.
Культмассовый сектор – работа членов данного сектора ориентирована на выявление талантов, развитие эстетических вкусов, формирование чувства уважения к человеческим ценностям. Работа в данном направлении предполагает развитие творческой инициативы при организации и проведении разного рода мероприятий на основе принципа самоуправления и организацию досуга учащихся.
Обязанности:
планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия (экскурсии, походы, посещение театра и т. д.);
подготовка к школьным мероприятиям и активное участие в них;
организует поздравления учащихся с днём рождения, с призовыми местами на конкурсах, олимпиада, соревнованиях;
проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи и т. д.)
Сектор печати, информации и вещания – здесь ребята работают над выпуском стенных газет, молний, различного рода бюллетеней. Развивается умение критически относиться к своим необдуманным поступкам, самоанализ. Работа направлена на формирование ценностных ориентиров личности, воспитание гражданской позиции. Ведётся работа по формированию сознательного соблюдения школьниками этических норм.
Обязанности:
выпускает газеты к различным праздникам, различные плакаты на воспитательную тему, боевые листки;
готовит фотогазету об увлечениях, спортивных и учебных достижниях ребят в классе;
ведёт фотоальбом «Наш класс»;
предоставляет возможность появиться в печати каждому учащемуся, высказать свою точку зрения;
ведёт учёт и разрабатывает систему поощрений учащихся, добившихся хороших результатов в учёбе, спорте, на различных конкурсах и т. д.
Трудовой сектор – члены данного сектора работают над воспитанием трудолюбия, уважительного отношения к чужому труду, также идёт процесс вовлечения школьников в общественно-полезный труд. В итоге ребята должны понимать, что без усиленного труда нельзя добиться успехов.
Обязанности:
организация помощи сельхозпредприятиям в уборке урожая по соглашению со школьной администрацией;
отвечает за дежурство в школе и в классе;
несёт ответственность за сохранность школьного и классного имущества;
вовлекает всех членов классного коллектива во внутришкольные дела.
Спортивный сектор – данное направление работы ориентировано на сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, на обучение их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самоусовершенствованием, на помощь в осознанности здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Обязанности:
планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;
помогает в подготовке и проведении школьных спортивных мероприятий;
несёт ответственность за комплектование команд;
ведёт учёт спортивных достижений и пропаганду здорового образа жизни.
7.1.Основные принципы организации воспитания
В работе по профессиональной ориентации классный руководитель действует совместно с психологом, социальным педагогом, школьным учителем и администрацией школы. С этой целью вырабатываются общие принципы организации работы: 1. Принцип связи воспитания с жизнью, с трудом. Формирование личности находится в прямой зависимости от ее деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Вся воспитательная работа должна быть построена таким образом, чтобы воспитанники чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, что он приносит удовлетворение. 2. Принцип создания информационного поля. Чем больше информации будет у воспитанников о мире профессий, о жизненных проблемах и путях их решения, тем больше вариантов выбора им представится, тем осознаннее будут их действия. 3. Принцип защищённости. Наличие чётких профессиональных и личных планов, способности их реализовать формирует у человека чувство социальной защищённости. Воспитанник должен хорошо представить себя в своей самостоятельной жизни, поэтому он привлекается как можно раньше к индивидуальному целеполаганию и планированию. Специалисты помогают подростку определить реальные личные и профессиональные перспективы и составить программу собственных действий по достижению намеченного. 4. Принцип творческого начала. В школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации любой воспитывающей деятельности. Для участников воспитательного процесса характерны сопереживание, взаимопомощь, способность вместе переживать трудности, поддерживается творческая инициатива и самостоятельность взрослых и детей, формируется позитивное отношение к творчеству. Каждый в коллективе взрослых и детей должен быть творцом отношений и новых дел. Творческие отношения создают положительный фон воспитания и дают высокую организацию деятельности, а это способствует бодрому, уверенному движению вперед, слаженности действий, проектирует хорошее поведение, внушает уверенность в достижении высоких результатов. Внедрение разработанных форм и методов профориентационной работы, единых принципов организации этой деятельности показывает на положительные изменения в сформированности у детей способности к профессиональному самоопределению.
определенный план ближайших шагов на профессиональном пути с учетом личностных особенностей, интересов, склонностей и возможностей;
конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности.
Результаты работы отслеживаются через: 1. Диагностический лист «Модель выпускника» (становление личностных и профессиональных качеств). Над картой работают классный руководитель и заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Цель листа: увидеть развитие умений и навыков воспитанников по мере их взросления в различных видах бытовой деятельности, определить направления индивидуальной работы. Лист заполняется ежегодно. 2. Карту профессиональных интересов. Работает над выявлением интересов и заполнением карты классный руководитель. Цель карты: определить уровень развития способностей к профессиональному самоопределению. Составлена характеристика уровней развития, на основе которой определяются способности к профессиональному самоопределению ребенка. На основе анализа карты планируется индивидуальная работа по профориентации.
3. Дневник психологических наблюдений. Работает педагог-психолог и классный руководитель. Цель дневника: подготовка к профессиональной консультации, изучение интеллектуальной, эмоциональной сфер общения, саморегуляции и темперамента воспитанника. На основе данных психолог вместе с воспитателем выявляет соответствие способностей ребенка профессиональному выбору, а затем планируют коррекционную работу по его самосовершенствованию. 4. Диагностику допрофессиональных умений и навыков. Цель: определить уровень развития допрофессиональных навыков, выявить, в какой области творческого труда навыки и умения яр проявляются. На основе диагностических данных дать рекомендации выбору профессии.
Установлено, что эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. Профориентационная работа предполагает применение различных форм и методов воспитательной деятельности. Форма это определенным образом организованная деятельность своего рода композиция из средств, методов, способов взаимодействия детей и педагога, позволяющая оптимально решать педагогические задачи. Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) - это способ реализации целей воспитания, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Одним из основных методов является диагностика, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность получения каждым воспитанником информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии. Диагностические методы представлены опросниками, анкетами, тестами. Большую роль в организации этой работы играет психолог, который проводит подбор диагностических методик, изучает интересы, выявляет личностные интересы воспитанников. Диагностика позволяет получить «портрет» воспитанника, который складывается из диагностических данных интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационно-потребностной сфер общения и саморегуляции. На данном этапе мы организуем работу по дифференциально-диагностическому опроснику и другому диагностическому инструментарию, который направлен на выявление предпочтения молодым человеком сфер труда, склонностей к видам труда, к сферам профессиональной деятельности. Цель такого диагностического материала - выяснить профессионально-трудовые интересы, склонности и способности воспитанника, выявить уровень сформированности способности ребенка к профессиональному самоопределению. На основе диагностических материалов, полученных в ходе совместной работы воспитателя и психолога, составляется Карта профессиональных интересов и склонностей. Результаты диагностики обсуждаются психологом, воспитателем совместно с ребенком. Изучается та сфера деятельности, которую он избрал. Намечаются пути и направления коррекции тех свойств и качеств, которые мешают адаптации в выбранной профессиональной сфере или, наоборот, определяются средства развития тех качеств, которые ей способствуют. Поэтому очень важно в организации профориентационной работы идти от личности, а не от профессиональной сферы, показать молодому человеку, что успешный выбор и освоение профессии соответствует определенным способностям. Основное назначение диагностических процедур состоит в обеспечении личностного роста воспитанника за счет развития навыков самооценивания и самоанализирования своих психологических качеств, побуждение потребности в саморазвитии. Практика показывает, что важным звеном профориентации является такая форма работы, как профконсультация. Ее задача - дать научно обоснованный совет о выборе профессии каждому ребенку, рекомендовать ему профессию, соответствующую склонностям и здоровью. В профессиональной консультации можно выделить три направления: справочная работа, медицинские и психологические вопросы выбора профессии. Задача справочной консультации - ответить на вопросы относительно требований учебных заведений к поступающим, условия учебы и работы, трудового законодательства. Врачебная консультация дает заключения по медицинским вопросам профессиональной пригодности с целью прогнозирования успешной трудовой деятельности и ее влияния на здоровье ребенка. Психологическая консультация - распознание склонностей, способностей и других психологических качеств личности, определяющих успешность труда в той или иной сфере деятельности, и рекомендация на этой основе места работы или учебы. Психологическая и медицинская консультации проводятся обычно в комплексе, требуют специальных знаний методов обследования человека. Поэтому профконсультации проводят психолог и врач. Воспитатель организует со своей стороны справочную консультацию. Результаты работы профконсультации обсуждаются индивидуально с каждым выпускником-старшеклассником в начале и в конце учебного года. В начале года для того, чтобы услышать интересы детей и предполагаемый профессиональный выбор, определиться с направлениями оказания помощи по формированию и реализации профессиональных планов и каждого специалиста в ней. В конце года анализируются диагностические данные и уровень подготовленности ребенка к профессиональному определению, где важным является и анализ сформированное его качеств личности, которые необходимы в жизненном становлении, и осведомленность воспитанника об учебном заведении, где он продолжит образование, о его будущей профессии, действиях и орудиях труда. Наиболее широко применяемой формой профориентационной работы является беседа. Ее цель - более полно и глубоко рассказать об изучаемой профессии или проблеме, о профессиональных требованиях, о людях данной профессии, о возможностях рынка труда, профессиональных перспективах. Беседа позволяет педагогу при изложении материала опираться на жизненный опыт воспитанников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением. Рассказ может применяться, чтобы подкрепить учебную информацию примерами из истории, художественной литературы, периодической печати. В этом случае рассказ приобретает конкретность, образность и эмоциональность. Объяснение имеет место при ознакомлении детей с новыми понятиями, этот метод хорошо применим в сочетании с демонстрацией таблиц, диаграмм, оборудования, инструментов. В ходе бесед мы применяем следующие средства наглядности: схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из кино и видеофильмов, компьютерные средства. Очень важно в ходе беседы ставить проблемные вопросы, при решении их воспитанники самостоятельно приходят к выводу, переносят имеющиеся знания в новые ситуации. Беседа дает возможность выяснить знания воспитанников, проанализировать примеры из жизненных наблюдений и литературных источников, дать новые знания о предмете труда. Порой трудности и проблемы в профессиональном самоопределении возникают именно из-за слабой информированности детей, поэтому роль беседы как информационной формы профориентации очень велика. Прочный фундамент в виде знаний, полученных ребенком в ходе беседы, поможет ему ориентироваться и в дальнейшей практической деятельности. Для активного познавательного поиска широкие возможности открывает диспут. В ходе диспута обсуждается проблемный вопрос, здесь можно поспорить, отстоять свою точку зрения, включить в деятельность большое количество детей, рекомендуется пригласить выпускников, представителей производства, специалистов различных отраслей деятельности. Диспут имеет множество достоинств и как воспитывающая форма: - обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и остаточно интересной для них форме; - аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения; - ведущие направляют обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии; - в ходе диспута мнение взрослого не навязывается подросткам, они свободны в своем выборе, и, если даже они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышление, на поиск истины. Важной формой наглядного ознакомления школьников с производством, миром труда и профессионального образования являются экскурсии. Проведение их планируется заранее, разрабатывается система конкретных заданий подросткам в виде вопросов, на которых они должны сосредоточить свое внимание в ходе экскурсии. В соответствии с целевой установкой различаются два варианта экскурсий: 1) первоначальное общее ознакомление с производством, учебным заведением; назначение экскурсии состоит в том, чтобы ввести воспитанников в производство, дать о нем общее представление; 2) более обстоятельное и глубокое ознакомление с процессами производства, с определенными производственными участками и профессиями. Экскурсии, проводящиеся по второму варианту, позволяют воспитаннику основательно и детально ознакомиться с конкретными профессиями. Эффективность экскурсии тем выше, чем лучше разработан ее план и продумано содержание, заблаговременно и тщательно проведена необходимая организация и методическая подготовка. Организуя экскурсию, воспитатель предварительно сам знакомится с производством, выбирает перечень наиболее поучительных объектов для наблюдения, составляет маршрут экскурсии, продумывает содержание отдельных наблюдений и составляет краткие к ним пояснения. Для получения результата продумываются творческие задания, в которых ребята продемонстрировали бы те знания, которые получат в ходе наблюдения. Экскурсию можно использовать в ходе подготовки к любой форме профориентационного мероприятия. Главный метод - наблюдение; задача таких наблюдений - возбудить у воспитанников интерес к профессиональной деятельности различных специалистов, научиться анализировать производственные процессы, дать представления о многообразии профессиональных выборов. Большое значение в организации профориентационной работы приобрела такая форма, как практикум. Практикум - форма, представляющая собой комплекс упражнений, игр, тренингов, способствующих развитию практических умений и навыков. Практикум представляет собой комплекс упражнений, включающих самодиагностику личностного профессионального развития и решение ситуаций профессионального выбора. Практикум по профессиональному самоопределению мы проводим совместно с психологом, используя практическую психологию. Психологическая цепочка проведения практикума включает ряд необходимых звеньев: вводная беседа о проблеме; блок информации, необходимой для анализа ситуации профессионального выбора; описание ситуации (используются различные способы: рассказ, инсценировка, цитирование, жизненный опыт и так далее); анализ ситуаций в микрогруппах или индивидуально; рефлексивная деятельность воспитанников (обязательно!). Дополнительным звеном практикума является использование тестов с последующей обработкой результатов с подростками, когда итог теста и интерпретация показателей сообщаются воспитателем или психологом всем участникам практикума, а подростки соотносят данные итога теста с полученными результатами самотестирования. При этом воспитанники не сообщают результатов теста никому, если у них нет желания этого сделать. Практикум проектируется и готовится совместно с детьми. Практикумы выполняют важную задачу в профориентационной деятельности. Они дают возможность детям объективно оценить свои возможности и профессиональные требования, через практические и игровые задания решать трудные задачи самоопределения, развивают умение работать с информацией. Встречи со специалистами - неотъемлемая часть профориентационной деятельности. Их цель - возбудить у воспитанников уважение к людям различных профессий, интерес к профессиональной деятельности. Чтобы встреча с профессионалом достигла своей цели, вопросы в беседе можно строить вокруг следующих пунктов: результаты труда и их значение для людей; основные трудовые операции; как устроено, как выглядит рабочее место, рабочая зона, какие орудия и средства труда применяет профессионал; каких личных качеств требует от человека профессия; где можно освоить данную профессию, каковы пути и возможности повышения квалификации, мастерства, продолжения образования. Встречи со специалистами очень важны для воспитанников детского дома, у которых ограничен круг общения с взрослыми людьми. Беседа с профессионалом качественным образом заменит любой рассказ воспитателя, потому что только человек, занимающийся этим делом, может интересно и достаточно глубоко рассказать о нем. Чтобы встреча со специалистом получилась содержательной и увлекательной, нам необходимо найти соответствующего человека и заранее подготовить его. Обязательными требованиями к специалисту, проводящему работу с детьми, должны быть; влюбленность в свое дело, в свое предприятие, коллектив, желание передать воспитанникам свое отношение к профессии, а также умение работать с детьми. Профориентационная игра одно из наиболее интересных занятий для воспитанников. На основе интереса легче сформировать положительный мотив и соответствующую активность. Игра формирует у детей умение ориентироваться в мире профессий. В процессе игр ярко проявляется гражданская позиция подростков, их отношение к труду. С помощью игр подростки вводятся в контекст реальной сложной профессиональной деятельности, где создаются условия внутренней активности личности, ее профессиональных способностей и умений, творческих задатков и потенциала. Каждый из участников в процессе игры и подготовки к ней получает возможность на практике испробовать свои силы, сравнить свои результаты с теми, которые получили товарищи. Это пробуждает стремление совершенствоваться в соответствующей деятельности, развивать свои способности. Игра обладает богатыми диагностическими возможностями (определение знаний и умений, сплоченности группы, определение лидеров и т.д.), кроме того, она позволяет определить некоторую готовность к социальной активности (не бояться спорить и высказываться, перешагнуть через стеснение для достижения цели). Организуя профориентационную игру, мы ставим следующие воспитательные цели: - обеспечить воспитанникам познание сложных и важных сторон профессиональной сферы путем постановки их в позицию реальных действующих лиц; - способствовать формированию должных образцов профессионального поведения, формированию умений строить созидательные способы взаимодействия с различными людьми в процессе своей деятельности; - активизировать профессиональное самоопределение подростков путем выявления своих личных достоинств, недостатков. Технологическая цепочка игры такова: - необходимо продумать сюжет, который определит правила игры (чем интересней сюжет, тем больший успех будет иметь игра); - предварительная подготовка (распределение ролей, функций, подготовка домашних творческих заданий и т.д.); - «старт», на котором объявляются условия и правила игры, представляются участники; - сюжет игры, выполнение участниками своих ролевых функций (здесь могут быть конкурсы, состязания, путешествия, ситуации и т.д., здесь необходим эмоциональный настрой, азарт, элементы неожиданности); - подведение итогов игры. Желательно при проведении игры учитывать следующие моменты: оформление соответствующей темы, смена видов деятельности, соревновательный момент, нестандартные формы проведения, компетентный ведущий, участие всех присутствующих на игре. Главный педагогический смысл игры - создать условия для профессиональной пробы детей в имитируемой деятельности, то есть создать такие ситуации, в которых подростки должны выбрать способ решения той или иной проблемы на основе сформированных у них ценностей, установок и своего социального опыта. Организация профессиональных проб - важнейшая задача профориентации. Профессиональные пробы это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Через профессиональные пробы осуществляется ознакомление воспитанников с группой профессий, содержанием, характером и условиями труда, формируются до-профессиональные навыки. Профессиональные пробы необходимо осуществлять в реальной, а не в игровой деятельности. Профессиональные пробы имеют различные формы реализации: кружковые и клубные занятия, общественно-производительный труд, производственная практика на предприятии, работа в мастерских. Важная задача профессиональных проб - включить воспитанников в реальные трудовые отношения, сформировать готовность к самостоятельному и обоснованному выбору профессии. Организация профессиональных проб в детском доме имеет свою комплексную программу «Творческая мастерская», которая осуществляет допрофессиональную подготовку воспитанников. По итогам профессиональных проб воспитанники должны знать: - содержание, характер труда в той сфере деятельности, где они пробуют профессиональные способности; - требования, предъявляемые к профессиональным качествам; - общие теоретические сведения, связанные с характером воспитательной работы; - технологию выполнения профессиональной пробы; - правила безопасности труда; - инструменты, материалы, оборудование и правила их использования. Должны уметь: - выполнять простейшие операции; - пользоваться инструментом, материалом и документацией; - выполнять правила безопасности труда; - выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции; - соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
Работа с родителями:
анкетирование;
беседы;консультации;
родительские собрания;
посещение семьи;
проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.
10.1.Программа воспитательной работы
Задачи
Задача доминанта
Знания
Умения
расширение представлений о разных способах социального устройства жизни;
формирование отношения человека к обществу;
развитие творчества и самотворчества;
формирование навыков безопасного поведения;
формирование навыков коллективной творческой деятельности;
формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитании.
становление и самоактулизация личности
знать историю своей страны;
знать обычаи и традиции русского народа;
знать профессионально-должностные, общественные функции человека в обществе;
знать культуру быта;
знать виды деятельности человека;
знать культуру физического и умственного труда;
знать роль и место человека в жизни;
знать значение понятия «красота: внешняя и внутренняя»;
знать культуру внешнего вида;
знать нормы культурной жизни;
знать соотношение материального и духовного;
знать роль прессы, радио, телевидения;
знать идеал мужчины и женщины;
знать культуру семейных отношений.
уметь выбрать свой вид деятельности;
уметь определять свои профессиональные склонности, интересы; готовиться к выбору профессии;
уметь осмысливать и анализировать происходящие события;
уметь применять этическую защиту в повседневной жизни;
уметь культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию;
уметь принимать окружающий мир;
уметь воспитывать в себе разумные потребности
уметь выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности, достойно использовать характеристики человеческой жизни (счастье, свобода, совесть, долг);
уметь уважать и гордиться историей своей страны, её традициями, нравами и обычаями;
уметь защищать Отечество;
Уметь быть полезным своей Родине.
Задачи периода
Основное содержание
Основные формы и методы
Диагностирование
1. Формирование мотивов самоопределения.
2. Знакомство с понятиями самоопределение, профессия, жизненный выбор.
3. Помощь в определении своих сил и способностей, в профориентации.
4. Подготовка к доступному дальнейшему образованию.
Самоопределение «могу, хочу, обязан», мир профессий, требования профессий к человеку, психологические особенности человека и их роль в будущей профессиональной деятельности, использование свободного времени, выбор досуговых занятий, хобби, человек и судьба, ступени взросления.
Сочинения «Моя будущая профессия» «Я через 10 лет», деятельность «Клуба интересных людей», занятия по программе «Твоя профессиональная карьера».
Галерея исторических личностей, газета «В мире профессий», практикум «Как определить своё призвание».
Знакомство с путями получения образования после второй ступени обучения. Выезд на Дни открытых дверей в училища, техникумы.
Родительские собрания «Куда пойти учиться», «На пороге выбора».
Анкета «В мире профессий», Тест на определение типа темперамента, тест на определение склонностей, диагностирование в Центре профориентации.
10.2.Календарный план работы по выявлению профессиональных интересов, склонностей и способностей
Сроки реализации
Этапы
Взаимодействие
1. Подготовительный этап
Сентябрь
Подготовка материалов.
Собеседование с классным руководителем.
Составление плана работы
Классный руководитель,
Зам. дир. по В.Р. психолог
2. Информационный этап
Октябрь
Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута.
Классный руководитель
Психолог
Ноябрь -
Декабрь
Изучение интересов, потребностей и склонностей:
- карта интересов;
- диагностика свойств личности.
Диагностика возможностей:
- анализ результатов успеваемости;
- анализ результатов досуговой деятельности;
- проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта).
Психолог,
учащиеся,
родители
4. Аналитический этап
Декабрь -
Январь
Обработка и анализ результатов диагностики.
Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.
Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий.
Психолог
Учащиеся совместно с психологом
5. Обобщающий этап
Февраль –Март
Определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма “сильные и слабые стороны выбора”.
Выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору профиля обучения.
Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
Психолог,
администрация,
классные руководители.
6. Заключительный этап
Апрель -
Май
Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов образовательного маршрута после окончания 9 класса.
Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.
“Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.
Классный руководитель,
администрация
психолог
Темы классных часов (совместно с мини-диагностикой):
«Мир профессий, или, какую дверь открыть» (Быть или не быть например, юристом, менеджером, психологом, педагогом, журналистом, экономистом)
«Горячая десятка заблуждений в выборе профессий».
«Почему нет идеальных профессий, или о теневой стороне труда»
«Профессия и специализация» (Психологические типы профессий)
«Мои таланты – мое богатство» («О логическом мышлении с уважением», «Искусство задавать вопросы», «Что значит, ума набираться», «Воспитание внутреннего контроля»)
Родителям: «Как стать группой поддержки своему ребенку?»
Родителям: «Как организовать профессиональные пробы сил, или Выбираем профессию обоснованно»
«Я и экзамен: кто кого, или Шанс найти свой путь»
Самопознание: Психологические особенности личности (диагностические процедуры, анкеты, опросники, тесты):
Темперамент в профессиональной деятельности (по Айзенку)
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.
«Карта интересов»
ОПГ (опросник профессиональной готовности)
Определение типа ценностных ориентаций
Определение типа личности (по методике Дж. Голланда)
Мотивы выбора профессии
Тест «Матрица выбора профессии»
Тест «Командовать или подчиняться?»
Тест «деловой ли вы человек?»
Тест «Конфликтны ли вы?»
Практические занятия:
«Угадай профессию» (краткая характеристика профессий и требования к ним)
«Мир профессий и твоё место в нем» (классификация профессий и построение схем, составление «формулы» своей будущей профессии)
«Ошибки при выборе профессии» («Минусы и плюсы», «Ассоциации»)
«Современные требования работодателя и умелое составление резюме»
Определяем типы темперамента (по описанию, картинкам, наблюдениям).
«Память и внимание» («Послушай и запомни», «Повтори наоборот», «Муха», «Найди все числа по порядку» и т.д.)
Эмоциональные состояния и приемы саморегуляции («Назови эмоцию»)
Что такое характер? («Азбука характера», «Мои черты характера, которые помогают мне в жизни и мешают»)
Игра «Аукцион»
Дискуссии:«Нужен ли дресс-код?»«Мониторинг востребованности профессий на современном рынке труда».«Стресс – добро или зло?!»«К чему нужно стремиться при выражении эмоций?»
Отчетливое осознание достижений, проблем формирующейся системы помогает более обоснованно избрать пути дальнейшего ее развития. Целевые установки, содержание данной системы полностью соответствуют возможностям и условиям школы, поэтому есть все предпосылки для того, чтобы, выстроив систему на одном классе, выстроить до конца образ достойного Человека, Человека-гражданина.
Очень важно педагогам, работающим по данной системе, превратиться в союз единомышленников, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству и следовать высказыванию В.Г.Белинского: «орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»
Воспитательная деятельность класса по гражданскому воспитанию регламентируется следующими нормативно- правовыми документами:
Нормативно- правовое обеспечение программы:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)
Краевая целевая программа «Духовно- нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и возрождение семейных традиций в Краснодарском крае на 2007- 2010 гг.»;
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р.
Устав школы
Кадровое обеспечение:
Руководитель образовательного учреждения.
Заместитель директора по воспитательной работе.
Учителя – предметники.
Классный руководитель.
Педагоги дополнительного образования.
Школьный психолог.
Информационное обеспечение:
Курсовая подготовка.
Методические материалы.
Школьное методическое объединение классных руководителей.
Педагогические советы.
Совещания при заместителе директора по воспитательной работе.
Совещания при директоре.
Материально- техническое обеспечение:
Компьютерный класс.
Спортивный зал, спортивный инвентарь.
Кабинеты.
Школьная библиотека.
1.Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. «Воспитательная система
школы: от А до Я». – М. «Просвещение», 2006
2.Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. «Административное управление воспитательным процессом» - Волгоград, «Учитель», 2006
3.Мисицин С.А., Тарасов С.В. «Воспитание в современном образовательном учреждении» - СПб, 2005
4.Погодина С. «Как развить способности ребенка» - СПб , «Питер», 1997
5.Степанов Е.Н. «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности» - М., «Творческий центр», 2004
6.Степанов Е.Н., Александрова М.А. «Обсуждаем проблемы воспитания» - М.»Творческий центр», 2003
7.Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе» - М., 2003
8.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. «Педагогу о современных подходах и концепция воспитания» - М. «Творческий центр», 2003
9.Степанов Е.Н. «Педагогический контроль в процессе воспитания» - М., «Творческий центр», 2006
10.Сериков В.В. «Личностно-ориетированное образование»» - М. «Педагогика», 1994
11.Хаткевич О.А. «Переходный возраст» - М., «Просвещение», 2006
12.Хуторский А.В. «Практикум по дидактике и современным методикам обучения» - «Питер», 2004
13.Цветкова И.В. «Как создать программу воспитательной работы» - М.»Просвещение», 2006
14.Шилова М.И. «Учителю о воспитанности школьников» - М., 1990
15.Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
16. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
18. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). М.: ВАКО, 2005.
19. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, М., 2006.
20. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.
21. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
22.Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
23. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.
24. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.
25. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М.: «Вако», 2005.
25. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов/нД: «Феникс», 2005.
27. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991.
28. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс, 2007.
29. Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005
13 PAGE 14715
Классное сообщество
Классное
сообщество
Воспитывающие ситуации
Воспитательные центры школы:
музей, библиотека, мастерские, кабинет информатики, кружки, спорт. секции
кружки, спорт. секции
Родительский комитет
Коллективные и индивидуальные поручения
Общешкольное и классное самоуправление
1.Пояснительная записка
3.Общая концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ
2.Информационная справка
класса
4.Субъекты воспитательной
системы
5.Целевая установка
6. Структура воспитательной системы
7.Управление воспитательной
системой
8.Ожидаемые результаты
9.Виды и формы деятельности
10. Программа воспитательной работы
12. Ресурсное обеспечение
11. Перспективы развития
воспитательной системы
Воспитательное пространство села
Классный руководитель
13. Библиографический список
КТД