Мастер-класс «Узелковый батик». Методическая разработка открытого мероприятия для учителей города.

МБОУ Гимназия №4



Мастер-класс «Узелковый батик»



Уласень Алла Филаретовна

12.12.2014



















Тема мастер-класса
«Узелковый батик». Изготовление салфетки.
Цели мастер-класса:
Способствовать развитию интереса к ДПИ участников мастер-класса, раскрытию их индивидуально-личностных особенностей;
Создать ситуацию успеха с использованием изобразительной деятельности;
Формировать эмоциональную сферу участников мастер-класса.
Практическая работа: Задание. Изготовление салфетки в технике узелкового батика.
Материалы и инструменты: белая бязь, фломастеры по ткани, краски для росписи, нитки для завязывания узелков, баночки для воды, клеенки, образцы работы, кисти, фен, ножницы, перчатки.
Форма работы: индивидуальная.

Ход мастер-класса
1. Организационный момент:
а) приветствие
- Уважаемые коллеги в рамках моего мастер-класса я хочу вам предложить одно из занятий проводимых мною в студии ДПИ. Очень хочется, чтобы время, отведенное нам, мы провели все с хорошим настроением и получили прекрасный результат от работы. Вы сегодня будете в роли учеников впервые пришедших на занятие студии по узелковому батику.

2. Введение в тему занятия:
(знакомство с материалами и инструментами для узелкового батика)

1.Знакомство с узелковым батиком.
Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком). Название этой техники, как вы догадались, происходит от слова «узелки». Это самая древняя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ее появление прогнозируют еще в 8-м веке, а родиной считается Индокитай. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.
Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.
Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.
Существует несколько видов батика:
техника горячего батика (парафин);
техника холодного батика (резерв);
техника набивного батика (штамп, трафарет);
техника узелкового батика (узлы).
2.  Знакомство с тканями.
Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, тонкое простынное полотно. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или с редким набивным рисунком (горошек, полоска). Пригодны ткани, бывшие в употреблении, но выгоревшие или потерявшие яркость. По мере усвоения сложной узелковой окраски можно использовать натуральный шелк, чистую шерсть или вискозную ткань. Все ткани, применяемые для батика не должны быть синтетическими или иметь примесь синтетических волокон, так как для этих волокон необходимы более сложные красители. Если ткань имеет смешенные волокна, то при работе с анилиновыми красителями синтетические волокна не окрашиваются, т.е. получается не четкий, размытый рисунок.
3. Знакомство с красителями.
Для узелкового батика используются анилиновые красители для х/б тканей, которые продаются в магазине. Можно приготовить красители из природных материалов. Из луковой шелухи получается желтый или коричневый цвет, из листьев крапивы – темно-зеленый.
4. Тонкий шнур или крепкая нить - для подготовки ткани к покраске.
5. Вспомогательные предметы: мелкие камушки, скорлупа от яиц, кусочки дерева, плоские ровные дощечки, прищепки, для штампов можно использовать пробки, пластмассовые коробочки, крышки.
3. Знакомство с техниками выполнения узелкового батика 
 Различают несколько основных способов подготовки ткани к окрашиванию: завязывание, скручивание, складывание и подгибание, зашивание.
Способ завязывания.
Этот способ основан на механическом способе резервирования ткани. Ткань может собираться произвольно или заглаживаться и перевязывается нитью или завязываться узлом в нескольких местах.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 
В зависимости от вида сборки и способа завязывания нити определяется конечный узор ткани. При окрашивании ткани, краситель не попадает на участок, который обвязан нитями. Окрашивание ткани может выполняться несколькими красителями поочередно. Чтобы получился многоцветный узор необходимо после каждого окрашивания дополнительно завязывать нити на уже окрашенные участки ткани.
Способ скручивания.
 Ткань туго скручивается, а затем завязывается ниткой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
  Способ складывания и подгибания.
Ткань складывается в определенном порядке. Можно сложить ткань в виде гармошки, квадратов или треугольников.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Затем сложенную ткань перевязывают нитями, зажимают прищепками или струбцинами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





 Ткань можно полностью окунать в раствор красителя или провести частичную окраску.
Способ зашивания ткани.
Мотивы узора предварительно прошиваются на ткани, а потом завязываются нитями. Такие узоры бывают более четкими и графическими. Можно прошивать узоры черной нитью, это создает дополнительный эффект, так как черная нить при кипячении окрашивает ткань.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4. Сообщение вида деятельности

- Сегодня мы с вами будем осваивать некоторые приемы в технике узелкового батика. Несколько из них я покажу вам сама, а некоторые вы сможете, выполнить сами по своему желанию используя схемы и подручный материал. Который будет лежать в моей коробочке. На нашем занятии главными в вашей работе будет, конечно же, ваше воображение, а материалами изобразительной деятельности, с помощью которых вы будете фантазировать и воображать – ткань, краски.
5. Подготовка к практической работе
- Для того чтобы приступить к выполнению одного из приемов узелкового батика «спираль», вам необходимо смочить ткань (Демонстрация образца работы). Возьмите в руки кисть, поставьте ее на середину салфетки и начните скручивать ткань вокруг кисти.( Демонстрация приемов работы.)
После того как вся ткань скрутилась, уберите кисть и зафиксируйте получившейся комочек при помощи ниток.

6. Практическая деятельность. Роспись ткани.
- Выберете цвета краски, которые вам больше всего сегодня нравиться.
- Хочу вам напомнить, есть краски холодные – это синяя, фиолетовая, голубая. Если в палитре цветов не присутствует фиолетовая краска, то ее можно получить, смешивая красную и синею краски. В зависимости от того какой насыщенности вам нужен фиолетовый цвет, такое количество краски вы добавляете в красную краску. И краски теплые – это красная, оранжевая и желтая. Так как в вашей палитре цветов отсутствует оранжевая краска, то ее можно составить, смешав красную и желтую краски. Перед каждой сменой краски необходимо промыть кисть.
Участники мастер-класса приступают к работе и выполняют узор «спираль» и закрепляя ткань при помощи ниток.
- После того, как все расписано, ткань рекомендуют высушить, а только потом развязать узелки. По желанию это можно сделать и сейчас. При помощи маникюрных ножниц разрезать узелки, затем высушить ткань феном.
Самостоятельное выполнение работы.
- Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которые художник стремится передать с помощью различных художественных средств. Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать как орнаментальными, так и колористическими средствами различные настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную уравновешенность. Хорошо слаженная и продуманная композиционная схема основа создания художественного произведения. Следует начинать с наброска композиционной схемы в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия, так как впоследствии образуются некрасивые стыки отдельных частей. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку. Например, в шарфах, тканых и вышитых полотенцах, дорожках орнамент может располагаться на концах. Вдоль края или в середине изделия, по горизонтальным и наклонным полосам; в головном платке украшается центральное поле или, наоборот, основной орнаментальный акцент приходится на кайму.
Предлагаю участникам выполнить самостоятельно любой узор из предложенных в технологической карте мастер-класса.
Во время практической работы веду индивидуальную работу с участниками мастер-класса.

6. Итог занятия
- Понравилось вам этот вид деятельности? (Ответы)
- Получили ли вы удовольствие от занятия? (Ответы)
7. Применение для учащихся.
Узелковая техника доступна и легка в исполнении, ею можно овладеть, не имея художественных навыков, поэтому она может применяться как для кружковой работы с учащимися, так и в качестве вариативной части для проведения уроков технологии.












































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715


Автор: Уласень А.Ф.


Автор: Уласень А.Ф.




Щђ Заголовок 1ђ Заголовок 215