Маастер-класс для педагогов основного и дополнительного образования Узелковый батик


Мастер-класс "Узелковый батик"
Киселева Марина Хажбиляловна,
учитель технологии
высшей квалификационной категории.
ЗАТО г. Фокино
2013 г.
Мастер-класс "Узелковый батик"
Киселева Марина Хажбиляловна, учитель технологии высшей квалификационной категории.
Оборудование:
Для учителя: образцы росписи ткани, иллюстрации с изображением различных видов росписи ткани, презентации: №1«Мастер-класс по батику», №2 «Виды батика», №3 «Узелковый батик», №4 «Салфетка в стиле БАТИК», проектор, экран, белый материал (ситец или сатин) 20х20 см, белые нитки, восковая (парафиновая) свеча, краски, кисти, баночка с водой.Для учеников: набор крупных бусин или средних пуговиц, монет (3-5 штук), белый материал (ситец или сатин) 20х20 см, белые нитки, восковая (парафиновая) свеча, краски, кисти, баночка с водой. Столы застелить полиэтиленовой пленкой.
Ход занятия
I. Организация аудитории.
Проверка готовности к занятию.
II. Изложение материала.
1. Вступление
В сборнике японской поэзии VII-XII вв. можно найти следующее пятистишие:
СЛ 1 Синобу – тайная грусть,
Узор из страны Минитоку,
Кто спутал нити твои?
Смутил кто сердце тревогой?
Ведь не виновен я….
Кавара-но Садайдзин (822 – 895)
Смысл этого произведения кроется в слове «синобу», которое имеет два значения: тоска, тайная грусть и название узора ткани, которым издавна славилось селение Синобу. Поверхность большого гладкого камня устилали травами и цветами. Поверх растений укладывалась ткань и по ней с силой проводили другим гладким камнем. Получался весьма прихотливый узор. Ткань, расцвеченную таким способом, называли «синобу». Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков.
СЛ 2 Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей.
СЛ3 Тема матер- класса: «Узелковый батик»
СЛ.4 Батик - технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» - хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля.
СЛ 5 Это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, - нанесение специального состава , не пропускающего краску на те места ткани, которые должны оставаться не закрепленными и образовать узор.
СЛ 6 Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло.
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э.
Среди других находок, относящихся к глубокой старине, – японские ширмы периода Нара (646 - 794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.
СЛ 7 Также есть исторические данные, что расписанные в этой технике шелковые ткани продавались в Китае еще в V веке н.э., потом батик распространился в Японии , Центральной Азии, а оттуда на Ближнем Востоке и в Индии. Есть свидетельство, что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.
Именно на Яве роспись ткани стала развитым декоративным искусством, причем, батиком занималась не прислуга, это искусство очень полюбилось высокопоставленным особам, став их развлечением и способом самовыражения. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.
СЛ 8 Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на о.Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы – их привлекали букеты, бабочки и птицы.

СЛ 9 В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней аналогичные предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Европейцы разработали технологию массового производства батика. Воск начали наносить с помощью печатных штампов, что значительно удешевляло производство и позволяло получать очень сложные узоры. Для тканей с раппопортным узором штампы подгонялись один к другому.
Поле резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство.
СЛ 10 Виды батика
Все множество существующих техник батика можно разделить на две основные группы.
СЛ 11 Холодный батик .
СЛ 12 Горячий батик.
Кроме них существуют так же множество других техник:
СЛ 13 солеваяСЛ 14 узелковаяСЛ15 Техника монотипии по ткани Техника трафаретной росписи Техника росписи в несколько слоевТехника витража Техника смещения(мраморный) Техника «Термический батик» Дополнительные декоративные эффекты
Несколько слов об основных видах батика ( Презентация 2)
СЛ 3 Ручной способ росписи тканей состоит из несколь-ких видов: так называемого холодного батика, горяче-го батика, свободной росписи тканей и узекового батика. Каждый из них имеет свои особенности.
При холодном батике резервирущую смесь «резерв» наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в преде-лах этого контура красками расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом ис-пользуют, не ограниченно.
СЛ 6 Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки.
СЛ 7 Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками
СЛ 12 Классическая техника горячего батика - это многократное покрытие ткани расплавленным воском и ее погружение в краску.
Резервирование отдельных участков ткани в горячем батике осуществляется горячим резервом, в основе которого лежит воск или парафин. Благодаря тому что контурные линии здесь не обязательные, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм.
Рисунки горячего батика менее графичны, наблюдаются переходы тонов – они более живописны.
СЛ 18 Свободная роспись. Оформление ткани в технике свободной росписи – наиболее творческий процесс: при этом способе шаблоны почти не применяются. Суть данно-го метода заключается в том, что способность краски в большей или меньшей степени растекаться по ткани используется как художественный прием , благодаря чему рисунки имееют живописный характер.
СЛ 20 Солевая техника или техника травления с использованием соли. Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли при росписи картин, платков, одежды в этой технике буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соли.
СЛ 27 Узелковый батик – это окрашивание тканей. Однако гладкокрашенные ткани получают одноцветную окраску, а разноцветные цветоые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания от-дельных участков тканей узелками.
Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира.
Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками. После крашения и промывки узелки развязывают, при этом можно получить разные, очень интересные и неожиданные рисунки.
Подробнее остановимся на узелковом батике (Презентация 3)
СЛ2 Этот вид художественной росписи заключается в том, что участок ткани, который должен остаться неокрашенным, перевязывают навощённой нитью или шпагатом, завязывают ткань узлами, ограничивая доступ краски с помощью прищепок или зажимов.
В различных странах наименование такой окраски различно: в Милане её называют «планги», в Индии – «бандана», в Японии – «тибари» и т.д.
Узелковая техника доступна любой возрастной группе и применяется для приготовления театрального реквизита, костюмов, моделирования занавеса.
Главный секрет узелкового батика – это завязанный узел. Кусок ткани следует сложить различными способами, зафиксировать нитью и погрузить в ёмкость с красителями, где её кипятят 5 – 7 минут. После этого ткань промывают и развязывают узлы. Изделие слегка подсушивается феном и разглаживается.
СЛ 3 Рассмотрим способы складывания и завязывания ткани
Орнаментальный узор.
Необходимо кусок ткани присобрать в одном месте и обвязать навощённой верёвкой или шнуром. После окрашивания образуется слегка извилистая светлая полоса.
СЛ 4 Орнаментальные полосы.
Сначала отмечают композицию полос на ткани, а потом равномерно прокладывает стежки иголкой с ниткой. Концы нитей стягивают и прочно перевязывают шнуром или толстой нитью. После окрашивания ткань промывают, вытягивают нитки и во влажном состоянии проглаживают
СЛ 5 Мраморный эффект
Простой мраморный эффект можно получить, обмотав в хаотичном порядке кусок ткани навощённой нитью, а затем окрасить его.
СЛ 6 Узел
Основным способом в узелковой росписи является завязывание ткани в обычные узлы. Это делается по долевой нити или по диагонали.
СЛ 7 Розетка.
Наиболее распространенный узор – «лучистая розетка». Которая в зависимости от способов перевязывания и окрашивания изменяет свой вид. Узоры в форме розеток можно получить обмотав тканью различные предметы: горошины, камешки, шарики, бусинки и т. д. Такие «тряпочные куколки» можно окрашивать в несколько цветов: после первого окрашивания, обматываем ткань нитками и красим в более тёмный цвет. Или начинаем окрашивание светлыми тонами, потом более тёмными и к основанию совсем тёмными.
СЛ 9 Шланговая техника.
Ткань скручивается как для отжима белья, затем складывается вдвое и крепко завязывается вощёнными нитями.
СЛ 10 Складывание.
СЛ 17 Запаривание изделий
Когда все придуманные вами узелки скручены и связаны, их окрашивают. Ткань перед окрашиванием смачивают в тёплой воде, затем наносят краситель от светлого до тёмного тона. Ткань немного просушивают развязывают нитки и проглаживают утюгом.
Для более прочного закрепления красок ткань подвергается обработке горячим влажным паром. Для этого ткань прокладывают другой белой большего размера тканью и сворачивают свёрток. Затем прикрепляют его к ведру с кипящей водой, но не в воду, а так, чтобы пар проходил через изделие. Ведро накрывают и пропаривают изделие в течение 2 часов
Изготовление салфетки в стиле БАТИК
Для изготовления салфетки в стиле БАТИК предлагаю попробовать радиальный способ завязывания узелков с использованием монет. (Презентация 4)
Для работы потребуется:
Ткань хлопчатобумажная 25х25см.Краски «Батик для ткани».
Кисти.
Монеты.
Банка с водой.
Палитра.
Нитки.
Организация рабочего места:
Подготовить рабочее место: застелить стол клеенкой.
Подготовить материалы для работы.
Открыть окно, для проветривания.
Последовательность работы:
1.До начала работы, обрабатываем края изделия оверколом.
2.Завязываем простыми нитками монетки в ткань.
3.Раскрашиваем серединки цветов и
сами цветы.
5. Закрашиваем фон.
6.После полного раскрашивании ткани, оставляем на сухой гладкой поверхности на 24 часа для высыхания.7.После высыхания изделия убираем все нитки и монеты, оставляем в растворе уксуса (2 столовые ложки 9% уксуса на литр воды), при комнатной температуре, стираем с мылом. Изделие готово.
Спасибо за внимание!
Творческих успехов!