ПРОБЛЕМНО-ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПРОБЛЕМНО-ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»
I этап . Целеполагание.
Формирование творческой активности учащихся - одна из важнейших задач преподавательской деятельности. Решая эту задачу, учитель использует множество методических приемов.
Одним из таких приемов является программированное обучение. Оно дает возможность организовать познавательную деятельность учащихся наиболее рациональным способом, избежать ненужных отклонений от оптимального пути в овладении новыми знаниями. К сожалению, чаще всего применение программированного обучения сводится лишь к программированному контролю на основе метода выборочного ответа. Вместе с тем название «программированное обучение» свидетельствует о том, что главное его назначение состоит не только и не столько в осуществлении программированного контроля, сколько в том, чтобы вооружить учащихся необходимыми знаниями, научит применять их на практике.
С другой стороны используется на практике проблемное обучение. На мой взгляд существенным недостатком проблемного обучения является неполная управляемость умственными действиями всех учащихся из-за отсутствия оптимального соответствия выдвигаемой учителем проблемы реальным возможностям учеников.
В связи с этим возникает вопрос: каким образом можно уменьшить своеобразный «простой» в умственной деятельности сильных и слабых учащихся и повысить коэффициент полезного действия урока? Естественно одним из выходов является усиление индивидуализации обучения путем внедрения более эффективных средств управления познавательной деятельностью учащихся с учетом их реальных возможностей. В связи с этим возникает ряд других вопросов и проблем: как осуществить такую индивидуализацию при классно-урочной системе обучения? Как обеспечить оптимальное управление творческой деятельностью учащихся, имеющих разную подготовку, разный уровень умственного развития, разные способности в оперировании знаниями?
Участники проекта: учащиеся 7,8,9-х классов, педагог-психолог.
Цель: активизировать творческую активность учащихся, разработать методическую систему по использованию проблемно-программированного обучения на уроках физики.
Задачи:
Cформировать образное мышление учащихся, творческую и познавательную активность.
Вооружить учащихся глубокими и осознанными знаниями.
Сформировать у школьников системного естественно-научного мировоззрения на основе проблемно-программированных заданий.
Способствовать совершенствованию умения выдвигать гипотезу.
Способствовать обучению учащихся самостоятельной деятельности по овладению знаниями.
Способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезу.
Способствовать воспитанию положительной мотивации учения, самосовершенствования, самовоспитания.
Ожидаемый результат проекта «Проблемно-программированное обучение и задания на уроках физики»:
Создание методической системы по использованию проблемно-программированных заданий.
Создание сборника проблемно-программированных заданий для учащихся.
Вовлечение учащихся в активную деятельность учащихся по созданию таких заданий, умение формулировать и развивать гипотезу явлений и процессов.
Методы:
Теоретические
абстрагирование
анализ и синтез
Эмпирические
наблюдение
сравнение
По источникам знаний:
словесные,
наглядные,
практические;
По степени взаимодействия учителя и учащихся:
беседы,
самостоятельная работа;
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:
проблемный;
По характеру движения мысли от незнания к знанию:
индуктивный.
Этапы реализации проекта
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Подготовительный этап
Диагностика учащихся (психологический тест Амтхауэра и др)
Входной контроль (рефлексия)
Подбор и изучение методической и научно-популярной литературы по данной теме
1.Изучение целей, задач планируемой деятельности
2. Прохождение психологических тестов
Основной этап
Организация работы учащихся согласно их индивидуальным способностям
Организация подачи теоретического материала в форме лекций, используя модульную технологию
Постепенное внедрение проблемно-программированных заданий на уроках
Сочетание на уроках качественных и количественных задач
Решение учащимися проблемно-программированных заданий
Работа индивидуально и формирование творческих групп
Заключительный этап
1. Руководство деятельностью учащихся по созданию проблемно-программированных заданий.
2. Создание методической системы работы по формированию проблемно-программированных заданий
3.Создание задачника «Проблемно-программированные задания» по различным разделам физики
1. Создание проблемно- программированных заданий творческими группами.
2. Отчет о проделанной работе (задачи в электронном варианте)
Реализация проекта и создание методической системы проблемно-программированных заданий
Решить поставленную задачу можно путем синтеза проблемного, программированного и дифференцированного обучения. На мой взгляд, при комплексном подходе к формированию творческой активности в процессе обучения возможно создание такой обучающей структуры управляющей системы, при которой отдельный ученик или группа учащихся будет работать с максимальной эффективностью и минимальной затратой времени. Этим требованиям на мой взгляд может удовлетворять система проблемно-программированных заданий.
Приложение
Под системой проблемно-программированных заданий понимается их совокупность, учитывающую индивидуальные развития, которая при успешном выполнении заданий не только создает в сознании определенную логическую структуру знаний (понятия, основные положения), но и одновременно формирует эвристические приемы умственной деятельности.
Выполняя это задание, разные учащиеся получают различную дополнительную, необходимую им для решения информацию. Поэтому, оперируя уже имеющимися знаниями и постепенно-возрастающей дополнительной информацией (если она оказывается необходимой), осуществляющей коррекцию умственных действий по ходу решения проблемы.
В процессе такого задания учащийся не только приобретает новое знание, но и овладевает в какой-то мере эвристическим приемом его получения путем отбора только необходимых для решения проблемы имеющихся сведений и последовательного включения их в новые связи и отношения, а это значит, что у него формируются и более обобщенные интеллектуальные умения и навыки.
Благодаря указанию последовательных шагов в решении проблемы путем постепенного введения дозы информации в умственную деятельность по разрешению проблемы активно включаются не только сильные, но и слабые учащиеся. Последние, участвуя в решении проблемы вместе с сильными учениками (пусть пока на низком уровне трудности) и замечая некоторые свои успехи в овладении знаниями, постепенно от задания к заданию значительно активизируются, сохраняя свою познавательную активность и в других видах учебной работы. Чем успешнее работает ученик, тем больше радости доставляет ему на уроке умственный труд, и тем в большей мере увеличивается не только его интеллектуальный, но и общеличностный потенциал. С помощью проблемно-программированных заданий различной трудности, как показывает опыт, учитель включает в активную деятельность всех учащихся, предлагая на отдельных карточках сильным ученикам только формулировку задания, средним – задание с небольшой дополнительной информацией (а, б), слабым - с большим объемом информации (а, б, в), очень слабым - задание с максимальной дополнительной информацией (а, б, в, г)
Например задание на карточке для учащихся 9 классов по теме «Кинематика»:
Для сильных учащихся:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Для средних учащихся:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Для слабых учащихся
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Благодаря постепенному объему дополнительной информации интуитивно-эвристическое задание переходит в конструктивно-логическое с большим или меньшим числом включений исходных данных, а конструктивно-логическое в задание, требующее для успешного его выполнения лишь простого переноса знаний. Можно составить структурную схему проблемно-программированного задания (схема 1)
Поскольку в проблемно-программированных задания познавательная активность обеспечивается дополнительной информацией необходимой для успешного их выполнения, то необходимо выполнять определенные требования при конструировании такого типа заданий. Прежде всего необходимо руководствоваться положением о двух уровнях умственного развития учащегося:
Первый уровень - уровень актуального развития – задания которые может выполнить ученик самостоятельно.
Второй уровень, так называемая зона ближайшего развития, когда учащийся не может выполнить задание самостоятельно, но справится с ним с небольшой помощью учителя (путем наводящих вопросов, подсказки, намека, общего указания и т. д).
Следовательно, учителю необходимо конструировать задания таким образом, чтобы оно было рассчитано на сильного ученика. При этом он должен определить порции информации и предусмотреть их неразрывную связь с формулировкой проблемного задания. Эти подсказки должны ученику постепенно раскрывать некоторые связи известного с искомым и помогать правильно выполнить задание. Объем информации, содержащейся в подсказке, определяется характером задания и уровнем его трудности.
Можно привести обобщенную схему последовательности этапов познавательной деятельности обучаемого при выполнении проблемно-программированных заданий (схема 2)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Проблемно-программированные задания можно использовать фронтально, индивидуально-фронтально, индивидуально:
При фронтальном использовании предлагаю условия задания устно или письменно всему классу. После записи условия задачи учащиеся последовательно получают дозы помощи для успешного выполнения задания всем классом.
При индивидуально-фронтальном использовании заданий сильные учащиеся получают задания на карточках, без каких либо доз помощи, а остальные – общее задание написанное на доске или под диктовку учителя. При этом сильные ученики работают в индивидуальном порядке, а остальные фронтально.
При индивидуальном использовании такого типа заданий каждый учащийся получает на отдельных карточках одно или насколько заданий различной трудности и одновременно к каждому из них в соответствии со своими способностями дозы помощи. При необходимости доза помощи возрастает, ее оказывают в индивидуальном порядке. Учащиеся, быстро справившиеся с заданиями, получают дополнительные задания, причем учащиеся из слабой группы могут постепенно прейти на другой, более высокий уровень сложности.
Однако при фронтальной подаче доз помощи снижается активность некоторых способных учащихся, которые зная, что через некоторое время последует указание, пассивно ожидают его. Чтобы активизировать эту часть учащихся, целесообразно использовать индивидуальный способ. А так же с целью формирования и развития у учащихся способностей к творческой деятельности можно использовать задания исследовательского, занимательного и конструкторского характера:
Например в 9 классе по теме «упругий и неупругий удар»
Наиболее высоким уровнем творческой активности является составление такого типа заданий самими учащимися или творческой группой учащихся. Умение выдвигать гипотезу способствует отработке умения анализировать, сравнивать, синтезировать, формирует мыслительные операции: абстрагирование, обобщение, конкретизация. Это возможно как на индуктивном, так и на дедуктивном уровне движения мысли от незнания к знанию. В процессе проблемного познания формируются понятия, суждения, делаются умозаключения и проводятся аналогии. Преимущество проблемно-программированных заданий в том, что они учат всех учащихся мыслить; многие активно участвуют в выдвижении, в проверке гипотез, высказанных одноклассниками. Те, которые предложили неверные идеи, имеют возможность убедиться в своих ошибках, а все – подискутировать, аргументировано отстаивая свою точку зрения. Таким образом, проблемный метод способствует не только развитию мышлению, но и гибкости мышления школьника как необходимого компонента для творческой деятельности, поскольку помогает вырабатывать критический подход и умение вести диалог.
Мне бы хотелось сделать следующие выводы о применении проблемно программированных заданий:
Во-первых такие задания являются более гибкими в управлении формирование творческой личности по сравнению с обычными заданиями.
Управление познавательной деятельностью учащихся с помощью проблемно-программированных заданий обеспечивает (в случае затруднений обусловленных различными познавательными возможностями) переход с более высокого уровня сложности на более низкий и при интеллектуальном росте наоборот от низкого уровня к высокому. При таком переходе учащийся имеет возможность понять логику изучаемого предмета.
Для меня эти задания явились не только средством управления умственной деятельностью учащихся, но и хорошими тестами для определения уровня их творческой активности
Такие задания могут быть использованы не только на уроках физики.
Реализация данного проекта позволила реализовать поставленные цели и задачи и способствовала достижению следующих результатов:
Интерес к предмету повышается, учащиеся с интересом посещают дополнительные занятия, участвуют в олимпиада и практических конференциях естественно-научного цикла и демонстрируют хорошие результаты.
Исходя из результатов рефлексии, предложенной учащимися до проекта и после
Рефлексия:
Насколько вы удовлетворены своей учебной деятельностью на уроках физики .
полностью удовлетворен
недостаточно удовлетворен
неудовлетворен
Получены следующие результаты:
до
1)
2)
3)
60%
25%
15%
После
1)
2)
3)
75%
17%
8%
Литература
Махмутов М. И. Проблемное обучение -М.: Педагогика, 1975г.
Психология: Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.:Политиздат,1990.
Сиденко А.С. Что такое современное мышление.// Физика в школе,№5 1991.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – ММ.:Педагогика,1999.
Философский энциклопедический словарь.-М.:Сов. Энцикл.,1983.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.-М.:Педагогическое общество России.
Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах М.: Харвест, 1990.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.:Центр “Педагогический поиск”
Голин Г.М. Использование метода гипотезы в обучении физике.// Физика в школе №6 1991г.
Буров В.А., Зворыкин Б.С., Покровский А.А, Румянцев И.М. Демонстрационный эксперимент по физике. Издательство “Просвещение” Москва 1988г.
Козел Сборник задач по физике. Москва “Просвещение” 1996г.
Блудов «Беседы по физике»
В.А Сластенин «Педагогика» Издательство «Школьная-пресса» 2002
Пункты А и В находятся в нескольких километрах друг от друга на берегу реки. Как с большей экономией сил и времени добраться на лодке из пункта А в пункт В и обратно?
Пункты А и В находятся в нескольких километрах друг от друга на брегу реки. Как с большей экономией сил и времени добраться на лодке из пункта А в пункт В и обратно?
а) выясните особенности движения лодки вниз и вверх по реке;
Пункты А и В находятся в нескольких километрах друг от друга на брегу реки. Как с большей экономией сил и времени добраться на лодке из пункта А в пункт В и обратно?
а) выясните особенности движения лодки вниз и вверх по реке;
б) учтите различную скорость движения воды посредине реки и у берега
в) примите во внимание классический закон сложения скоростей
Проблемная ситуация
Мысленный поиск. Включающий в себя интуицию, установление логической связи известного с искомым
Выход из проблемной ситуации на том или ином этапе
Проверка непротиворечивости решения проблемы
Приобретение нового знания
Анализ поступающей информации или доз помощи»
Интуитивно-эвристическое задание
Конструктивно-логическое задание большей или меньшей степени трудности
Задание, требующее лишь простого переноса знаний
Дополнительная порция информации или доза помощи
В старинном цирковом номере атлету, лежащему на ковре, устанавливали на грудь наковальню. После этого его ассистент принимался бить по наковальне молотком. При этом атлет легко переносил эти удары, которые зрителям казались очень опасными. Объясните физическую сущность такого номера.
а) выявите физические закономерности, которые имеют здесь место;
б) подумайте, какое присуще всем телам свойство и какой удар использован в данном номере;
в) установите какой закон здесь работает;
15