Урок по технологии на тему Узелковый батик (5 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Города Костромы Гимназия №1
Открытый урок по предмету «Технология»
Для 5 классов
Мастер – класс технология росписи на тему:
«Узелковый батик»
Составил:
учитель технологии
Хлябинова Юлия Андреевна
Кострома 2015
Цель урока:
Познакомить учащихся с техникой узелкового батика.
Задачи урока
Образовательная знакомство с историей узелкового батика;
показать детям технологию окрашивания ткани;
помочь в усвоении и применении данной методики в собственном творчестве.
расширить запас знаний о многообразии цветовых оттенков.
Воспитательная развивать в детях чувство красоты, художественный вкус, творчество;
обеспечивать эмоциональное благополучие;
укреплять психическое здоровье.
Развивающая развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление через практическую деятельность, эстетический вкус, внимание.
Тип урока: интегрированный.
Метод обучения: визуальный.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная
групповая
индивидуальная (самостоятельная)
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
Компьютер, мультимедийный проектор
Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Технологические карты для каждой группы
Необходимый материал: ткань, утюг, специальные краски, хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины
Ход урока
1. Организационный момент.
- приветствие класса;
- проверка готовности к уроку;
- организация рабочего места (класс разделен на группы).
Введение в тему урока.
Сегодня мы познакомимся с новой техникой батик. Узнаем что такое батик? Виды батика? Какие нам понадобятся инструменты? (слайд 2)
Новый материал
Немного из истории батика. Batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово "ba" — означает хлопчатобумажная ткань, а "-tik" — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Батик - один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик. (слайд 3)
На сегодняшний день существует 3 вида батика горячий, холодный и узелковый. Они отличаются способом резервирования ткани. (слайд4)
Как вы считайте какое изделие можно сделать в этой технике? Либо оформить?
Если мы изучим основные приемы узелкового батика можно изготовить красивый шейный платок, либо оформить рисунок на одежде, или сделать красивое панно.
Сегодня мы только поэкспериментируем, изучим некоторые приемы узелкового батика. (слайд5)
Практическая работа
Для начала мы должны подготовить материалы и инструменты: (слайд6)
ткань;
специальные краски;
хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины. Веревки и шнуры нужны не только для того, чтобы зафиксировать сложенную ткань, они сами образуют узор из тонких или широких полос.
Многие приемы узелкового крашения требуют складывания ткани. Для того чтобы лучше зафиксировать складки, вам понадобится утюг. Кроме того, вам пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.
Для выполнения изделия в технике батик можно использовать следующие виды тканей: хлопок; лен, атлас, крепдешин, шифон, шелк. Основные приемы лучше отрабатывать на хлопчатобумажной ткани. Для крашения можно использовать анилиновые красители или специальные краски для батика (слайд7)
Технология выполнения узелкового батика: (слайд8)
подготовка ткани к крашению;
подготовка краски;
крашение;
сушка изделия.
подготовка ткани к крашению (слайд9)
- завязывание узелков; (слайд10)
- составление узоров; (слайд11)
- складывание; (слайд12, 13, 14)
- прошивание. (слайд15, 16,17)
2. подготовка краски (слайд 18)
Если краска сухая разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в емкость для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне. Запомните, если вы окрашиваете ткань в разные цвета, то начинают с светлого и заканчивают темным цветом.
3.крашение (слайд 19)
Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.
Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.
Можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.
4.Сушка изделия
Высушенные работы проглаживаются горячим утюгом с двух сторон.
5.Итог урока. Рефлексия.
Выставка и анализ работ
- что вы сегодня успели сделать?
-Чей батик вам больше понравился?
Обобщение темы урока
Что нового узнали на уроке?
С какой росписью вы познакомились?
Источники литературы:
А.А.Ярыгина Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий по разделу «Художественная роспись ткани» / - Волгоград: Учитель, 2006.- 78с.
Ю.С.Сараева Роспись по ткани. Серия «Рукодельница». Ростов на Дону: «феникс», 2000.- 160с.
batikdesign.narod.ru