Занятие по Здоровому образу жизни.
Конспект занятия
«Кожа человека и уход за ней»
Цель занятия: ознакомить со строением и значением кожи.
Задачи:
Образовательные:
сформировать понятие о строении кожи ;
познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний;
научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях;
сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей;
Развивающие:
развивать память, словесно-логическое мышление
развивать способности сравнивать и анализировать;
продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом;
активизировать познавательный интерес воспитанников;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
воспитывать культуру здорового образа жизни;
воспитание чувство уважения к окружающим.
Оборудование: интерактивная доска, интерактивное учебное пособие «Наглядная биология. Человек. Строение тела человека», компьютеры, таблица «Строение кожи».
Название этапа занятия
Деятельность учителя и учащихся
1.Организационный.
Цель: подготовка обучающихся к работе на занятии; создание эмоционального настроя.
(упражнение для снятия напряжения мышц лица
«Улыбка»).
Приветствие:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь… Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка. Вам приятно и спокойно.
Вы готовы к началу занятий? Тогда я начинаю.
2.Актуализация знаний для изучения нового материала.
Цель: мотивация детей на деятельность.
Методы: видеометод, проблемный Но прежде чем определить тему нашего занятия, давайте с вами посмотрим видеоролик «Как долго выглядеть молодо?!»
Как вы считаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии? (Ответы…)Правильно, о коже человека и правилах ухода за ней.
3.Изучение нового материала.
Цель: дать представление о строении кожного покрова, его роли в жизни человека;способствовать формированию навыков и привычек ухода за кожей, ее защиты.
Методы: словесный (беседа), проблемный, объяснительно-иллюстративный,
информационно-репродуктивный
Эксперимент.
«Травмы и заболевания кожи»
Цель: познакомить учащихся с травмами и самыми распространенными заболеваниями кожи.
Метод: проблемно-поисковый, видеометод.
«Уход за кожей лица»
Цель: познакомить учащихся с понятием кожа лица, сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей.
Метод: словесный (мини-лекция), видеометод4.Закрепление учебного материала.
Цель:
обеспечить в ходе закрепления повышение уровня изученного материала, глубины его понимания;
развитие логического мышления у воспитанников, умения подбирать аргументы.
Метод: учебная дискуссия, коммуникативный.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Цель: подведение итогов занятия, формулирование детьми вывода.
Метод: беседа
Цель: закрепление мотивации детей на здоровый образ жизни
Мы живем во Вселенной. Наша планета Земля покрыта оболочкой, которая защищает ее от проникновения метеоритов, перегрева, переохлаждения и т.д. Наше тело тоже со всех сторон покрыто особой оболочкой. Это кожа. Вам хотелось бы знать, для чего она необходима всем нам?
- Сначала давайте познакомимся с ее строением. Посмотрите внимательно на свою кожу. Что вы видите? Ровная она или нет? Есть ли на ней какие-либо образования? Потрогайте, толстая она или тонкая? Твердая или мягкая?
- Кожа гладкая, с волосками, мягкая и тонкая.
- Наша кожа состоит из трех слоев (педагог обращается к таблице «Строение кожи»). Самый верхний слой – тонкий, но очень прочный. Он не дает пробраться внутрь микробам. Он защищает кожу от повреждений. Но частички верхнего слоя постоянно слущиваются. Чтобы удалить эти отмершие частички кожи, необходимо тщательно мыть кожу: раз в неделю с мочалкой и мылом.
Еще в коже образуется пот и сало, которые выходят на поверхность. Рядом с волосками есть отверстия сальных желез ( таблица «Строение кожи»)
Как вы думаете, ребята, какое имеет значение выделение пота и сала?
- С потом выходят ненужные вещества, сало защищает кожу.
- Правильно, с потом выходят из организма вода и ненужные вещества. Сало предохраняет кожу от шелушения и образования трещинок. Это своего рода природный крем, который вырабатывает сама кожа.
Ребята, а что происходит, когда вам жарко?
- Выделяется пот.
-Правильно. А для чего это нужно?
- Чтобы тело охладилось.
- Молодцы, вы все правильно сказали. Пот выделяется для охлаждения нашего тела. А как реагирует кожа на холод? Что происходит, когда вы замерзаете?
- Появляется «гусиная кожа».
- Мышцы начинают дрожать и на коже появляются пупырышки. Так кожа борется с холодом. А еще в самом нижнем слое кожи есть жир. Он тоже предохраняет от холода и замерзания.
А теперь давайте проведем эксперимент. Нужен самый честный ученик.
(Один из воспитанников выходит, закрывает глаза, уши. Другой подходит тихо к нему и прикасается к руке. Уходит и садится на место. Ребенок по команде педагога открывает глаза и уши).
Что ты сейчас почувствовал? Что помогло тебе это определить?
- Прикосновение. Кожа.
- Кожа помогает нам определить (ощутить) прикосновение. Особенно чувствительны кончики пальцев. Не зря мы ощупываем кончиками пальцев какой-либо предмет, чтобы получить о нем информацию.
Давайте попробуем сравнить чувствительность кожи на разных участках. Теперь нужен самый внимательный ученик.
(Выходит другой воспитанник и отворачивается. Педагог берет ручку и катает по спине ученика).
Ощущаешь ли ты прикосновение? Можешь ли точно сказать, какой это предмет? Каких размеров, какой формы?
- Небольшой длинный предмет.
- На спине кожа воспринимает ощущения, но не так хорошо.
(Воспитанник закрывает глаза, педагог дает ему в руки тот же предмет, он его исследует кончиками пальцев).
Теперь ты можешь сказать, какой это предмет? Какой формы, какого размера? (Воспитанник называет дополнительную информацию).
Вот мы и убедились, что кончики пальцев куда более чувствительны, чем другие части тела. А теперь продолжим наш эксперимент Нам нужен самый чувствительный ученик.
(Педагог показывает воспитаннику два одинаковых стакана с чистой водой, но в одном вода холодная, а в другом горячая).
Посмотри на эти два стакана. Можешь ли ты увидеть различия? А теперь потрогай рукой. Что чувствуешь?
- Вода холодная и горячая.
- Правильно. Значит, с помощью кожи мы можем ощущать тепло и холод.
А теперь вызовем самого смелого ученика.
(Педагог слегка укалывает палец ученика).
Что ты почувствовал?
-Боль.
- Кожа помогает ощутить боль и тем самым предотвратить повреждения. Ведь если нам больно, мы отдергиваем руку.
Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган – кожа! Давайте сделаем вывод о свойствах кожи.
Она:
1. Защищает.
2. Предохраняет от жары и холода.
3. Позволяет ощущать прикосновения, боль, тепло, холод.
4. Выводит ненужные телу вещества (вместе с потом).
Мы убедились, что кожа – удивительный орган, который может многое. Но так ли она устойчива и невредима, как это может показаться на первый взгляд?
Давайте рассмотрим картинки. Что вы можете сказать о состоянии людей, изображенных на них?
- Один загорает, другой замерз.
- Если человеку жарко долгое время, то его тело перегревается. На солнце кожа получает ожоги. А если, наоборот, долго мерзнет – тело переохлаждается. И то, и другое может привести к болезням. Давайте послушаем, как правильно себя вести при перегреве и переохлаждении (Рассказ «Как избежать перегрева и переохлаждения»).
Порезы, ушибы, ожоги – никто из нас от них не застрахован. Все это небезопасно. И, прежде всего, страдает кожа. Что же делать?
Давайте рассмотрим плакаты, где показано, как оказать первую помощь в таких случаях.
(Посмотрев, дети рассказывают, что нужно делать).
Для того, чтобы кожа была здоровой, за ней необходимо правильно ухаживать. Давайте вместе попробуем составить правила ухода за кожей (записывают правила на доске).
1. Умываться, мыть руки с мылом.
2. Каждый день принимать душ, раз в неделю мыть тело мочалкой.
3. Своевременно обрабатывать порезы, ожоги, ушибы.
4. Не допускать перегрева или переохлаждения кожи.
5. Носить чистую, удобную одежду. Одеваться по погоде.
« Какие проблемы могут возникнуть с кожей и как их можно решить ?»
Педагог предлагает воспитанникам самостоятельную работу по 3-м направлениям (работа в группах с использованием Интернета)
1группа: грибковые и паразитарные заболевания;
2группа: ожоги;
3группа: обморожения.
Делаются краткие сообщения о травмах кожи. Видеофильм «Оказании первой доврачебной помощи при ожогах и обморожениях».
А что такое кожа лица? Это открытый участок кожи человека и забота о нем - одно из главных стремлений в жизни каждой женщины, благодаря которому она старается выглядеть привлекательнее и моложе. Одним из основных условий сохранения молодости и привлекательности является грамотный и ежедневный уход за лицом. Чтобы подобрать оптимальный уход за вашей кожей, прежде всего, необходимо определить свой тип кожи лица. Поскольку кожа лица каждого из нас индивидуальна, то успех ухода за ней зависит от того, правильно ли подобраны соответствующие кремы и косметические средства. Кремы и косметические средства призваны продлевать молодость клеток, устранять проблемы и дефекты, связанные с возрастом, типом кожи и сезонными изменениями. Они должны стимулировать работу кожи, чтобы она раскрыла свои возможности и стала такой, как задумала природа.
Смотрим и анализируем видеофильм «Советы косметолога. Уход за кожей лица».
Каждой группе дается крылатое выражение. Необходимо, используя полученные знания, подобрать аргументы:
1-ой группе: «Красота требует жертв»;
2-ой группе: «Красота требует жертв?».
Две группы учащихся обсуждают известное изречение и высказывают свое мнение. Третья группа внимательно слушает и подводит итог, чья группа была более убедительна.
Ребята, сегодня вы узнали много нового о коже, как она устроена и какое имеет значение для человека. А главное – как ее сохранить здоровой. Ведь здоровье кожи – это здоровье всего тела.
Попробуйте дома тщательно изучить свою кожу, и, может быть, вы откроете еще что-то новое о коже, о чем мы с вами сегодня не поговорили.
К следующему занятию предлагаю вам найти в разных источниках информации материал для рублики «Интересные факты о коже человека».
Словесная рефлексия.
- Ребята, а вам было интересно на занятии?
-А когда было особенно интересно?
- А где могут пригодиться знания, которые вы сегодня получили?
- Что было самым главным на занятии?
- Как вы считаете, что нам удалось на занятии? А что нет? Почему?
- Какие можете сделать выводы?
Притча.
- Закончить наше занятие мне хочется притчей:- У одного знаменитого мастера было много учеников. И не было вопроса, на который он не мог бы дать мудрый ответ. Вот однажды один из учеников решил испытать его. Он поймал на лугу самую красивую бабочку, зажал её между ладонями и спросил учителя: «Какая бабочка у меня в руках живая или мёртвая?» Учитель не оборачиваясь, ответил: « Всё в твоих руках». И я хочу вам сказать, что всё в ваших руках:здоровая кожа может только быть у здорового человека.
Спасибо всем за работу. Желаю вам творческих успехов!!!
Список литературы:
Биология. Человек - Учебник для 8класса - Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. – 2013.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья.. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
Конспект подготовила
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Даньшина Т.Д.