Рабочая программа по изобразительному искусству ОС Школа 2100… для 2 класса.

Рассмотрено на заседании школьного
(указывается тип методического объединения –
школьного, районного, городского) методического объединения
учителей
Протокол № 1
« 27 » августа 2014г.
Составлена на основе рекомендованной государственной программы и требований к минимуму содержания


Принято на заседании
Педагогического Совета Учреждения
« 29 » августа 2014г.



Утверждено: приказ №
от « 29 » августа 2014г.
Директор МБОУ «СОШ № 9»
______________Т.И.Кузнецова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству

во 2 в классе.



Составитель: Мерзлякова И. А.
Ф.И.О. , должность
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»____________
место работы


Рецензент: Никольских О. Д.
Ф.И.О., должность
Руководитель ШМО нач. классов
МБОУ «СОШ № 9»____________
место работы







2014 – 2015 учебный год
I. Пояснительная записка

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе программы по «Изобразительному искусству» О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская..
Программа обеспечена: Учебником Изобразительное искусство «Разноцветный мир» ОС «Школа 2100» О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская, М. : Баласс, 2013г.
Рабочей тетрадью к учебнику «Изобразительное искусство» (Разноцветный мир) ОС «Школа 2100» О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская, М. : Баласс, 2014г.
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство является модифицированной.
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так- же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобрази- тельного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.


II. Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебника помещены основные понятия, которые были изучены в предыдущих классах.
В каждом учебнике даётся блок (информация и практическая работа), связанный с историей искусства от древнейших времён (1-й кл.), через Древний Египет (2-й кл.), эпоху Средневековья (3-й кл.), к современности (4-й кл.).
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов.
Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.



















III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Изобразительное искусство

Класс
Количество
часов в неделю
Количество учебных недель
Всего часов за год
Экскурсии
Практические занятия


1

1

33

33




2

1

34

34




3

1

34

34




4

1

34

34



В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается во 2 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.






















IV. Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

V. Личностные, метапредметные и предметные
результаты изучения курса ИЗО в начальной школе

Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);
понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;
учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
рисования цветными карандашами;
рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
аппликации;
гравюры;
построения растительного орнамента с использованием раз- личных видов его композиции;
различных приёмов работы акварельными красками;
работы гуашевыми красками.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (городецкая роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
6. Иметь представление об искусстве Древнего Египта.
Порядок выполнения коллективной работы
1. Перед началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления композиции. Принимается решение, какую часть работы будет выполнять каждый ученик.
2. Ребёнок самостоятельно рисует и вырезает одну из деталей общей композиции.
3. Учитель заранее подготавливает фон, чтобы не тратить на это время урока.
4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена, все её фрагменты приклеиваются к листу.
5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).






































VI. Содержание учебного предмета

2-й класс (34 ч)
Занятие 1 (1 ч), стр. 4–7 учебника. Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике. Выполнение заданий в учебнике.
Занятие 2 (1 ч), стр. 8–9 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради. Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия.
Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике.
Занятия 3–4 (2 ч), стр. 10–11 учебника, стр. 4–5 рабочей тетради. Продолжение изучения техники аппликации на примере работ
А. Матисса. Понятие о силуэте.
Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради. Коллективная работа «Цветочный луг».
Занятия 5–6 (2 ч), стр. 12–13 и 46–47 учебника, стр. 6–9 рабочей тетради. Музей и картинной галерея. Изучение истории Третьяковской галереи.
Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний.
Значение рамы при экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для фотографии. Коллективная композиция «Портрет класса».
Занятия 7–9 (3 ч), стр. 14–17 учебника, стр. 10–13 рабочей тетради. Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных (стр. 10–11 рабочей тетради).
Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике.
Выполнение иллюстрации и к любой басне И.А. Крылова (стр. 12–13 рабочей тетради).
Занятия 10–11 (2 ч), стр. 18–19 учебника, стр. 14–15 рабочей тетради. Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры.
Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика).
Занятие 12 (1 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 18–19 рабочей тетради. Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме.
Занятия 13–14 (2 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 16–17 рабочей тетради. Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки.
Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).
Занятия 15–16 (2 ч), стр. 24–25, 48–49 и 60–61 учебника, стр. 24–27 рабочей тетради. Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 48–49 учебника).
Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем (стр. 60 учебника). Выполнение заданий в учебнике (стр. 24–25) и в рабочей тетради (стр. 18–19).
Занятия 17–18 (2 ч), стр. 26–27 и 61 учебника, стр. 20–21 рабочей тетради. Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного.
Выполнение композиции «Мой пушистый друг» (стр. 20–21 рабочей тетради). Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мой пушистый друг»
Занятия 19–21 (3 ч), стр. 28–31 учебника и стр. 32–35 рабочей тетради. Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, ком- позиция). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 28–29) и в рабочей тетради (стр. 32–33).
Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 30–31) и в рабочей тетради (стр. 34–35). Коллективное панно «Лоскутное одеяло» (стр. 34–35 рабочей тетради).
Занятия 22–23 (2 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 26–29 рабочей тетради. Народные промыслы России. Городецкая роспись.
Выполнение в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 26–27) и в учебнике. Выполнение задания «Расписная тарелка».
Занятия 24–26 (2–3 ч), стр. 34–37 и 52–53 учебника, стр. 36–37 и 42–43 рабочей тетради. Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 52–53 учебника). Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 36–37) и в учебнике (стр. 34–36).
Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели. Выполнение пейзажа «Весна пришла» (стр. 42–43 рабочей тетради).
Занятие 27 (1 ч), стр. 38–39 и 50– 51 учебника. Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике. Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением. Можно поставить в классе букет цветов и предложить детям передать акварельными красками с натуры колорит этого букета. По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) написать с натуры небольшой букет цветов в выбранном ребёнком колорите.
Занятие 28 (1 ч), стр. 38–39 и 54–55 учебника. Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ И. Владимирова и З. Серебряковой. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.
По желанию детей можно в течение урока предложить учащимся нарисовать сюжетную картинку о каком-то происшествии или событии в классе или в семье. Это задание также может быть выполнено в группах продлённого дня или дома.
Занятия 29–30 (2 ч), стр. 42–43 и 56–57 учебника, стр. 46–47 рабочей тетради. Получение представления об искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа (стр. 46–47 рабочей тетради).
Коллективная работа «Египетские письмена».
Занятия 31–34 (4 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить задания (открытки или панно) к праздникам, данные на стр. 22–25, 30–31, 38–39 рабочей тетради.
VII. Учебная программа

Сроки изучения учебного материала (по неделям)
Раздел, тема, урок
Практические, контрольные работы и другие виды контроля

Формирование УУД,
(предметные, метапредметные, личностные).




Предметные
Метапредметные и личностные (УУД)

1
2
3
4

1 неделя
Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика.
Знать о видах изобразительной деятельности и их особенностях, условные знаки в учебнике
Уметь пользоваться учебником и рабочей тетрадью
Личностные:
- формирование ценностных ориентиров в области ИЗО;
- уважительное отношение к творчеству как своему, так и др.людей;
- самостоятельный поиск решений различных изобразительных задач;
- овладение различными приемами и техниками изобразительной деятельности;
- приобретение навыков самостоятельной и групповой работы.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Регулятивные:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Коммуникативные:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

2 неделя
Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов.
Знать основные приёмы работы цветными карандашами;
свойств тёплых и холодных цветов;
о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике
Уметь применять приемы работы цветными карандашами на практике


3-4 неделя
Аппликация.
Знать технику аппликации и её особенности; основные правила выполнения коллективной работы
Уметь анализировать выполненные в технике аппликация работы А. Матисса и их эмоциональное воздействие на зрителя;
использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета.


5-6 неделя
Музей искусств.
Третьяковская галерея. Обрамление картины.
Знать о музее и картинной галерее; историю Третьяковской галереи; значение рамы в оформлении живописного произведения.


7-9 неделя
Иллюстрация. Композиция иллюстрации. Эскиз к композиции. Изучаем работу мастера. Развиваем наблюдательность: наброски.
Знать о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении иллюстраций; что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней
Уметь анализировать иллюстрации В. Лебедева к книжке «Охота»; определить характерные детали животного и нарисовать его по представлению или с использованием набросков.


10-11 неделя
Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.
Знать что такое гравюра о технике выполнения ксилографии.
Уметь по схеме выполнить черно-белую иллюстрацию


12 неделя
Для любознательных.
Русский лубок и его выразительные средства.
Знать что такое русский лубок
Уметь определять разновидности лубочных картин


13-14 неделя
Рисунок. Штриховка.
Знать понятия об объеме и форме предметов и о том, как их передать на бумаге с помощью штриховки; о светотени, её градации
Уметь пользоваться рамкой-видоискателем; различать светотень на различных предметах.


15 неделя
Натюрморт.
Твоя мастерская: рисование с натуры.
Знать о жанре натюрморта.
Уметь рисовать с натуры простым карандашом, стараясь передать светотень на предметах, несложный натюрморт.


16 неделя
Новогодняя открытка
Знать правила оформления поздравительной открытки
Уметь работать в жанре аппликация


17 неделя
Натюрморт.
Твоя мастерская: рисование с натуры.
Знать о жанре натюрморта.
Уметь рисовать с натуры простым карандашом, стараясь передать светотень на предметах, несложный натюрморт.


18-19 неделя
Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца.
Знать о важности зарисовок с натуры.
Уметь анализировать натурные рисунки; сделать несколько подготовительных зарисовок своего любимца с натуры; продумать композицию своей работы и выполнить задание «Мой пушистый друг»


20-22 неделя
Растительный орнамент.
Как получаются разные орнаменты?



Знать об искусстве орнамента; понятие о растительном орнаменте; что такое элемент орнамента
Уметь создавать из реальных растений элементы растительного орнамента; моделировать различные растительные и геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях; различать простые типы композиции орнамента и их создавать.


23-24 неделя
Народные промыслы России. Городецкая роспись.
Знать особенности городецкой росписи
Уметь отличать городецкую роспись; выполнять элементы городецкой росписи; создавать из элементов городецкой росписи композицию


25-27 неделя
Весенние впечатления.
Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж.
Знать понятие о пейзаже; технику акварели (заливка и набрызг).
Уметь писать пейзажи


28 неделя
Колорит – душа живописи.
Знать понятие о колорите и некоторых его
Уметь написать натюрморт с цветами (в технике по-сырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите


29 неделя
Бытовая живопись.
Знать о бытовой живописи.
Уметь рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий.


30-31 неделя
Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф.
Знать историю мирового искусства; искусство Древнего Египта.
Уметь рисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа


32-34 неделя
Проекты
Знать все техники, изученные за год
Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам


ИТОГО
34 часа





















Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
по изобразительному искусству

Наименования объектов и средств материально-технического
обеспечения
Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Учебно-методические комплекты к программе по изобразительному
искусству, выбранной в качестве основной для проведения уроков
изобразительного искусства (программы, учебники, рабочие тетради,
тетради на печатной основе и др.)
Методические пособия для учителя.
Методические журналы по искусству. Учебно-наглядные пособия.
Справочные пособия, энциклопедии по искусству. Альбомы по искусству.
Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного
искусства и архитектуры. Научно-популярная литература по искусству.
Библиотечный фонд комплектуется на
основе федерального перечня
учебников, рекомендованных
(допущенных) Минобрнауки РФ




Печатные пособия


Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-
прикладному искусству.



Информационно-коммуникативные средства



Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы,
соответствующие содержанию обучения, обучающие программы
по предмету.







Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, карт.
Экспозиционный экран.
Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
Мультимедийный проектор, ноутбук.





Модели и натуральный фонд



Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.)



Экранно-звуковые пособия


Слайды, соответствующие тематике программ по изобразительному искусству.


Учебно-практическое оборудование класса


Ученические столы (двухместные) с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Держатели для схем (магниты), карт. Краски акварельные, гуашевые.
Бумага альбомная, цветная, А3, А4. Фломастеры, восковые мелки.
Кисти, ёмкость для воды. Пластилин, клей, ножницы.










Список литературы


Программа
Учебник
Учебные пособия для учащихся
Методическое пособие для учителя

Авторская учебная программа «Художественный труд и искусство» О.А.Куревиной, 2011.
Куревина, О.А. Прекрасное рядом с тобой. 2 класс. – М.: Баласс, 2013.
Куревина, О.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 2 класса. – М.: Баласс, 2014.
Куревина, О.А. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Прекрасное рядом с тобой». 2 класс. – М.: Баласс, 2014.












15