Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс, ОС Школа 2100
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
4 класс
(34 часа из расчета 1 час в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК (Образовательная система «Школа 2100») для 4-го класса:
учебником «Изобразительное искусство (Разноцветный мир)» (авторы Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.),
«Рабочей тетрадью к учебнику «Изобразительное искусство (Разноцветный мир)» (авторы Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.),
методическими рекомендациями для учителя (авторы Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.).
Предмет «Изобразительное искусство» играет очень важную роль в процессе развития и воспитания личности, так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру. Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 4-ом классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Общая характеристика учебного предмета
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование художественного вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Основные цели курса:
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Контроль образовательных результатов
Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.
Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий.
В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса изобразительного искусства
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
4-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник-дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;
уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
рисовать цветными карандашами с переходами цвета и пере- дачей формы предметов;
рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
графика (иллюстрация);
народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Порядок выполнения коллективной работы
1. Перед началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления композиции. Принимается решение, какую часть работы будет выполнять каждый ученик.
2. Ребёнок самостоятельно рисует и вырезает одну из деталей общей композиции.
3. Учитель заранее подготавливает фон, чтобы не тратить на это время урока.
4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена, все её фрагменты приклеиваются к листу.
5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).
Содержание учебного предмета
4-й класс (34 ч)
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства (4 ч).
Рождение монументальной живописи.
Фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.
Мозаика и витраж.
Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ.
Монументальная скульптура. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.
Дизайн и фотография (1 ч). Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.
Осенние пейзажи И. Левитана (1 ч). Работа акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению.
Объем и форма предмета. Светотень. (3 ч). Как передать объём предмета, работая цветными карандашами. Светотень как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки.
Композиция (4 ч). Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой.
Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна.
Зарисовки животных (2 ч). Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации.
Техника отмывки и гризайли (1 ч).
Народные промыслы (1 ч). Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.
Перспектива (2 ч). Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе.
Великая Отечественная война в живописи (2 ч). Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Разработка макета альбома Славы.
Пропорции человеческой фигуры (4 ч). Понятие о модуле. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Созд
·ание с помощью пропорций образа сказочного героя.
Китайский рисунок кистью (1 ч).
Русский народный театр (4 ч). Подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
Эрмитаж (2 ч). Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
Проекты (2 ч).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков изобразительного искусства в 4-м классе по учебнику «Разноцветный мир»
(34 часа из расчета 1 час в неделю)
__________
Н* - необходимый уровень.
П* - программный уровень.
п/п
Название темы
Всего
часов
Требования к результатам обучения по темам
Форма контроля
Раздел I.
Учимся видеть и говорить на языке искусства (34 ч).
1.1
Монументально - декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж.
2
Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства (Н).
Рассказывать о происхождении монументальной живописи (Н).
Называть особенности фресковой живописи (Н).
Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике (П). Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв (П).
Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж (Н).
1.2
Русская икона. Звенигородская находка.
1
Рассказывать об истории иконы на Руси (Н).
Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым (Н).
1.3
Монументальная скульптура.
1
Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры (Н).
Изучить памятники героям Великой Отечественной войны.
Прослушать песню «Вставай, страна огромная» и эмоционально связать памятники с музыкой (П).
1.4
Новые виды искусств: дизайн и фотография.
1
Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров.
Иметь представление о различных видах фотографии (Н).
Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства (П).
1.5
На пути к мастерству.
Родная природа. Поэт пейзажа.
Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).
1
Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана (Н).
Проанализировать его картины об осени (Н).
Подобрать к ним подходящие стихи (П).
Написать осенний пейзаж по воображению или с натуры (П).
1.6
Передача светотени цветными карандашами. Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»).
1
Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей (Н).
Использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма (П).
1.7
Градации светотени.
Рефлекс. Падающая тень.
Конструкция предмета.
2
Определять, откуда на постановку падает свет (Н) и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень.
Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень (П).
Называть, где на предмете самое светлое место, а где – самое тёмное (Н).
Иметь понятие о конструкции предмета (П).
1.8
Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.
2
Составлять и использовать для создания композиции опорную схему (П).
Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы (Н).
Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу (П).
1.9
Зарисовки животных.
От зарисовок к иллюстрации.
2
Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ (Н).
Выполнить работу «Твой пушистый друг».
Выполнить коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными (П).
1.10
Композиция и её основные законы.
2
Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции (Н) и их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции.
1.11
Отмывка. Гризайль.
1
Самостоятельно изучить материалы (П) и выполнить творческие задания учебника и рабочей тетради (П).
1.12
Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.
1
Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву (Н).
1.13
Линейная перспектива.
2
Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта (Н).
Называть, что такое точка схода (Н).
Уметь делать простые построения перспективы (Н).
Находить точку схода в произведениях известных художников (П).
Иметь представление о воздушной перспективе (П).
1.14
Фигура человека. Пропорции.
4
Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле (Н).
Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников) (П).
Выполнить коллективную работу «Быстрее, выше, сильнее (П).
Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев.
Выполнить коллективную работу «Сказочный мир».
1.15
Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»).
2
Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе, приведенные на страницах учебника (Н).
Выполнить коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц.
1.16
Китайский рисунок кистью.
1
Самостоятельно изучить тему (П).
1.17
Родная история и искусство – русский народный театр.
4
Самостоятельно изучить тему (П).
Выполнить коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
1.18
Эрмитаж.
2
Знать историю основания Эрмитажа (Н).
Рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (П).
1.19
Проекты.
2
Открытки или панно к праздникам.
Дизайнерские проекты (настенный календарь, декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента).
Шрифтовая композиция.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков изобразительного искусства в 4-м классе по учебнику «Разноцветный мир»
(34 часа из расчета 1 час в неделю)
Тема
(раздел)
программы
№ урока
Дата прове-дения урока
Фактическая дата прове-дения урока
Программное содержание
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные и личностные (УДД)
Раздел I.
Учимся видеть и говорить на языке искусства (34 ч).
1
Монументально - декоративное искусство. Рождение монументальной живописи.
Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства (Н).
Рассказывать о происхождении монументальной живописи (Н).
Называть особенности фресковой живописи (Н).
Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике (П). Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв (П).
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства (донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
2
Монументально - декоративное искусство. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж.
3
Русская икона. Звенигородская находка.
Рассказывать об истории иконы на Руси (Н).
Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым (Н).
4
Монументальная скульптура.
Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры (Н).
Изучить памятники героям Великой Отечественной войны.
Прослушать песню «Вставай, страна огромная» и эмоционально связать памятники с музыкой (П).
5
Новые виды искусств: дизайн и фотография.
Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров.
Иметь представление о различных видах фотографии (Н).
Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства (П).
6
На пути к мастерству.
Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).
Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана (Н).
Проанализировать его картины об осени (Н).
Подобрать к ним подходящие стихи (П).
Написать осенний пейзаж по воображению или с натуры (П).
7
Передача светотени цветными карандашами. Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»).
Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей (Н).
Использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма (П).
8
Градации светотени.
Рефлекс. Падающая тень.
Конструкция предмета.
Определять, откуда на постановку падает свет (Н) и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень.
Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень (П).
Называть, где на предмете самое светлое место, а где – самое тёмное (Н).
Иметь понятие о конструкции предмета (П).
9
Градации светотени.
Рефлекс. Падающая тень.
Конструкция предмета.
10
Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.
Составлять и использовать для создания композиции опорную схему (П).
Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы (Н).
Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу (П).
11
Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.
12
Зарисовки животных.
От зарисовок к иллюстрации.
Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ (Н).
Выполнить работу «Твой пушистый друг».
Выполнить коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными (П).
13
Зарисовки животных.
От зарисовок к иллюстрации.
14
Композиция и её основные законы.
Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции (Н) и их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции.
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства (донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
15
Композиция и её основные законы.
16
Отмывка. Гризайль.
Самостоятельно изучить материалы (П) и выполнить творческие задания учебника и рабочей тетради (П).
17
Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.
Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву (Н).
18
Линейная перспектива.
Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта (Н).
Называть, что такое точка схода (Н).
Уметь делать простые построения перспективы (Н).
Находить точку схода в произведениях известных художников (П).
Иметь представление о воздушной перспективе (П).
19
Линейная перспектива.
20
Фигура человека. Пропорции.
Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле (Н).
Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников) (П).
Выполнить коллективную работу «Быстрее, выше, сильнее (П).
Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев.
Выполнить коллективную работу «Сказочный мир».
21
Фигура человека. Пропорции.
22
Фигура человека. Пропорции.
23
Фигура человека. Пропорции.
24
Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»).
Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе, приведенные на страницах учебника (Н).
Выполнить коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц.
25
Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»).
26
Китайский рисунок кистью.
Самостоятельно изучить тему (П).
27
Родная история и искусство – русский народный театр.
Самостоятельно изучить тему (П).
Выполнить коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
28
Родная история и искусство – русский народный театр.
29
Родная история и искусство – русский народный театр.
30
Родная история и искусство – русский народный театр.
31
Эрмитаж.
Знать историю основания Эрмитажа (Н).
Рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (П).
32
Эрмитаж.
33
Проекты.
Открытки или панно к праздникам.
Дизайнерские проекты (настенный календарь, декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента).
Шрифтовая композиция.
34
Проекты.
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Для учителя:
Презентации к урокам составителем программы выполнены в программе PowerPoint.
На уроках используются аудио записи в формате wave
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках изобразительного искуства, относятся:
DVD-плеер, телевизор;
компьютер и т.д.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
13 PAGE 143815
ИђЗаголовок 115