Рабочая программа по изобразительному искусству, 3 класс, ОС Школа 2100
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
3 класс
(34 часов из расчета 1 час в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК (Образовательная система «Школа 2100») для 3-го класса:
учебником «Изобразительное искусство (Разноцветный мир)» (авторы Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.),
«Рабочей тетрадью к учебнику «Изобразительное искусство (Разноцветный мир)» (авторы Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.),
методическими рекомендациями для учителя (авторы Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.).
Предмет «Изобразительное искусство» играет очень важную роль в процессе развития и воспитания личности, так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру. Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так- же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 3-ем классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Общая характеристика учебного предмета
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование художественного вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Основные цели курса:
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Контроль образовательных результатов
Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.
Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий.
В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса изобразительного искусства
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
3-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, бук- вица;
знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;
уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
рисования цветными карандашами;
рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
выполнения декоративного панно в технике аппликации;
выполнения декоративного панно из природных материалов;
выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
работой гуашевыми красками;
постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
Порядок выполнения коллективной работы
1. Перед началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления композиции. Принимается решение, какую часть работы будет выполнять каждый ученик.
2. Ребёнок самостоятельно рисует и вырезает одну из деталей общей композиции.
3. Учитель заранее подготавливает фон, чтобы не тратить на это время урока.
4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена, все её фрагменты приклеиваются к листу.
5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).
Содержание учебного предмета
3-й класс (34 ч)
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр) (4 ч).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Рисование животного в характерном для него движении.
Цвет (3 ч). Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.
Декоративное панно (3 ч). Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации. Выполнение декоративного панно с использованием природного материала.
Объем и форма (3ч). Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел
· (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради. Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.
Человек (3ч). Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике. Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради. Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».
Народные промыслы (2ч). Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи. Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью.
Орнамент (1 ч). Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звери ный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Техника работы с акварельными красками (1 ч). Совмещение нескольких техник при работе акварельными краска ми. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Иллюстрации И. Билибина (3 ч). Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий учебника и графического панно «Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Древнерусская книга (2ч). Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».
Театр (4ч). Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Русский музей (1 ч). Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём.
Проекты (2 ч). По желанию детей выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков изобразительного искусства в 3-м классе по учебнику «Разноцветный мир»
(34 часа из расчета 1 час в неделю)
__________
Н* - необходимый уровень.
П* - программный уровень.
п/п
Название темы
Всего
часов
Требования к результатам обучения по темам
Форма контроля
Раздел I.
Учимся видеть и говорить на языке искусства (34 ч).
1.1
Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.
2
Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают (Н).
Изучить натюрморт В. Хеды (Н).
Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме.
Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов (П).
На примере картин А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Научиться определять особенности зимнего колорита (Н).
1.2
Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры.
2
Иметь представление (Н) и рассказывать (П) об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи.
Нарисовать с натуры любое животное в движении, наиболее характерном для него (П).
1.3
Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг. Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон. Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера.
3
Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н).
Знать, что такое цветовой круг (Н). Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета (Н). Отработать приёмы штриховки цветными карандашами (Н).
1.4
Декоративное панно.
Твоя мастерская: панно из природного материала.
3
Иметь представление о декоративном панно (Н).
1.5
Тон, форма, светотень.
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.
3
Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н).
Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел (Н).
1.6
Люди и их лица. Приметы возраста.
Мимика.
3
Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции человеческого лица (Н) и уметь ими пользоваться (П).
Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения.
1.7
Народные промыслы: Золотая Хохлома.
2
Знать историю и особенности хохломской росписи (Н) и уметь отличать её от других народных промыслов (П).
Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров (Н).
Расписать тарелку или шкатулку в технике хохломской росписи (П).
1.8
Плетёные орнаменты.
Звериный стиль.
1
Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля (Н). Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов (Н).
1.9
Волшебство акварели.
Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка.
1
Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы.
Изучить технику отпечатка.
1.10
Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.
3
Иметь представление о творчестве И. Билибина (Н).
Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника (П).
1.11
Из истории искусства. Древнерусская книга.
Как украшали рукописные книги.
2
Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси (Н).
1.12
Для любознательных: художник и театр. Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце».
4
Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников (П).
Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе (П).
1.13
Учимся видеть. Русский музей.
1
Знать историю основания Русского музея в Петербурге (Н).
Уметь рассказывать о картинах Русского музея.
1.14
Проекты.
4
Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам (П).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков изобразительного искусства в 3-м классе по учебнику «Разноцветный мир»
(34 часа из расчета 1 час в неделю)
Тема
(раздел)
программы
№ урока
Дата прове-дения урока
Фактическая дата прове-дения урока
Программное содержание
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные и личностные (УДД)
Раздел I.
Учимся видеть и говорить на языке искусства (34 ч).
1
Жанры живописи. Натюрморт.
Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают (Н).
Изучить натюрморт В. Хеды (Н).
Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме.
Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов (П).
Научиться определять особенности зимнего колорита (Н).
Уметь выполнять задания в учебнике и в рабочей тетради.
Познавательные:
формируем умение на основе анализа рисунка или своей работы делать выводы;
формируем умение извлекать информацию из схематического рисунка
формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе.
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные:
формируем умение работать в паре или в малой группе;
формируем умение формулировать и выражать свои мысли на языке искусства;
формируем навыки коллективной работы.
Регулятивные:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения составлять план действий по схематическим рисункам и самостоятельно следовать этому плану.
Личностные:
формирование понимания некоторых закономерностей образования новых оттенков;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формируем умение выражать своё мнение и впечатление от увиденного;
формирование умения оценивать результаты своей работы.
2
Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.
3
Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи.
Иметь представление (Н) и рассказывать (П) об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи.
Нарисовать с натуры любое животное в движении, наиболее характерном для него (П).
Уметь выполнять задания в учебнике и в рабочей тетради.
4
Портрет. Бытовой и анималистический жанры.
5
Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг.
Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н).
Знать, что такое цветовой круг (Н). Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета (Н). Отработать приёмы штриховки цветными карандашами (Н).
Уметь выполнять задания в учебнике и в рабочей тетради.
Познавательные:
формируем умение на основе анализа рисунка или своей работы (схемы) делать выводы;
формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе.
формируем умение запоминать информацию с помощью схематических рисунков;
формируем умение группировать объекты по определённому признаку;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные:
формируем умение слушать и понимать других в процессе совместного составления плана работы;
формируем умение формулировать и выражать свои мысли на языке искусства
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
формируем навыки коллективной работы.
Регулятивные:
формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника / рабочей тетради;
формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.
Личностные:
формирование понимания некоторых закономерностей образования новых оттенков;
формирование творческого отношения к выполняемой работе;
формирование эстетического вкуса;
формирование эмоционального отношения к цвету;
формирование понимания значения сочетания различных цветов в живописи;
воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом.
6
Цветовая гамма. Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон.
7
Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера.
8
Декоративное панно.
Иметь представление о декоративном панно (Н).
Уметь выполнять задания в учебнике и в рабочей тетради.
9
Твоя мастерская: панно из природного материала.
10
Твоя мастерская: панно из природного материала.
11
Тон, форма, светотень.
Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н).
Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел (Н).
Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры.
Уметь выполнять задания в учебнике и в рабочей тетради.
12
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.
13
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.
14
Люди и их лица.
Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции человеческого лица (Н) и уметь ими пользоваться (П).
Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения.
Уметь выполнять задания в учебнике и в рабочей тетради.
Познавательные:
формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе.
формируем умение запоминать информацию с помощью схематических рисунков.
формируем умение группировать объекты по определённому признаку;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные:
формируем умение слушать и понимать других в процессе совместного составления плана работы;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение работать в паре или в малой группе.
формируем умение видеть и говорить на языке искусства.
Регулятивные:
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения самостоятельно организовывать своё рабочее место для работы акварелью.
формирование умения составлять план действий по схематическим рисункам и самостоятельно следовать этому плану.
Личностные:
формирование понимания некоторых закономерностей образования новых оттенков;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формирование эстетического вкуса;
формирование понимания значения сочетания различных цветов в живописи;
воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом.
15
Приметы возраста.
16
Мимика.
17
Народные промыслы: Золотая Хохлома.
Знать историю и особенности хохломской росписи (Н) и уметь отличать её от других народных промыслов (П).
Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров (Н).
Уметь расписать тарелку или шкатулку в технике хохломской росписи (П).
Уметь выполнять задания в учебнике и в рабочей тетради.
18
Народные промыслы: Золотая Хохлома.
19
Плетёные орнаменты. Звериный стиль.
Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля (Н). Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов (Н).
Уметь выполнять задания в учебнике и в рабочей тетради.
20
Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка.
Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы.
Изучить технику отпечатка. Использовать эту технику в своей работе акварелью.
Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы.
Уметь выполнять задания в учебнике и в рабочей тетради.
21
Мастер иллюстрации И. Билибин.
Иметь представление о творчестве И. Билибина (Н).
Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника (П).
Уметь выполнять задания в учебнике и в рабочей тетради.
Познавательные:
формируем умение извлекать информацию из иллюстраций и текста;
формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе.
формируем умение группировать объекты по определённому признаку;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные:
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение работать в паре или в малой группе.
формируем умение формулировать и выражать свои мысли на языке искусства.
Регулятивные:
формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника / рабочей тетради
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.
Личностные:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формирование творческого отношения к выполняемой работе;
формирование эмоционального отношения к цвету;
формирование понимания значения сочетания различных цветов в живописи;
формируем умение выражать своё мнение и впечатление от увиденного;
воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом;
формирование умения оценивать результаты своей работы.
22
Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.
23
Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.
24
Проект «Поздравление с Днем защитника Отечества».
Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам (П).
25
Проект «Поздравление с Международным женским днем 8 марта».
26
Из истории искусства. Древнерусская книга.
Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси (Н).
Уметь выполнять задания в учебнике и в рабочей тетради.
27
Как украшали рукописные книги.
28
Для любознательных: художник и театр.
Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников (П).
Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе (П).
29
Для любознательных: художник и театр.
30
Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце».
31
Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце».
32
Учимся видеть. Русский музей.
Добавила, пропущенный урок: Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка.
Знать историю основания Русского музея в Петербурге (Н).
Уметь рассказывать о картинах Русского музея.
Уметь выполнять задания в учебнике и в рабочей тетради.
33
Проекты.
Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе (П).
34
Проекты.
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Для учителя:
Презентации к урокам составителем программы выполнены в программе PowerPoint.
На уроках используются аудио записи в формате wave и mp3.
Для ученика:
Куревина, О.А., Ковалевская, Е.Д. «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»). Учебник. 3 класс. – М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).
Ковалевская, Е.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»). 3 класс – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках изобразительного искуства, относятся:
DVD-плеер, телевизор;
компьютер и т.д.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715
13 PAGE 143815
ИђЗаголовок 115