Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Купание медвежат
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)
форма-занятие
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Речевое развитие
ВЫПОЛНИЛ(А): Буклинова Вера Александровна.
ГРУППА (ВОЗРАСТ): средняя группа (4-5 лет)
ТЕМА: Рассказ «Купание медвежат»
РЕСУРСЫ: (наглядные пособия) иллюстрации(к рассказу , картинки для работы с детьми),рассказ «Купание медвежат»
ЦЕЛЬ: Обучение пересказу
ЗАДАЧИ:
Обучающие : Расширить активный словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
Расширять и углублять знания детей о животных , формировать навыки доказательной речи.
Развивающие: Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
Развитие словаря и словарного запаса.
Развитие долговременной слухоречевой памяти.
Развитие диалогической речи,
Воспитательные: Воспитание звуковой культуры речи
Воспитывать любовь к родной природе
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ НОД
№п/п
Этап урока и его цель.
Примерное время проведения
Деятельность воспитателя
(содержание учебного материала,
прямая речь)
Деятельность воспитанника
(виды деятельности, прямая речь)
1.
Организационный момент.
Воспитатель:
«Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево - вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись».
Дети смотрят друг на друга, улыбаются.
2.
Вводный этап (актуализация знаний).
Ребята, закройте глаза. Теперь откройте.
Посмотрите, куда мы с вами попали – в настоящий лес! как тут всё красиво. посмотрите – какая полянка здесь. посмотрите сколько разноцветных цветочков на ней. выберите любой цветочек, какой вам понравится. положите его теперь ко мне сюда на стол – они нам ещё пригодятся.
Воспитатель: посмотрите – что это? (конверт спрятан на одном из деревьев) Ребята, хотите узнать, что там? Здесь вас просят отгадать по описанию, о ком идет речь.
Этот зверь любитель мёда.
Даже в имени есть мёд.
Разбрелся по всему миру,
И в лесах везде живёт.
Видов много зверь имеет,
Но каким бы ни был он.
Косолапою походкой
Он с рожденья наделён.
Закрывают глаза
Медведь
3.
Основной этап.
А сейчас я как раз я хочу познакомить вас с отрывком одного рассказа.
А называется он «Купание медвежат». Слушаем.
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их: день был знойный, летний, и им было жарко в густых, лохматых шубках. Вода освежила их.
3. Беседа по содержанию: дети отвечают полным предложением.
Воспитатель: Показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.(на экране) Кто вышел из леса?)
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? Что делает медведица?
Она купает медвежонка, значит она какая?
Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая?
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах?
Воспитатель: Как сказать по-другому?
Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка?
Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала?
Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке?
Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? Воспитатель: Почему один из медвежат убежал в лес?
Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку? Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться?
Вспомните, какое время года изобразил художник?)
Так почему же мама привела медвежат купаться?
Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием?.)
Что вас заинтересовало в рассказе? Какие моменты понравились?
Какими автор показал медвежат?
Какой был первый медвежонок, что можно сказать про него?
К слову «веселый» подберите близкие по смыслу слова..) Что В. Бианки говорит о шкурке медвежат?
С чем сравнивает?
Какие могут быть шубки?
Какие слова и выражения в рассказе вам больше всего запомнились и понравились?
Давайте покажем, как медвежата могут веселиться (под весёлую песенку)
Упражнение «Медвежата танцуют»
И. п. сидя на стуле, ноги слегка расставлены, руки за спиной
1- поднять правую ногу, 2- и. п. 3-поднять левую ногу, 4-и. п.
Упражнение «Медвежата отдыхают»
И. п. сидя на стуле, ноги слегка расставлены. Вдох левой ноздрей, правая закрыта. Выдох правой, левая закрыта. (3 раза)
Упражнение «Хитрые медвежата»
И. п. стоя, руками держимся за спинку стула
1- присесть, 2- и. п (6 раз)
Упражнение «Веселые медвежата»
И п. стоя, рядом со стулом, руки на поясе.
Прыжки в чередовании с ходьбой (4x4)
Упражнение «Устали лапки медвежат»
Массаж рук и ног - постукивание по ногам и рукам пальчиками рук
Упражнение «Прощание медвежат с гостями»
Наклоны вперед с глубоким выдохом (15 сек)
Ходьба по залу (20 сек)
1, 2, 3, 4, 5 – превращаемся в ребят. Зашагали ножки топ, топ, топ
Прямо по дорожке топ, топ, топ.
Ну-ка веселее топ, топ, топ,
Вот как мы умеем топ, топ, СТОП!
4. Повторное чтение рассказа.
Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули. И сейчас я ещё раз буду читать этот короткий отрывок из рассказа «Купание медвежат» – будьте внимательны, потому что после мы будем пересказывать его.
(Во время чтения показывает графические схемы на экране.)
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.
Воспитатель: Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста. (1-2 чел.)
5. Пересказ рассказа по графическим схемам: (в парах) .
Теперь мы с вами разделимся на пары (садятся на стульях по ковру – друг напротив друга).
(Дети проявляют самостоятельность и могут попробовать придать своему изложению форму прямой речи: «Я, большая бурая медведица, вышла на берег речки с двумя весёлыми медвежатами....» так, например, строит фразу ребенок. Следить за работой в парах – наводящими вопросами помогать.)
6. Работа над звуковой стороной речи
Воспитатель: молодцы, ребята. Подойдите сейчас ко мне. Будьте внимательны, я сейчас голосом выделю в слове медвеЖонок звук, а вы определите, и назовите этот звук.
Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «Ж»?
(Картинки показывать – на доске)
Ребята, как ласково вы назовете медведя (Медвежонок, Мишутка, Медведушка Мишенька). (Дидактическая игра: «Назови словечко» (расширение словарного запаса детей).
Ребята, у меня есть ещё одно задание для вас
Воспитатель читает скороговорку:
У Мишки – рубашка, у рубашки – кармашки, кармашки – у рубашки, рубашка – у Мишки. (Сначала воспитатель произносит её быстро сам, потом медленно с детьми; один из детей быстро; потом все вместе немного быстрее)
Мишке понравилось, как мы занимались сегодня и он очень сильно захотел вместе с вами подвигаться под музыку.(встают в круг и танцуют)
(Из леса вышла бурая медведица с медвежатами
Медведица с медвежатами вышли к реке).
(Медведица купает медвежонка)
(медведица заботливая).
(медведица любящая, внимательная, ласковая).
(медведица большая).
(медведица огромная, здоровенная, большущая).
(Медведица схватила медвежонка за шиворот.)
(Медведица окунала медвежонка.)
(медвежонку страшно купаться в реке)
(Второй медвежонок испугался и убежал).
(испугался воды, не захотел купаться)
(Медведица надавала медвежонку шлепков)
(она их заставляет купаться, чтобы они были чистыми – всем нужна чистота).
(лето)
(Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась).
Да
Дети отвечают на вопросы.
Веселый.)
(Радостный, оживленный, шустрый)
(С шубками).
(Мохнатые, густые, теплые, пушистые.).
4.
Заключительный этап.
Воспитатель: теперь глазки закрываем, покружимся один разок. Вот мы и оказались снова в детском саду.
Воспитатель:
С каким рассказом вы сегодня познакомились? Кто автор рассказа?
Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?
Дети закрывают глаза.
Отвечают на вопросы воспитателя