Проект внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию: В гостях у народов Астраханского края «Дружба народов светит, как солнце. Если дружба велика, будет Родина крепка» 2 – 9 классы.
Проект
внеклассного мероприятия
по патриотическому воспитанию:
В гостях у народов Астраханского края
«Дружба народов светит, как солнце.
Если дружба велика, будет Родина крепка»
2 – 9 классы.
Автор проекта: Айтуриева А.К. – педагог – организатор, классный руководитель 6 класса.
Соавторы проекта: Аймбетова Э.Х. – классный руководитель 7 класса;
Буздакова Р.Х. – классный руководитель 5 класса;
Уразалиева А.И. - классный руководитель 2 класса;
Уразалиева И.Х. - классный руководитель 3 класса;
Утепова З.Ш. - классный руководитель 9 класса;
Шахайда Е.В. - классный руководитель 8 класса;
Шонанова А.С. - классный руководитель 4 класса;
филиал МБОУ Наримановского района «СОШ № 5» 23 октября 2013 г.
Цель проектной работы: воспитание чувства уважения к истории родного края, его
традициям, культуре народов проживающих в Астраханской
области.
Задачи:
Ознакомление учащихся и родителей с историей, культурой и традициями народов проживающих в Астраханской области;
Познакомиться с современным положением сохранения народной культуры в Астраханской области;
Изучить статистические данные по населению Астраханской области;
Рассмотреть этнографические этапы заселения территории Астраханской области;
Развитие творческих, познавательных и практических навыков учащихся;
Воспитание толерантности среди учащихся;
Организация совместной деятельности родителей и детей.
Формирование сотрудничества семьи и школы.
Объект исследования – национально - культурные особенности народов Астраханской области: русских, казахов, татар, украинцев, чеченцев, даргинцев, узбеков, таджиков.Предмет исследования - этнографическая история и культура, национально-народные праздники, обряды, кухня, костюмы.
Методы исследования: камеральный - работа с литературными источниками, интернет ресурсы, анкетирование.
Практическая значимость работы определяется возможным использованием результатов исследования в проведении классных часов, внеклассных мероприятий.
Последовательность работы над проектом.
Подготовка.
Определение темы и целей проекта, его исходного положения.
Подбор рабочей группы – разделение на микрогруппы (народы) классные руководители и обучающиеся 2 – 9 классов.
Обучающиеся и родители обсуждают тему проекта с классными руководителями и получают при необходимости дополнительную информацию.
Классные руководители знакомят со смыслом проектного подхода, и мотивирует обучающихся и родителей, помогают в определении цели проекта.
Планирование.
а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта).
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы – классами.
Обучающиеся формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. Классные руководители предлагают идеи, высказывают предположения.
Исследование.
1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты; использование разных источников информации: книги, журналы, интернет и т.п.).
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение этапов проекта.
4. Выводы. Анализ информации. Формулирование выводов. Обучающиеся и родители под руководством классных руководителей выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект.
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов. Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Группы представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. Оценивание усилий обучающихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.
Сценарий внеклассного мероприятия:
В гостях у народов Астраханского края
«Дружба народов светит, как солнце. Если дружба велика, будет Родина крепка».
Место проведения: филиал МБОУ Наримановского района «СОШ № 5».
Дата проведения: 23.10.2013 г.
Оформления зала: по периферии зала столы с национальной кухней: русской, татарской, казахской, чеченской, даргинской, украинской, узбекской, таджикской; сундуки с восточными подушками; на стене и на полу восточные ковры.Ведущий (Айтуриева А.К.): Уважаемые гости, коллеги, ребята! Приглашаю вас на краеведческие посиделки, которые имеют не только познавательно-развлекательную цель, но и воспитывают культуру межэтнических отношений, уважение к традициям своего края.
Серебрякова Ксения:
Приезжает к тебе
Погостить отовсюду
Из больших городов
Из аулов и сёл,
Разных наций и рас,
Добродушные люди
И ты щедро для них
Накрываещь свой стол.
С завиной судьбой,
Душой вечно молод,
Наш Астрахань – город,
Гордимся тобой.
И пусть чередою
Проходят года –
Любовь в нашем сердце
К тебе навсегда.
Ведущий: Эх, кружись расписная карусель, развесёлая, неугомонная, золотая, красная, зелёная. Собирайся народ, будем песни петь, хоровод водить, да стихи читать.
Чигаркина Виктория:
Городов в моей стране
Знают очень много
Только нет дороже мне
Города родного!
Калмык и русский, горец и татарин
Живут сплочённой, крепкою семьёй.
И каждый астраханец благодарен
Своей сторонке солнечной родной!
Ведущий: Наша Родина – это Астраханские степи и Великая Волга. У нас проживает 186 национальностей, а в нашем посёлке Мирный - 11 национальностей. Наш посёлок относительно молод, ему в этом году исполнилось 25 лет. Посёлок является лишь частицей Астраханского края, где дружно живут между собой русские и казахи, татары и даргинцы, таджики и чеченцы, узбеки и калмыки, кумыки и украинцы.
Учащиеся 6 класса выходят в русской национальной одежде, выносят хлеб с солью и приветствуют всех присутствующих.
Защита проекта учащимися 6 класса
«Самобытная русская культура».
Девочки и мальчики выходят в русских костюмах, в три русских поклона (на три стороны) подносят гостям хлеб - соль.
1. По старому русскому обычаю примите хлеб-соль, да будьте здоровы!
2. Он не падает с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
Классный руководитель: Русские («великороссы») появились в Нижнем Поволжье ещё в эпоху Золотой Орды - в основном, в виде «полоняников», т.е. рабов. Массовое же переселение русских мигрантов на территорию региона, естественно, началось после присоединения Астраханского ханства к России в 1556 г. Первыми жителями Астраханского воеводства были, без сомнения, стрельцы и казаки - гарнизон Астраханского кремля. Вслед за служилыми людьми в Нижневолжье двинулись группы мирных переселенцев - русских крестьян из Московской, Тамбовской, Костромской, Рязанской губерний. Стремились сюда и беглые от крепостной неволи. Русские с момента образования Астраханской губернии и по настоящее время являются основой по численности группой, по данным переписи населения в 2010 года составляли 61,20 % (618204 чел.), в Наримановском районе - 41,20% (18 729 чел.). Русский народ хранит и бережет традиции, в каждом русском селе Нижневолжья их очень и очень много. Создана региональная общественная организация Астраханский региональный центр русских традиций «Святая Русь».
На фоне песни «В низенькой светёлке…» девочки заняты работой: шитьем, вязанием, вышиванием: ведущий читает:
Родитель: Скрылась за горизонтом солнышко, взошла луна, рассыпались по голубому небу яркие звёзды и пошли со всех сторон на посиделки парни и девушки. Посиделки – это древний обычай молодёжи собираться в какой – либо избе для работы и развлечений. Девушки обычно приходили со своей работой. Посиделки сопровождались рассказами, сказками, байками, песнями, забавами, гаданием. Это старинный обычай.
Песня прерывается, девочки начинают гадать. Они шепчутся, к ним прислушиваются другие…
- Какой, какой сон ты видела?
- Девчата… Будто бы выхожу я во двор, а через забор у нам куры соседские перелетают, крыльями машут, кудахчут, кудахчут… к чему бы это?
- А я знаю, замуж ты выйдешь… это сваты приходили. День – то сегодня какой?
- Пятница.
- Сны в год сбываются.
- Да не хочу я за соседского Данилку (топает ногой)!
- Девчата, а давайте я вам на воде погадаю…
- Мне, мне! Уж больно хочется надеяться, что жених будет богатый, и лицом пригож!
- Всё, готово! Выбирай, какой стакан? В одном вода солёная. Если его выберешь, много слёз замужем прольёшь. В другом сахар – сладкая жизнь будет. Один с простой водой, как говорят ни кисло, ни горько. В четвёртом кольцо найдёшь – станешь мужнею женою в этом год.
Послышался шум. Девочки прислушались. Идут мальчики, разговаривают, смеются.
- Хорошо потрудились!
- Сено скосили, крышу покрыли, хлеб убрали…
- Ох, и трудное же было времечко!
- А не повеселиться бы нам? Уж больно не терпится свою прыть показать, да сноровку.
- Можно и голосом похвастаться, ножечки в пляске размять.
- Девчину присмотреть, батя всё о женитьбе говорит.
- А мне говорят, невесту надо выбирать не в хороводе, а в огороде.
- Иди, иди! Они там как раз сейчас гадают…
В них летит башмак. Один удивлённо поднимает. Входят в горницу, кланяются, девочки тоже. Девочки и мальчики запевают частушки.
Д: В небе, словно от побелки, засиял уж млечный путь,
Зашумели посиделки, мой милёнок тут как тут.
М.: Моя милашка на салазках в Нариманов поехала,
Ох, какая растопыра, на машину наехала.
Д.: Милый чё, да милый чё, навалился на плечё?
Лучше б пудру мне купил, да подарком задарил.
М.: Раньше знали, что коса – это девичья краса.
А теперь у всех девчат косы клочьями торчат.
Д.: Это чей косет дырявый, это чей же ухажёр,
Это чьи кривые ноги, как осиновый забор?
Д.: Здравствуйте, добры молодцы, рады вас видеть.
Д.: Девочки, посмотрите какие они у нас нарядные.
Мальчики начинают демонстрировать свой костюм.
Презентация мужского русского костюма
Родитель: Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Так как ткань была узкая (до60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые потом сшивали, а швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром.
Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборрами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.
Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинные нагольные шубы.
Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.
Д.: Давайте и мы не останемся в сторонке, покажем свои наряды.
Девочки начинают демонстрировать свои костюмы.
Презентация женского русского костюма.
Родитель: Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан.
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. По головному убору в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине, ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник.
Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор – это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером.
Очень любили на Руси душегрейки, их шили из дорогих тканей и мехов.
Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч.
С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны.
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.
М.: Да, что это мы стоим, давайте станцуем, тоску развеем, настроение подбодрим.
Танец «Стежки – дорожки».
Д.: Мы работали ногами – трудно было говорить,
Так что всех нас пирогами не мешало угостить!
М.: Поиграли, попели, ну а теперь можно и чайку с пирогами попить.
Одна из девушек выносит блины со словами:
Чтобы ярче светило,
Чтобы землю согрело,
Чтобы урожай был на славу,
Чтобы стол был богатый,
Блины маслом политы,
Самовар вам согретый!
Презентация русской кухни.
Родитель: Русская кухня имеет многовековую историю, хорошо известна и очень популярна во всем мире. Традиционная русская кухня таит множество интересных секретов, благодаря которым даже самая обычная каша или ботвинья могут стать настоящим шедевром.
Русская кухня - одна из самых интересных национальных кухонь в мире. Она привлекает многих, в первую очередь, своим необычайным национальным колоритом. Такие блюда, как русские щи, русские каши, русские пироги, русские блины, и также русский квас, русский сбитень, считаются исконно русскими. Русская кухня является очень сытной и в то же время очень здоровой.
Те кто жил вблизи водоёмов — предпочитали рыбалку: рыбу, раков, перловиц; ловили околоводную живность и птиц (бобра, водяную крысу, уток и гусей, лебедей и т. д.).
Лесные жители предпочитали охоту на крупного и мелкого зверя (заяц, белка, дикий кабан, медведь, лось, олень и т.п.). Мясо и рыбу готовили не только при тепловой обработке, но и вялили, сушили, морозили на зиму (струганина или строганина).
Употреблялись в пищу грибы и ягоды, корневища и травянистые растения в качестве приправ и самостоятельно, орехи и иные семена растений; готовились ягодные, травяные, медовые чаи и настойки. Популярно было брожение (бражка, пиво, квас. Квас приготавливался не только хлебный, но и плодово-ягодный (брусничный, клюквенный и т. п.) и сквашивание на зиму и прозапас (квасные плоды и овощи). Самый простой и наиболее древний способ таких заготовок — мочение. Мочили яблоки, клюкву, бруснику, морошку, тёрн, сливы, вишни, груши, рябину, дулю (груша-дичок). Только на территории России был выведен специальный сорт яблок, идеально подходящий для замачивания, а также для приготовления лакомств в русской печи — антоновка или «бель можайская».
Творог сушили, а не ели только в свежеприготовленном виде.
С самых древних времён в России был известен твёрдый сыр, который упоминается ещё в новгородских грамотах, а в шестнадцатом веке был обязательным блюдом на свадебном столе.
Готовили масло, взбивая снятые отстаиванием молока сливки (что противоречит утверждению о неведении способов приготовления масла и сливок).
Готовили сахарные сиропы и для подслащения использовали коренья диких растений (сладкий корень, к примеру), а на основе этого и варенья.
Мёд, заменяющий русским сахар, широко применялся для различных блюд и заготовок. На его основе варили варенья, готовили фрукты и ягоды «в меду».
XV—XVI веках появился русский хлеб из ржаного теста, а также другие виды русских хлебных и мучных изделий: сайки, баранки, пышки, блины, оладьи, пироги, пирожки, кулебяки, расстегаи, сочни, караваи, курники, ватрушки, сгибни, шаньги.Все эти изделия готовились на основе кислого теста, что было характерно для всей русской кухни на протяжении многих веков.
Пристрастие к кислому, квасному отразилось и в создании овсяного, пшеничного, ржаного киселей, появившихся задолго до привычных нам ягодных киселей. Важное место занимали каши и кашицы, первоначально имевшие значение обрядовой, торжественной пищи.
Вкусовое разнообразие достигалось тепловой или холодной обработкой продуктов с применением растительных масел семян растений — конопляного, макового, орехового.
Также вкусовое разнообразие достигалось использованием различных пряностей при приготовлении повседневной пищи — лука, чеснока, хрена, укропа, петрушки, гвоздики, лаврового листа, чёрного перца, известных уже в X веке.
Использовались в национальной кухне и яйца — куриные, гусиные и утиные. Существовало несколько основных яичных блюд — каленые яйца, яичница, яичная кашка, драчёна.
Многие блюда русской кухни привносились в культуру и традиции из культур других народов постоянно и становились традиционными, как и наоборот
На нашем столе собрано огромное количество самых разнообразных, вкусных и аппетитных блюд русской кухни, которые надеемся Вам, понравятся и Вам захочется, потом разнообразить свое меню и изумить гостей изысканным угощением.
Презентация 2. – защита проекта «Пирог с яблоками»
Д.: Если вам понравилось у нас – милости просим следующий раз!
М.: Вам дорогие гости, двери всегда открыты!
Все кланяются.
Ведущий: Среди огромных, выжженных солнцем пространств, пролегла благодатная земля – одной из крупных речных долин мира Волго – Ахтубинская пойма и дельта реки Волги. С их плодородием, многовековым илом, солнечными травами, обширными пастбищами связана жизнь кочевых племен.
Звучит казахская музыка (наигрыш домбры).
Защита проекта учащимися 3 класса
«Культура и традиции казахского народа»
Классный руководитель: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем празднике.
Одним из многочисленных народов Астраханской области являются казахи. Казахи переселились на территорию Нижнего Поволжья в 1801 году, заняв освободившиеся после откочевки ногайцев и калмыков земли левобережья Волги и Ахтубы, затем постепенно проникая в правобережье. Сделано это было с разрешения царя Павла I. Как многие кочевые скотоводческие народы, казахи сохранили память о своем родоплеменном устройстве. Почти все помнят свои родовые названия, а старшее поколение - еще и тамги ("танба") - гербы-метки для скота и имущества.
По данным переписи населения в 2010 года в Астраханской области казахи составляли 14,79 % (149415 чел.), в Наримановском районе - 24,61% (11 185 чел.). Казахи преобладают в Наримановском районе (на западе области), представлены в пограничных с Казахстаном Харабалинском, Красноярском и Володарском районах, несколько меньше – в Ахтубинском районе.
В настоящее время восстанавливаются и развиваются лучшие традиции казахского народа - как в общеэтническом, так и в региональном - астраханском, нижневолжском вариантах. Этим занимается областное общество казахской национальной культуры "Жолдастык". Освещаются эти вопросы в областной газете на казахском языке " Ак арна" ("Чистый родник"). Проводятся Дни казахской культуры в области, посвященные памяти выдающегося деятеля народного искусства, нашей землячки Дины Нурпеисовой и похороненного в Алтынжаре её учителя, великого Курмангазы Сагырбаева.
Выходят чтецы в национальных костюмах (раздаются звуки домбры).
1. Звени домбра! Звени своей струной!
Казах без песни – это не казах!
Пусть радует твой звон и молодых и старых!
2. Гость радуется песенному гулу
Не чувствуя не стужи, не жары
На зов домбры друзья спешат с вестями,
Звучат слова радушны и добры,
Но беден дом с почетными гостями
И песнями, и счастьем без домбры.
3. Народов много кочевых осело в нашем крае
Почти все помнят родовые традиции, сказанья.
А мы поведать вам хотим о дружной и родной
Народности - Казахской, самой коренной.
Сисенгалиев Даниял исполняет казахскую песню: «АЯГОС»
Родители: Казахи издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике. Гостеприимство наше передается из поколения в поколение. Мы рады познакомить вас с искусством, кухней, обычаями и традициями казахского народа.
Представление казахских национальных костюмов.
4. В казахской культуре - как в зеркале отраженье души:
Оружие, посуда - чудо как хороши!
Доброта и сердечность, трудолюбие, мастерство,
Гостеприимство казахов всем известны давно.
Звучит казахская народная музыка.
Родители: Здесь на стендах вы видите прекрасные образцы казахской культуры: украшения, оружие и др. Мы рады представить небольшую выставку, которую нам помогли собрать родители, бабушки и дедушки наших ребят.
Казахская юрта - это не только удобное жилище, но и символ истории народа, и реликвия семьи, и образ детства. Это память, зовущая сердце человеческое и совесть его к добру и свету.
В будничных юртах войлочные покровы делались из более темной шерсти, серой или коричневой, узоры оплетающих лент были монохромны. Но в любом случае - и в белой и в темной юрте - ярко и выразительно украшалась дверь. Это была либо тяжелая занавеска из войлока или чиевой циновки с войлочной подкладкой, либо деревянная, двухстворчатая дверь. Яркие сочные узоры на войлоке или чае, резьба по дереву в сочетании с инкрустацией костью или темном фоне издалека привлекают внимание. И это не прихоть хозяина дома, такова традиция жизненного уклада кочевника - мир входящему в дом, приглашение путника в гости, гостеприимство казахского народа.
Обратите внимание на посуду, национальную одежду, орнаменты, замечательные блюда казахской кухни.
Ученики и родители представляют национальные блюда: баурсаки, беспармак, кумыс, курт и т.д.
Дускалиева Адэма исполняет казахский народный танец.
Ведущий: Что – то темновато стало, да и холодновато… Не согреть ли нам душу хорошей татарской песней?
Учащиеся 9 класса исполняют татарскую песню.
Защита проекта учащимися 9класса
«Традиции татарского народа»
Утепова Регина: Татары (само назв. тат. татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, на Дальнем Востоке, в Финляндии. Являются второй по численности народностью в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этно-территориальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы — кряшен, исповедующих православие) — мусульмане-сунниты.Кандыкова Фируза: В конце 17 начале 18 веков в Астраханской области появилось первые татарско – переселенческое поселение. Это были татары из Казани и окрестностей вблизи нынешнего Татарского базара возникла так называемая «Казанская слобода». В середине 18 века сюда начали переселяться татары – мишари из – под Пензы и Нижнего Новгорода. Казанские татары основали Каменный Яр, затем села Линейное (Каменни – аул) и Туркменку (Тулке). Казанские татары из Северного Кавказа основали село Курченко (Курочкино). Затем поселились Кашмовские татары из под Рязани, исконные союзники и ратники московских царей. По данным переписи населения в 2010 года в Астраханской области татары составляли 6 % (60523 чел.), в Наримановском районе - 20,16 % (9 165 чел.).
Кентасов Тимур: Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Языки (диалекты) сибирских татар обнаруживают определенную близость к языку татар Поволжья и Приуралья. Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта. Наиболее древняя письменность — тюркская руника.
Исмагулов Арсен:Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.
Утепова Регина: Выражением эмоциональной и эстетической жизни народа выступают обряды и праздники. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные, так и светские праздники, отмечаемые в определенное время года.
Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю. Шакирды (ученики медресе) обходили дома с песнями-пожеланиями благополучия и здоровья и в ответ получали угощение от хозяев. Вскоре после науруза наступала пора весеннего сева - самое красивое время года - устраивали праздник Сабантуй. История Сабантуя такая же древняя, как и сам народ.
Девочки и мальчики начинают демонстрировать свои костюмы.
Классный руководитель: Вашему вниманию предлагаем женский татарский костюм. Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. Повсеместно бытовали мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь: ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета.
Основу мужского и женского традиционного костюма составляют рубаха и штаны, сшитые из сравнительно легких тканей. У татар, особенно казанских, преобладала рубаха с воротником-стойкой. Отложной воротник чаще встречался на обрядовых свадебных рубахах мужчин. Среди кряшен некоторое распространение получила рубаха с боковым грудным разрезом. В отличие от русской косоворотки разрез делался на правой стороне груди. От туникообразных рубах соседних народов — русских, мари, удмуртов — татарская рубаха отличалась длиной и шириной. Она шилась очень свободной, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась («Без креста и пояса, как татарин»). Белые домотканые рубахи украшались вышивкой, домотканой тесьмой.
Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад (или набок). Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Существует много видов татарских костюмов.
Кандыкова Фируза: Татарская кухня всегда славилась оригинальностью приготовления блюд, их вкусовыми качествами и оформлением. Татары — древний земледельческий народ. Поэтому в их питании преобладали продукты из муки: ржаной, пшеничной, гречневой, гороховой, ячменной и овсяной. Из круп преимущественно использовали пшено, гречку и полбу, позднее рис. В крестьянском быту довольно широко готовили блюда из неразмолотого гороха и чечевицы. Излюбленным блюдом татар издавна считалось мясо, главным образом баранина, говядина и конина (жеребятина). Предпочиталось мясо свежезабитого животного, но из-за отсутствия хранилищ летом широко употребляли соленое и вяленое. Из мяса варили супы и бульоны (шулпу). Вынутое из супа мясо часто использовали как второе блюдо.
Демонстрация стола с татарскими национальными блюдами.
Ведущий: Одним из многочисленных народов Астраханской области являются украинцы. Первые поселения украинцев появились в Астраханской губернии еще в 18 веке.
Защита проекта учащимися 7 класса
«Культура, традиции украинцев».
Гаджиева Патимат: Украинцы появились в Астраханской губернии в XVIII в. Это были, главным образом, так называемые «чумаки». Чумачество, или извоз – это посреднический торговый промысел, получивший особое распространение среди украинских крестьян, купцов и казаков в XVII-XIX вв. Ватаги чумаков во главе с атаманами перевозили по всей России разнообразный товар: соль, рыбу, кустарные изделия и т.д. Появление чумаков-перевозчиков в Нижнем Поволжье связано с открытием и возникновением солепромыслов на озёрах Баскунчак и Эльтон во второй половине XVIII в. Сегодня потомки чумаков живут в Ахтубинском районе (селах Баскунчак, Успенка, Болхуны и др.).
В XVIII же веке в Астраханском крае появились и украинские запорожцы-казаки. Их потомки проживают в селах Вязовка и Кальновка Черноярского района.
В конце XIX в. в губернии насчитывалось 133 115 украинцев, или 13 % от общего количества жителей (1 003 542 чел.). В 1989 г., по данным последней Всесоюзной переписи украинцев в Астраханской области было 18,7 тыс. чел., причём в основном это были переселенцы послевоенных лет (Имеется в виду Великая отечественная война 1941-1945 гг.). На сегодняшний день численность украинцев в регионе сократилась до 0,81 % (8132 чел) по данным переписи населения 2010 года, в Наримановском районе 0,7 % по данным на 2002 год.
Презентация украинского национального костюма.
Ученик: Женская украинская рубаха.
Основой для женского костюма, как и в России, была рубаха (укр. кошуля, сорочка). Она была длиннее, чем мужская и шилась из двух частей. Нижняя часть, охватывающая тело ниже пояса, шилась из более грубого материала и называлась становиной (укр. пiдтичка). Встречаются не составные, а цельные рубахи. Такие рубахи у украинцев называются додiльнi. Именно такие рубахи считались у украинских женщин нарядными и праздничными
Ученица: Мужская украинская рубаха. Покрой мужской рубахи очень схож с женским. Не раз подтверждалось, что мужская рубаха отличалась от женской рубахи только длиной. И та и другая одеваются прямо на тело и могут служить одновременно и верхней одеждой. Украинцы отказались от обычая носить рубаху навыпуск и всегда заправляли рубаху в штаны. Все равно кое-где можно было встретить мужчин, носивших рубаху поверх штанов. Что интересно, когда украинцы в Екатеринославской губернии одевали покойника, они выпускали рубаху поверх штанов, если умерший был женат, и заправляли, если он был холост. По крою рубахи ничем не отличаются от русских, только кое-где Донские казаки носили рубахи без обычно принятых вставок под мышками – ластовиц. Они считали такой крой их отличием от крестьян, с которыми они не хотели иметь ничего общего
Презентация украинской кухни.
Т. Г. Шевченко Из "Кобзаря" читает Алишейхов Алишейх.
Исполняется песня - Червона рута
Сценка «Обряд сватовства»
Классный руководитель: Сватовство или смотрины. В дом невесты посылают сватов (друзей и родичей жениха) спрашивать согласие на свадьбу. Если невеста вручает сватам «гарбуз» (тыкву) – значит, она против брака. А когда родители и невеста согласны – гостей привечают хлебом и солью. Этот обряд называется «сговор». После «сговора» родители жениха приезжают на смотрины невесты, договариваться о приданом и о свадебных хлопотах. Конечно же, гостям стараются преподнести будущую хозяйку в лучшем свете, показать какая она скромная, работящая и красивая «завидная» невеста.
Ведущий: В конце XX – начало XXI в., или 1990-2000-е гг. - в Астраханской области наблюдается значительный прирост мигрантов с Кавказа и из Средней Азии: аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, кумыков, азербайджанцев, армян, турок-месхетинцев, узбеков и таджиков.
Ведущий: Большие общины чеченцев насчитываются в Астраханской области в Лимановском и Икрянинском районах, а также чеченцы проживают и в нашем поселке. Создано Астраханское областное общество культуры чеченского и ингушского народов «Вайнах».
Защита проекта учащимися 8 класса
«Чеченцы – народ России».
Ведущий - Чехова Алина: Нохчалла - это слово трудно переводимо. "Нохчо" - значит "чеченец". Понятие "нохчалла" - это все особенности чеченского характера в одном слове.
В далекие времена, в суровых условиях гор гость, не принятый в дом, мог замерзнуть, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Закон предков - пригласить в дом, согреть, накормить и предложить ночлег гостю - строго соблюдается. Гостеприимство - это нохчалла. Быть уступчивым - это нохчалла.
Нохчалла - это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня.
Нохчалла - это дружба на всю жизнь, в дни печали и в дни радости. Дружба для горца - понятие святое. Нохчалла - это неприятие любого принуждения. Чеченец с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный день. Не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда.
Нохчалла - это особое почитание женщины. У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статусТолько женщина может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить вражду, сняв с головы платок и бросив его между сражающимисяСценка «Поединок»:
Хасанов Рамзан и Газиев Омар – воины,
Кенжебаева Асемгуль – женщина.
Мальчики инсцинируют поединок, дерутся ножами, потом подходит женщина и бросает платок. Поединок прекращается.
Стихотворение читает Лапин Артём :КТО МЫ? ОТКУДА? ВЫ ЗНАЕТЕ?
МЫ ГОРЦЫ С КАВКАЗСКИХ ВЕРШИН.
ВЗГЛЯНИТЕ,ЕСЛИ ЖЕЛАЕТЕ,
НА НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН!
КАЖДЫЙ ПРЕД ЗЛОМ НЕ ОТСТУПИТСЯ,
В ПРОПАСТЬ ШАГНЕТ,КАК ГЕРОЙ,
ГОРДО ПРОЙДЕТСЯ ПО УЛИЦЕ,
ВСТАНЕТ ЗА ДРУГА ГОРОЙ.
НАМИ ДОСТАТОЧНО ПРОЙДЕНО
И В ЭТОМ МИРЕ ЗЕМНОМ,
ЧТО НАМ ЗАВЕЩАНО РОДИНОЙ,
НОСИМ МЫ В СЕРДЦЕ СВОЁМ!
НАШЕЮ СИЛОЙ И ГРАЦИЕЙ
МИР ЛЮБОВАЛСЯ НЕ РАЗ.
РАЗВЕ МЫ МАЛАЯ НАЦИЯ,
КОЛИ ВСЕ ЗНАЮТ О НАС?
ТАНЦЫ У НАС ИСКРОМЕТНЫЕ,
ПЕСНИ-КАК БЕГ РОДНИКА.
НАШИ ТАЛАНТЫ НАРОДНЫЕ
СМЕЛО ШАГНУТ СКВОЗЬ ВЕКА!
Исполняется танец «Лезгинка» исполняют Мамбетова Луиза и Хасанов Рамзан
Кенжебаева Асемгуль – представляет чеченскую кухню: Чеченская кухня – одна из древнейших на Кавказе. Ее блюда не только вкусны, но и питательны, калорийны и очень легко усваиваются организмом. Чеченская поговорка говорит: "Если приготовить на троих, насытится и четвертый". Чеченская кухня в основе своей диетическая, умеренная, мягкая. В любое время года к обеду и ужину подается зелень. Зелень здесь – такой же непременный спутник еды, как соль. Чеченская кухня – прежде всего зеленая и богато витаминизированная. Ее основные компоненты – мясо, черемша, сыр, тыква, творог, кукуруза. Чеченцы любят мясные бульоны, баранину, говядину, отварную птицу. Мясо подается с галушками из пшеничной или кукурузной муки и обязательно с чесночной приправой. В то время, когда не было холодильников, сушеное мясо являлось палочкой-выручалочкой. Из него готовилось много блюд. Основой вайнахской кухни также являются мучные изделия с различными начинками из творога, тыквы, картофеля, черемши и крапивы. Сушеное мясо, которое вообще не портилось и его можно было есть в любом виде. Всю зиму и ранней весной под рукой была черемша, а летом – крапива. Среди чеченцев очень мало толстых, тучных людей, что они рослые и здоровые.
Газиев Омар демонстрирует блюда Хинкал и Чуду.
В заключении все участники представления выходят и танцуют.
Ведущий: У нас в гостях представители еще одной горной народности - даргинцы.
Защита проекта учащимися 2 класса
«Культура даргинского народа».
Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас защита проекта посвященное дню народ-ного единения. Мы представляем даргинцев.
Дарги́нцы (самоназвание: дарг. дарган, дарганти, даргва; — один из крупнейших наро-дов Дагестана (Россия). В их состав входят субэтносы, кайтагцев и кубачинцев. Говорят на даргинских языках. Относятся к кавкасионскому типу западный вариант балкано-кавказской расы европеоидной расы.
Даргинцы имеют древнейшую историю и богатейшую самобытную культуру.
В Дагестане, республике в составе Российской Федерации, расположенной в юго-восточной части Северного Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря, компактно прожи-вают даргинцы. Слово Дагестан известно с XVII века и означает «горная страна», потому что большую часть республики занимают горы. В этом году исполнилось 200 лет с момента вхождения Дагестана в состав Российской Федерации.
Даргинцы имеют крупные диаспоры в Астраханской области 4241 человек по переписи 2010 года (0,42 %), в Наримановском районе даргинцы составляли 1,7 % на 2002 год.
В 1992 г. возникла Ассоциация народов Дагестана «Баракат» («Благоденствие»). В 2007 г., возникла новая Астраханская региональная общественная организация «Дагестан», пред-седателем которой стал А.О. Шарапудинов. В совет общества вошли представители аварцев, лакцев, кумыков, лезгин и даргинцев. Одна из задач общества – сохранение и развитие национальных традиций.
Родитель: Дагестанская диаспора четко делится на «старых» и «новых» переселенцев. «Старые» – это те, кто приехал в советское время, этнически большинство из них (около 70%) составля-ли даргинцы. В основном они были заняты в сельском хозяйстве: занимались ското-водством, устраивались заготовителями на местных сельскохозяйственных предприятиях, в меньшей степени были заняты в растениеводстве (как правило, бахчеводство на арендованных у совхозов землях). Многие из них после экономических потрясений начала 1990-х гг., обесценивших продукцию овцеводства, вернулись обратно в Дагестан. Остались тогда в области те дагестанцы, которые не были заняты в сельскохозяйственном секторе. Оставшиеся достаточно прочно интегрированы в астраханское общество, заняты в самых разных областях деятельности (врачи, инженеры, чиновники, торговцы, предприниматели и т.д.) и живут преимущественно в городах.
В нашем поселке, тоже очень много даргинцев, которые преимущественно занимаются овцеводством, строительством. Как правило, их дети уже родились в Астрахани и области, и в основном русскоязычные. Родители стараются приучать детей к родному языку, самый распространенный метод - отправлять детей на лето в Дагестан к бабушкам и дедушкам. По-этому хоть и плохо, но дети первых переселенцев понимают язык своих родителей, нередко даже говорят на нем.
Презентация национального даргинского костюма
(дефиле мальчиков и девочек в национальных костюмах):
Родитель: Традиционная одежда общедагестанского типа: у мужчин туникообразная рубаха, длинные штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, овчинные папахи, кожаная и войлочная обувь. Обязательный атрибут - широкий длинный кинжал. Основа женского костюма — платье-рубаха (туникообразная и с отрезной талией), в отдельных местах распашное платье — архалук, а также узкие или широкие штаны, кожаная и войлочная обувь. Головные уборы у женщин — чухта, а также чёрное или белое покрывало, из полотна и бязи, иногда шёлка, а ряде мест, таких как Кайтаг и Кубачи — с вышивкой и каймой. Современная одежда в основном городского типа.
Родитель: Общественная и семейная жизнь даргинцев с давних времен основывалась на уважении и почитании старших. Старики были хранителями знаний, навыков и опыта, выработанных предыдущими поколениями. Поэтому вполне естественно, что, как подметил ученый-этнограф Ф. Ф. Торнау, «Лета ставятся у Дагестанцев в общежитии выше звания. Молодой человек самого высокого происхождения обязан встать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, крот-ко и почтительно отвечать, на его вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставится молодому человеку в честь. Даже старый невольник не совсем исключен из этого правила.
Расул Гамзатович Гамзатов за годы своего творчества написал сотни прекрасных произведений и стал одним из самых известных поэтов Кавказа.
Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
"Не край ли далекий тебе полюбился?"
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
"Немало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.
Когда утопал ты в слезах и крови,
Твои сыновья, говорившие мало,
Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви
Звучала жестокая песня кинжала.
И после, когда затихали бои,
Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей
Клялись молчаливые дети твои
Стучащей киркой и косою звенящей.
Веками учил ты и всех и меня
Трудиться и жить не шумливо, но смело,
Учил ты, что слово дороже коня,
А горцы коней не седлают без дела.
И все же, вернувшись к тебе из чужих,
Далеких столиц, и болтливых и лживых,
Мне трудно молчать, слыша голос твоихПоющих потоков и гор горделивых".
Демонстрация даргинского обряда (люлька с младенцем – куклой).
Родитель: При известии о рождении сына с головы отца новорожденного срывали папаху и подкидывали ее высоко вверх, стреляли из ружья. При рождении сына-первенца кто-нибудь из друзей стрелял в дверь дома. В ответ из дома выносили полтуши барана и вешали его на уличный столб. Мужчины села стреляли по ней до тех пор, пока она не падала. После этого устраивали пир по случаю рождения сына.
Ребенка купали сразу после рождения, т.е. после того, как он заплачет. Купали в подсо-ленной воде, в ту воду, в которой он был искупан, сыпали золу и окрапывали, приговари-вая: «Будь счастливым, пусть у тебя будут много братьев и сестер». Воду эту сливали в более укромное место. Купала новорожденного повитуха (инавла).
Примерно с этого времени головку ребенка натирали топленным маслом, а шею обвязы-вали двумя платками, чтобы шея стала высокой и красивой. Укладывая ребенка, меусишин-цы у изголовья его клали ножницы и спички в качестве обеуществовал также обряд обреза-ния - «суннатлаваркьни». Этот обряд проводили до исполнения ребенку трех лет. Исполнял его мулла. На помощь приходили родственники или соседи. После обрезания приходили все родственники, приносили в подарок специально испеченные ритуальные пироги - «къакъ-ба», начиненные яичками. Для быстрого выздоровления ребенка исполняли специальный обряд: пропускали между ног ребенка калач, а также скатывали его с головы ребенка. Нельзя было в комнате, в которой лежал ребенок, кипятить воду, вязать или ходить в золотых украшениях, это могло причинить вред ему.
Люди свято исполняли обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка и верили, что именно они и определяют здоровье и благополучие семьи.
Классный руководитель: Танец лезгинка – отголосок древних языческих ритуалов, одним из основных элементов которого был образ орла. Лезги – Орел. Так что слово лезгинка можно перевести как танец орла. Поэтому каждый горец обязан с детства учится лезгинке и пока-зать в ней свою стать и мужественность.
Учащиеся исполняют танец «Лезгинка»
Родитель: Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает гостеприимство. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!» По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. У дагестанцев существовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость. Гость ни в чем не должен нуждаться – таков неписаный обычай горцев. Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные для гостей. Горец никогда не выпустит гостя из дома с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок.
Презентация даргинской кухни.
Ведущий: в нашей области проживают народы, прародина которых далеко, в солнечном Узбекистане. По данным переписи 2010 года в нашей области проживает 2658 узбеков (0,26 % ). Создана Астраханская областная общественная организация узбекской культуры «Узбекистон».
Защита проекта учащимися 4 класса
«Культура и традиции узбекского народа».
Маммаева Заира: Добрый вечер. Сегодня мы расскажем о узбеках. Столицей Узбекистана является город Ташкент. Существует 92 рода и племени узбеков.
Существует легенда, о том что 92 человека отправились в Медину, где приняли участие в войне пророка Мухаммада против кафиров и были обращены в ислам святым Шах-и Марданом. Из этих 92 человек, согласно легенде, будто бы и произошли «узбекские» племена.
Презентация узбекского костюма (дефиле женской и мужской одежды).
Классный руководитель: Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. Головные уборы у мужчин — тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин также платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку — паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса — чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40 штук), остальные женщины — в две косы. Традиционная обувь — кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее — резиновые калоши. (дефиле одежды)
Презентация узбекской кухни.
Выступления родителей, рассказ технологии изготовления блюд.
Родители: Узбекская кухня характерна своим многообразием. Пища узбеков состоит из большого числа всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной, реже из кукурузной и других видов муки в виде различных лепёшек (оби-нон, патир и других). Распространены и готовые мучные изделия, в том числе — десертные. Ассортимент блюд отличается очень большим разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса (шавля) и бобовых (машкичири), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан и т. д.).
Разнообразны молочные продукты — катык, каймак, сметана, творог, сузьма, пишлок, курт и т. д. Мясо — баранина, реже говядина, мясо птиц (курятина и т. д.), конина. Сравнительно незначительное место в питании занимают такие популярные в других регионах продукты как рыба, грибы и другие продукты.
Излюбленное блюдо — плов. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни, различные ореховые культуры (прежде всего грецкие и арахис). Главный напиток — чай, чаще зелёный.
Насипулаев Фарид: Среди узбеков много знаменитых людей, такие как:
- Алишер Навои, который написал много поэм. Уму принадлежит «Хамса» - собрание из пяти книг;
- Художники Абдуллаевы сын и отец;
- Амир Темур - Тамерлан – полководец и завоеватель;
- Мирзо Улугбек - великий узбекский астроном и математик
- Абдулла Орипов .Искалиев Арслан: Абдулла Орипов - узбекский поэт и общественный деятель. Родился в 1941 году в селении Некуз Касанского района Кашкадарьинской области.
С 1963 года работал в разных издательствах и учреждениях.
В настоящее время Абдулла Орипов является Председателем союза писателей Узбекистана.
В 1998 году А. Орипов удостоен звания Герой Узбекистана.
Он написал позмы: "Дорога в рай", "Лекарь и смерть", "Ранжком", "Великий Темур". А. Орипов перевел на узбекский язык "Божественную комедию" Данте, стихи Некрасова и многих других поэтов.
Маммаев Алихан: «Осень в Узбекистане» отрывок, перевод – И. ШкляровскогоПойдем в поля осенние Отчизны!
Пойдем туда, где чистая заря,
Где тишина, и от избытка жизни
Устало дышит милая земля.
Вот горы те и тот счастливый край,
Который снился Навои седому,Когда печальный крик вороньих стай
Перелетал от дома к дому.
Смотри, как быстро вертится земля!
Как медленно добро на ней творится…
Пойдем туда, где тихая заря
И солнце в горы хлебные садится.
Танец в исполнении учащихся 4 класса (песня «Мой Узбекистан»).
Ведущий: у нас на празднике еще есть гости из Средней Азии – таджики. По переписи 2010 г. в Астраханской области проживало 932 таджиков (0,09 %), (хотя фактически, с учётом нелегальных мигрантов, их намного больше). Таджики в основном заняты в строительстве, отделке помещений, мелком бизнесе.
Защита проекта учащимися 5 класса
«Все о таджикской нации»
Мукашева Альбина: История современного Таджикистана начинается в период Саманидов.Затем в течение тысячи лет таджики жили в составе тюрко-монгольских династий. В 1860 годы северные районы Таджикистана вошли в состав Российской империи. После победы Октябрьской революции 1917 года и установления Советской власти на территории Таджикистана, началась гражданская война, в которой против Советской власти начали сопротивление повстанцы прозванные в советской истории - басмаческие отряды. Антисоветские силы выступавшие за восстановление Бухарского эмирата потерпели поражение в первой половине 1920-х годов. В 1924 году в составе Узбекской ССР была образована Таджикская Автономная Социалистическая Советская Республика. В 1929 году Таджикская Автономная Социалистическая Советская Республика была преобразована в Таджикскую ССР.В составе СССР Таджикистан добился успехов в государственной, социально-экономической и культурной жизни. Политические события начала 90 - х годов XX века привели к распаду СССР и образованию новых государственных образований. В 1991 году была провозглашена независимость Республики Таджикистан.
Презентация узбекского костюма (дефиле женской и мужской одежды).
Классный руководитель: Таджикские халаты разнообразны... Они все отличаются размером, дизайном, материалом и узором. Халат шьют из всех видов материалов. Например, праздничные - из синтетики: для яркости и блеска. Традиционно халат длинный и должен прикрывать колени. Короткие обществом не приветствуется. Как и во всех других национальных одеждах, края халата выполнены вручную, в виде разных узоров. Самый распространенный цвет - желтый, который символизирует богатство и радость. Состоятельные люди носили халаты, покрытые золотыми и серебряными монетками или изумрудными камнями.
Презентация узбекской кухни.
Выступления родителей, рассказ технологии изготовления блюд.
Без танца не обходится в таджикском быту ни одного семейного празднества.
Исполняется танец в исполнение девочек 5 класса «Приход весны».
Паршина Алина:
В нашей области разных народов не счесть.И не надо пророком быть, все это знают:Мы дружно жить почитаем за честь -Уваженье к культуре любой в этом нам помогает!
Ведущий: Но, к сожалению, наш праздник подходит к концу. А, какой праздник без угощения? Сегодня мы приготовили традиционные национальные блюда. И приглашаем вас за наш стол.