«Дружба — это я и ты, или путешествие в страну Дружба».
Тема урока: Дружба
Цель урока: расширить представление о дружбе.
Задачи урока: 1. Предметные: а) Выявить представление детей о том, что такое «дружба», «друг». б) Учить видеть, понимать, оценивать поступки других, объяснять свои суждения.
2. Метапредметные: а) Коммуникативные УУД: - формировать умение оформлять свои мысли в устной речи; - формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге; - формирование умение работать в группах б) Познавательные: - формировать умение находить необходимую информацию ( в учебнике, словаре); - формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы; - формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи; - формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение) в) Регулятивные: - формировать умение определять цель учебной деятельности; - формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку; - формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки;.
3. Личностные: 1) Формировать положительную мотивацию к обучению; 2) Формировать умение ценить и принимать базовые ценности («настоящий друг») 3) Формировать умение жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Ход урока
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
- Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подумаем, как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вздохнем и выдохнем. Выдохнем - обиды, зло и тревогу. Вдохнем – хорошее настроение, радость, бодрость. Тихонько сели.
2. Сообщение темы урока.
- Предлагаю начать наш урок с притчи. Послушайте и скажите: «Какая проблема стояла перед героем?»
Притча.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.
Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь- выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
- Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял?-
-Назовите тему нашего урока
3) Постановка учебной задачи (проблема)- А что вы хотели бы узнать о дружбе? (ответы учеников)
- А умеете ли вы дружить? А что значит – быть настоящим другом? На эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответы. Вопросы трудные, серьезные. Не будем терять времени. Начнем работу.
РАБОТА НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА «ДРУЖБА».
- Какое прекрасное слово «дружба»! Когда я произношу это слово, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно, с ним я могу посекретничать о своем. Где можно найти значение слова «дружба»?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ДРУЖБА- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Как вы думаете, между кем может быть дружба? (Между людьми разного возраста, между девочкой и мальчиком, между родителя- ми, между животными).
4.Открытие нового знания.
- Ребята! Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы у вас было много друзей? (нужно помогать друг другу, уважать, уметь дружить.)
- Иметь друга - великое благо. А жизнь устроена так, что её блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. Ради друж- бы необходимо трудиться душой. Есть мудрое старое правило: «Хочешь иметь друга – будь им». - Как понимаете? (Т.е. восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств).
Если есть друзья на свете-
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим-
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших, славных дел.
Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земла, поэтому нужно каждый день творить добро. Дружба должна быть бескорыстной.
- Что такое бескорыстие?( выслушиваются мнения ребят)
А) Работа с учебником
Откройте учебник стр.33 и найдите ответ. Что такое бескорыстие?
Б) Работа в группах
Класс делится на 4 группы
Каждой группе даётся произведение, прочитав его ребята должны вывести правила дружбы1.В. Осеева «Три товарища»
2. В. Осеева «Синие листья»
3.Р.н.с. «Лиса и журавль»
4. «Шар в окошке»
- Ребята! Я думаю, если вы будете соблюдать эти правила дружбы, то станете настоящими друзьями, и у вас будет много друзей.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку)
5.Первичное закрепление
Игра «Собери пословицу».
-Ребята! А знаете ли вы, что такие правила наш народ создал давно. Это наши пословицы и поговорки. У нашего народа есть много пословиц о дружбе. А насколько вы хорошо их знаете, покажет игра « Собери пословицу».
Каждая группа получает конвертик со словами пословицы. Ваша задача: собрать ее и приготовиться объяснить значение.
-Проверяем. 1 группа: Один за всех и все за одного. 2 группа: Старый друг лучше новых двух. 3 группа: Друг познается в беде.
4 группа: Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Человек без друзей, что дерево без корней. Дружбу за деньги не купишь. )
- Давайте эти пословицы, как правила дружбы запомним, и будем выполнять.
Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и в семье, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья-это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит
«Нет лучше дружка, чем родная матушка».
Дружить можно не только друг с другом, но и с животными .
Послушайте песню «О собаке».
6.Самостоятельная работа.
Анкета
«Хороший ли ты друг
Подчеркните тот ответ, который, по вашему мнению, считается правильным.
Есть ли у тебя друг?
Да
Нет
Можешь ли ты доверить другу тайну?
Да
Нет
Можно ли назвать твоих родных друзьями?
Да
Нет
Есть ли у тебя домашние животные?
Да
Нет
Можешь ли ты назвать их своими друзьями?
Да
Нет
Если друг попал в беду ты
Помогу ему
Попрошу друзей ему помочь
А мне пофиг
Ты навестишь друга если он заболел?
Да
Нет, а зачем
Поделишся с другом последним куском торта?
Да
Нет
Если на вас с другом напали, ты
Убегу!
Помогу ему
Позову взрослых
Если пошел дождь, ты дашь другу свой зонт?
Нет
Да
Если он попросит твою приставку ты
Дам, конечно
А, в друг он её сломает!!
Нет
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Какие правила дружбы вы запомнили.
Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите свои письма- пожелания своим друзьям. (У детей на партах лежат листы бумаги, дети обводят по контуру свою ладошку, вырезают, пишут пожелание другу)
8. Д.з.
С.33 вопрос 1