Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу Мой мир соответствующие требованиям ФГОС НОО


Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы курса «Мой мир» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностными результатами изучения курса «Мой мир» являются следующие умения:
● оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
● эмоционально «проживать» ситуации, выражать свои эмоции;
● понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
● высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Мой мир» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
● определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
● проговаривать последовательность действий на уроке;
● учиться высказывать своё предположение (версию) на основе собственного мнения и общепринятых моральных ценностей;
● учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
● находить решении ситуаций на основе текстов, иллюстрациях, ситуаций;
● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
● оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
● слушать и понимать речь других;
● договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
● учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Раздел Содержание курса
внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Виды
деятельности учащихся
«Я – гражданин России» Беседа «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь». Путешествие по стране. Конкурс стихов, посвященных России. Выставка рисунков о России. Наши «соседи».
2. В гости к предкам.
История земли русской в былинах. Богатыри земли Русской. Важные даты в истории России.
3. Знакомство с символами Российского государства.
Знакомство с символами Российского государства. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
4. Природа нашей родины.
Знакомство с природой России. Животные, обитающие в природных зонах России. Животные и растения Красной книги России. Рисование на тему «Природа России». Беседы, диспуты, экскурсии ;интеллектуальные игры Знакомство с элементарными понятиями о демократии, правах человека и ребёнка, нормах нравственности.
-  Прививать любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству ( посещение музеев, производств и т.д.)
- Знать ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
Правила хорошего человека. Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.
Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, развивать творческую инициативу.
Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить.
Обсуждение понятий «правда» и «ложь».
Что такое добро? Решение проблемных ситуаций. Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему? Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».
Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта». Стихотворение Л. Николаенко «Доброта», Н. Добронравова «Чтобы стало в этом мире завтра…», «Дарите радость людям», «Если добрый ты». Анализ произведения В. Сухомлинского «Рассказ». Практическое задание: «Письмо маме…».
Анализ сказки «Сказка про лентяя Ваню»..
Чтение стихотворения В. Брюсова «Единое счастье - работа…». Знакомство с пословицами о труде, их анализ. Чтение и анализ текстов из литературных произведений: Л. Н.Толстой «Хотела галка пить…», И. Токмакова «Букваринск».
Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений.
Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умениеуправлять ими. Рисование « Я - веселый, я - хмурый».
Я могу чувствовать разное настроение. Тренинг. Рисование «Мое настроение».
Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание «Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно». Какуправлять своими эмоциями? (правила).
Упражнение «Ваза», «Мои чувства», «Моя поляна», «Мир чувств».
Дать понятие «ответственность», «ответственный человек». Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Сюрпризный момент «Пожелания другу». Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Выработка правил крепкой дружбы. беседы, игры, конкурсы, готовить презентации, выступления Научить ребёнка жить в классном коллективе и строить отношения дружбы и взаимопомощи со своими одноклассниками. Научить понимать себя, правильно оценивать себя и развивать лучшие качества характера
Разыгрывание ситуации Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.
Выставка рисунков по теме. Чтение стихотворения и коллективное обсуждение С. Я.Маршак «Кот и лодыри»
Объяснение смысла пословиц, комментирование.
Чтение памятки как выполнять домашнее задание.
Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого «Лгун», рассказа Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!».
Любимый край Дать понятие «Родина», «патриотизм», «патриот»..Формирование ценностного отношения к своему краю, традициям и культурному достоянию края. Рисование: «Наше село».
Знакомство с природой Башкортостана. Животные, обитающие в Башкирии. Рисование на тему «Природа родного края».
Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Знакомство с Кодексом жителя Башкортостана.
Знакомство с известными людьми нашего села, их творчество и достижениями. Составление рассказа: «Кем я хочу стать».
Знакомство учащихся с достопримечательностями нашего села, их историей. Составление рассказа на тему: «Красивые места нашего села». Рисование на тему: «Мой любимый уголок».
Родной край в древности. Знакомство с традициями..Знакомство учащихся с улицами нашего города, с названиями. В честь кого названы самые большие улицы села. Беседа «Я знаешь ли ты в честь кого названа твоя улица?»
Беседа о пожилых людях.
Уважение к старшему поколению. Наши бабушки и дедушки. Почему необходимо проявлять уважение к старшему поколению?.Рассматривание картин, фотографий и т.д. Экскурсия в музей, библиотеку, к пожилым людям. Тимуровская работа Беседа
Творческое задание Знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним( составление шежере, родословной).
— уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
— ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие ( посещение производств , где трудятся родители школьников, беседа с знаменитыми людьми района);
— ценностное и творческое отношение к учебному труду;
— элементарные представления о различных профессиях;
— первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
Подводим итоги . Обсуждение изученного материала. Что нового узнали учащиеся на занятиях?
Обобщающий урок по курсу внеурочной деятельности «Мой мир». Выставка рисунков, беседа Составление стенгазеты, устные ответы, письмо рефератов.