Урок по окружающему миру Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?
Тема урока: «Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?»
Цель: познакомить с новой категорией грибов - плесневые (мукор).
Задачи: на примере плесневых грибов дополнить представления детей о грибах; доказать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы; расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе.
Организационный момент.
На фоне песни «Улыбка» говорит учитель.
«Улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Улыбка может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, разогнать серые тучки, поднять настроение. Только это настроение понадобится для работы.»
II. Актуализация опорных знаний.
- Посмотрите на экран. Представьте, что вы оказались в этом замечательном уголке природы. (Слайд2)
-Что вы могли встретить на своём пути, увидеть? (Животных, насекомых, растения, грибы).
- Давайте вспомним, что мы знаем о грибах. ( Шляпочные грибы относятся к живой природе. Грибы дышат, питаются, растут и размножаются спорами. Тело гриба спрятано в земле: на поверхности выступает только плодовое тело гриба, в котором созревают споры. Среди грибов есть съедобные и несъедобные). (Слайд 3)
- А каково строение гриба? Давайте вспомним. (Сслайд 4), по которому идёт показ строения гриба)
- А чем особенны грибы? (Это отдельное царство природы).
III. Открытие нового знания.
- А кто может сказать, чем питаются грибы? (Слайд 5)
(Грибы могут расти на пне, на стволе дерева, на почве, в листьях растений. Грибница шляпочного гриба срослась с корнями дерева. Грибы питаются с помощью деревьев).
-Правильно. Главное отличие растений от грибов – способ питания.
Прочитайте в учебнике текст на стр.110- 111 до вопроса.
- Что вы узнали из текста? (Тонкие нити грибницы добывают пищу из находящихся в почве остатков погибших растений и животных.)
Некоторые грибы растут на стволах деревьев, эти грибы не помогают деревьям, а сами «едят» деревья и разрушают их кору. (Грибы – трутовики). (Слайд 6)
Любой гриб добывает себе питание не так, как добывает его зелёное растение, поэтому выделяют грибы в отдельное царство.
Физминутка
Под песенку «На лесной полянке выросла поганка» выполняют движения.
IV. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Посмотрите и скажите, что у меня в руках? (Хлеб плохой, плесень).
-Причем здесь хлеб, когда речь идет о грибах?
- Значит, задача нашего урока будет в чем состоять? (Доказать, что плесень тоже грибы)
- А можно ли вырастить плесень на кусочке хлеба?
-Дома вы тоже проделали такую работу. Как появилась плесень на ваших кусочках хлеба?
- Эту загадку природы мы сегодня и будем разгадывать.
- Исследуйте со своим соседом по парте с помощью лупы эту загадку. Рассмотрите внимательно, что находится на тарелке.( Каждый рассказывает своему соседу, что он увидел).
- Итак, что вы увидели? (Слайд 7)
- Правильно, ребята, это плесень. Это плесневый гриб, который называется мукор. Для того чтобы увидеть грибы, оказывается, необязательно ходить в лес. Плесень в виде пушистого налёта на корке хлеба – это тоже грибы.
- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? ( Нет. У неё нет шляпки.)
- А с помощью чего эти грибы появились у меня в блюдце? Учебник с. 112.
- Учёные выделили плесень в группу грибов, поэтому она размножается, как и шляпочные грибы – спорами. (Слайд 8.)
- А откуда взялись эти споры? Что ещё вы увидели через лупу? (Чёрные точки, это споры.)
(Слайд 9)
- На концах пушка образуются чёрные точки. Это головки со спорами. Когда споры созрели, головки лопаются. Потоки воздухи разнесли эти споры по всему помещению. Поэтому никто плесневые грибы не сажает, а они вырастают на забытом кусочке хлеба, в невымытой кастрюле.
-А встречали вы такие же грибы дома? (Да, в банке с вареньем, на трубе и т.д.)
- Плесневые грибы поселяются на пищевых продуктах.
- Можно ли есть испорченные плесенью продукты? Учебник с.112.
- А сейчас поиграем в игру «Плюс- минус» Мы на уроке познакомились с плесенью. Что же есть отрицательного в ней?
- некрасивая
-несъедобная
- А как вы думаете, что же есть положительного в плесени?
(Слайд 10)
V. Закрепление.
Поиграем в игру «Да-нетка» (на листочках
·- да, o- нет)
-Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? (Да)
-Что плодовое тело состоит из шляпки и ножки? (Да)
-Что грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? (Нет)
-Что гриб часть пищи всасывает из почвы, а часть из корней деревьев? (Да)
-Что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? (Нет)
-Что трутовики разрушают кору деревьев? (Да)
-Что плесень, которую можно увидеть на кусочке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? (Да)
-Что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? (Нет)
-Поменяйтесь листочками и проверьте своего соседа. ( ответы на доске)
VI. Рефлексия деятельности.
- Какую ставили учебную задачу?
- Удалось её решить?
- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?
(Мы узнали о плесневых грибах. Они не шляпочные, называются мукор. Эти грибы размножаются спорами. Грибы - это особая группа потому, что добывать себе пищу из воды и углекислого газа не могут).
- Давайте оценим свою работу. Определите качество успеха. Возьмите картинку с изображением сказочного гриба и покажите.
Домашнее задание (Слайд 11)
-Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Всем за урок спасибо.
( слайд 12) « Спасибо за работу!»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15