Конспект урока по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему Россия — наша Родина


Конспект урока на тему «Россия – наша Родина»
Данный конспект составлен на основе УМК:
Учебник А. В. Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» М., Просвещение 2012 год.
Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год
«Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012
Класс 4
Предмет ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»
Тема урока «Россия – наша Родина»
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Место урока в системе уроков по данной теме: первый урок в курсе, урок –знакомство с новым предметом
Цель урока: познакомить с понятиями: Родина, духовный мир человека, культурные традиции, определить их значение в жизни человека и историческом развитии нашей Родины.
Задачи.
Обучающие:
- актуализировать и расширить знания, понятия и представления, учащихся о многообразии и единстве духовных традиций народов России;
- актуализировать представления школьников о значении культурных традиций в жизни человека, семьи, общества.
Воспитательные:
- создание эмоционально-положительной основы для формирования патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Развивающие:
- учить овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, развивать коммуникативные и речевые действия учащихся.
Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):
Предметные. Учащиеся узнают о роли духовных традиций народов России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества.
Метапредметные. П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений.
Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания.
К. Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.
Личностные.
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- формирование познавательной потребности;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- воспитание стремления к творчеству и сотворчеству.
Основные термины и понятия урока: Родина, Россия, Отечество, ценность, духовный мир человека, традиции, семья, духовные традиции.
Информационно-образовательная среда: видеоклип на песню В.Баснера «С чего начинается Родина», презентация, учебник А. В. Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры».
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и приемы обучения Способы организации деятельности Средства обучения
1 этап урока - организационный
Дидактическая задача этапа Признаки решения дидактической задачи
Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала Мотивация к учебной деятельности, желание вести диалог на заданную тему
Приветствие учащихся. Настрой на урок.
- Ребята, с сегодняшнего дня мы начинаем изучать новый предмет. Возьмите в руки учебник, прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет разговор на наших уроках?
-Чего вы ожидаете от наших уроков? Учащиеся рассматривают учебник, отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение в отношении нового предмета. Беседа Фронтальный опрос учебник
2 этап урока – самоопределение к деятельности
Дидактическая задача этапа Признаки решения дидактической задачи
Организация и самоорганизация деятельности учащихся в ходе усвоения материала Учащиеся принимают учебную задачу, проявляют интерес к изучению темы
- Прочитайте слова К.Г. Паустовского: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». Как вы понимаете эти слова?
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш первый урок курса? Как вы понимаете тему урока?
- Что такое родина? Давайте посмотрим видеоклип.
- Когда вам говорят слово родина, что вы представляете? Запишите свои ответы в виде схемы.

- Попробуйте сформулировать определение слова «Родина».
Индивидуальное задание одному учащемуся – найти определение слова в толковом словаре С.И. Ожегова; второму найти значение слова в этимологическом словаре.
- В каких значениях может использовать слово «родина»?
Учащиеся читают высказывание, высказывают свое мнение.
Учащиеся высказывают свои предположения.
- тема урока «Россия – наша родина».
Смотрят видеоклип, слушают песню. Высказывают свое мнение на основе просмотренного видео.
Самостоятельно выполняют задание в тетради. Примерный вариант.

Представляют свои варианты. Сверяют с ответами на слайде.
Ученики зачитывают определение из словарей.
1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения
кого-нибудь.
2. Этимология слова. Общеславянское слово, образовано от слова
«род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения.
- Малая родина. У каждого человека есть место, где он родился, вырос, учился – это малая родина. Родина связана с домом, семьей человека.
- Наша общая родина – страна Россия. беседа Фронтальный
Индивидуальная работа Видеоклип
https://yandex.ru/video/favorites?ncrnd=7551
3 этап урока – информационно-аналитический.
Дидактическая задача этапа Признаки решения дидактической задачи
Знакомство с новыми понятиями. Практическая деятельность Найдена необходимая информация из источников, делают выводы, выполняют работу без ошибок, активно участвуют в работе над темой урока.
Велика наша страна – Россия. Она огромна и прекрасна. Наша страна особенная. Она имеет свои символы, традиции, обычаи. Нашу страну населяют многие народы, люди разных национальностей.
- Что нас объединяет?
- Давайте посмотрим на карту. Найдите столицу нашей страны.
- Если лететь на самолете и смотреть на нашу страну, то можно увидеть ее необъятные просторы: горы, реки, вольные степи, холодную тундру, леса.
- Какие города, реки, озера вам известны?
- В разных уголках России живут разные народы. Нашу страну называют многонациональной страной.
- Правильно сказано, родина Россия у нас у всех одна. И самое главное богатство - это люди. На протяжении веков люди разных народов жили на нашей земле, вместе ее защищали, вместе работали, вместе строили. Каждый человек стремился что-то хорошее и полезное сделать для своей родины.
- Можете ли вы назвать имена людей, прославивших Россию? Чем они известны?
- Как вы думаете, отчего зависят поступки людей?
- Что движет человеком при совершении каких-то поступков?
- Наши поступки зависят от нашего внутреннего духовного мира.
- Как вы понимаете словосочетание «духовный мир человека»?
- В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Всех людей объединяют традиции, сохранившиеся до наших дней.
- Найдите в учебнике значение слова «традиции».
- Как вы думаете, зачем людям необходимы традиции?
- Что такое культурные традиции?
-Какие культурные традиции России вы можете назвать? Рассматривают карту России, отвечают на вопросы учителя.
- Общая территория, государственный язык, символы: герб, флаг, гимн.
- Ученик находит на карте и показывает г. Москву. Дети называют города, реки, озера.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.
- ответы детей.
- От целей людей, их воспитания, от преданности Родине и прочее.
- Человек может делать что-то по настроению, или ему сказали, что надо делать, или его научили так делать.
Работа с электронным приложением к учебнику: Тренажёр (4)
Труд души. Задание 1
Труд души. Задание 2 Традиции.
Культурные традиции. Религиозные культуры. Морально-этические нормы. Вечные ценности. Ценности – мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их.
Общепризнанные ценности: добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, жизнь, свобода.
Идеал – высшая цель, к которой стремится человек, ее трудно достичь, но она является образцом для поведения.
Дети работают с учебником. Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые – поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но хорошо понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.
- Празднование Нового года, Рождества, Пасхи. Также дети могут назвать какие-то семейные традиции. Беседа, демонстрация, наблюдение , работа с книгой (словарь, учебник) Фронтальный опрос Презентация, карта России, учебник, электронное приложение к учебнику (тренажер)
4 этап – закрепление полученных знаний
Дидактическая задача этапа Признаки решения дидактической задачи
Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа учащихся и работа в группах. Учащиеся выделяют необходимую информацию, делают выводы, анализируют. Контролируют свою деятельность, соотнеся их с действиями учителя и одноклассников. Показывают умение работать в группе.
Учитель предлагает работу по группам.
1 гр.: составляет синквейн по теме «Родина»
2 гр.: подбирает пословицы по теме «родина» в рамках темы урока
3 гр.: придумывает и записывает предложения со словами: Родина, духовные ценности, культурные традиции, Отечество.
4 гр.: составляет коллаж по теме «Родина» с портретами известных людей, подписать имена под каждым портретом.
Практическая работа Фронтальная, групповая Тетради, таблица с правилами составления синквейна, бумага формата А3, портреты известных людей, пословицы
5 этап - рефлексия
Дидактическая задача этапа Признаки решения дидактической задачи
Подведение итогов по достигнутым или недостигнутым результатам Учащиеся грамотно высказывают свои мысли, оценивают свою работу.
Вопросы для рефлексии.
- что нового вы открыли для себя на уроке?
- о чем бы вы рассказали своим родителям, друзьям?
- какие знания вы могли бы применять в своей жизни?
- какое задание вам больше всего понравилось выполнять на уроке?
- какие трудности возникали при выполнении заданий? Ответы учащихся Фронтальный опрос 6 этап – домашнее задание
Прочитать статью учебника на стр. 4-5. Три варианта творческого задания (на выбор ученика):
- подготовить сообщение о своих семейных традициях;
- подготовить сообщение об известном человеке, прославившем Россию;
- нарисовать рисунок своей малой Родины.
Приложение 1. Как составить синквейн.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Приложение 2. Пословицы. Задание. Выбрать пословицы по теме урока.
Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Ученье лучше богатства.
Береги землю родимую, как мать любимую.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Не родись, дитя, хорошее, а родись талантливое.
Где кто родится, там и пригодится.
Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Если народ един, он непобедим.
Кто за Родину горой, тот и герой.
Приложение 3. Портреты великих русских и советских людей (для коллажа).
00