Статья на тему Работа над словами с непроверяемой безударной гласной
МКОУ «Новоусманская СОШ №3»
СТАТЬЯ
на тему:
«Работа над словами с непроверяемой безударной гласной»
Учитель начальных классов:
Лукашенко Е.С.
Воронежская область с. Новая Усмань
2016 год
Работа над словами с непроверяемой безударной гласной
Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение этих слов достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой.
У каждого учителя складывается своя определенная система работы по успешному усвоению учащимися правописания словарных слов. Но в этой работе необходимо опираться на четыре вида памяти детей: зрительною, слуховую, кинестетическую, моторную.
Работа над словарными словами складывается из следующих этапов:
Вычленение из текста слова, которое войдет в словарь. Здесь происходит первичное зрительное восприятие учащимися слова в печатной форме, создание «твердого зрительного образа».
Орфографическое чтение с послоговым проговариванием. Опора на речедвигательную (кинестетическую) память учащихся. Слово сначала орфографически читается учителем по слогам, затем 2-3 раза хором учениками.
Вторичное зрительное восприятие слова в строчной записи. Слово записывается на классной доске учителем и в тетрадях детей. Ставится ударение. Опора на моторную орфографическую память.
Фонетическое чтение словарного слова. Сравнение звукового и графического облика слова. Подчеркивание «опасного» в орфографическом отношении места в слове. Перед учениками ставится задача запомнить написание этого слова, потому что оно не может быть проверено правилом.
Объяснение учащимися лексического значения слова, пояснение значения на примерах, которые дети подобрали самостоятельно.
Подбор учениками однокоренных слов. Важность данного этапа заключается в том, что многие дети именно в однокоренных словах и делают ошибки.
Подбор и запись словосочетаний и предложений с этим словом.
Каждый учитель знает, как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов. Одна из причин этого видится в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Даже написание проверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от слов с непроверяемыми гласными, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаружить гласный в слабой позиции. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести работу над способами ее решения в зависимости от разновидности орфограммы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами, ребенку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.
Работа над написанием словарных слов, как и любая другая, должна вестись творчески, чтобы ребенок увлекся ею, чтобы в нем тоже блеснула искра творческой радости. Как это сделать? Необходимо, чтобы включалось множество форм и методов, чтобы детей помимо их воли цепляла, затрагивала любая новая информация. А это значит надо преподнести ее интересно для детей.
Какие же виды работ можно и нужно использовать, чтобы эта работа проходила успешно?
«Деление на слоги» - найти слова в один, два, три слога. Разделить на слоги, доказать, почему так думаешь. Составить предложение, используя любые из этих слов. Разобрать предложение по членам предложения.
«Перенос слов». Найти слова, которые нельзя перенести, доказать, почему. Найти слова, которые можно перенести по-разному, доказать.
3. Из первых букв данных слов образовать словарное слово, составить с ним предложение, разобрать его по членам предложения. Словарное слово разделить для переноса.
Деревня, ежиха, воробей, одежда, чайник, капуста, арбуз. (Девочка)
- Какие орфограммы встретились нам в этих словах?
- Найдите слово с разным количеством звуков и букв.
- В каких словах все согласные твердые? Почему?
« Мягкий знак». Найди слова с мягким знаком, какова его роль?
- Как перенести слова с ь?
- Что можно сказать о количестве звуков и букв в этих словах?
5. «Алфавит». Расположить слова по алфавиту. Найти слова, где все согласные обозначают мягкие (твердые) звуки.
Собака, ребята, петух, медведь, заяц, ветер, учитель.
«Разделительный мягкий знак». Распределить слова в два столбика. По какому принципу вы это делали?
Ручьи, коньки, учитель, березонька, Илья, воробьи.
- Найти слово, которое нельзя перенести.
- Составьте с ним предложение, разберите его по членам предложения.
«Родственные слова». Найти в словаре неодушевленные существительные, образовать от них родственные слова.
Береза - березонька, березка, березняк, березовый,
·подберезовик.
- Выделить корень, поставить ударение, найти и подчеркнуть гласные в слабой позиции.
- Как пишется корень в родственных словах?
- Составьте с одним из слов предложение, разберите его.
8. «Большая буква в именах собственных».
- Найдите названия животных, придумайте им клички.
Собака Жучка, корова Зорька, заяц Черное Ушко.
- Подчеркните буквы, написание которых расходится с произношением.
9. «Предлоги». Составь словосочетания, используя словарные слова, предлоги и глаголы.
Взял у товарища, пошел на работу, играл с собакой, спросил у ученика.
- Составь словосочетания существительное + прилагательное.
Серый заяц, горластый петух, аккуратная девочка, крикливая
- Охарактеризовать существительные (одушевленные, нарицательные, в единственном числе, все, кроме сороки и девочки, мужского рода.)
10. «Дописать предложения».
Весело чирикает ...(воробей).
В лесу живут ....и ...(заяц и лисица.)
Один из методов запоминания слов с непроверяемыми написаниями - метод связывания их в единый смысловой текст, блоками. Ученики быстрее запоминают большее количество слов. На одном уроке ученики записывают слова, уточняют значение и происхождение, составляют предложения. Текст прочитывается, на следующем уроке повторяется. Многие дети предложения изменяют, но смысл остается, а слова хорошо запоминаются.
Тема «Огород».
В субботу Таня с мамой поехали в деревню. Они помогали бабушке полоть огород. Они пропололи картофель, капусту, помидоры, фасоль, горох, огурцы, морковь и другие овощи. На обед был борщ, салат, компот из малины, смородины, крыжовника и яблок. (18 слов). Но здесь идет не пассивное нудное заучивание, а развитие творческих способностей детей, привитие любви к русскому языку.
Особую роль в работе над словарными словами играют пословицы и поговорки.
Работая с пословицами и поговорками, дети расширяют свой кругозор, речь, память, лучше усваивают словарь.
От ...осины не уродится ...апельсин.
Два м...дведя в одной б...рлоге не живут.
Сам погибай, а т...варища выручай.
И с...бака не лает на того, чей хлеб ест.
Очень интересно проходят уроки, где используются стихи, в которых дети находят слова из словаря.
Петуха назвали «Петя»
Петь он любит на рассвете
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мед.
Лиса-лисица, посмотри,
Очень любит букву...(и).
Чтоб не обиделась корова,
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова,
Напишем в корне с буквой О.
В начальных классах ни один урок не проходит без загадок игр, для детей - это отдых, а учитель, экономя каждую минуту урока, старается использовать время и силы детей рационально.
С людьми дружит, дом сторожит. (Собака).
Где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш).
Сто одежек - и все без застежек. (Капуста),
Кто в сарае стоит, жвачку жует, молоко дает? (Корова).
Игры.
«Первый слог потерялся».
...рока ...роз ...нал
...рова ...род ...вод
...рона ...ток ..тух
«Цепочка слов».
Береза, автобус, сахар, рисунок, корзина, апельсин, народ, деревня, ягода.
- Найти слова с разным количеством звуков и букв.
- Найти слова, где есть другие орфограммы.
«ЧТО мы едим?»
Картофель, капуста, огурец, помидор - овощи.
Смородина, малина, арбуз - ягоды.
«Полсловечка за тобой». Ученик называет один слог, а его сосед договаривает слово до конца.
«Убежали гласные».
На доске записаны слова, в которых пропущены гласные.
Б.р.б.н, к.р.в., с.р.к., в.р.н..
В третьем и четвертом классах система работы над словарным словом продолжается в определенной связи фонетики, орфографии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса. Большая роль в данный период отводится зрительному восприятию. Поэтому немаловажное значение имеют работа с карточками, картинные диктанты.
Учитель показывает слог «го», а учащиеся придумывают слова - город, горох, гореть, горизонт.
- Какое слово лишнее? (Гореть). Почему?
«Волшебные домики».
Играют две команды. На доске два столбика слов. Под каждым столбиком домик с буквами, которые надо вставить. Ученик должен взять, нужную букву и вставить на место пропуска.
лиг... рь т... етрадь
к...стер с...рень
ул...ца р...стение
Большой интерес вызывает у детей работа над составом слова, над фразеологическими словосочетаниями, над переносным значением слов: чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.
Многие дети не умеют пользоваться словарем, поэтому допускают много ошибок в незнакомых словах. Задача учителя - научить детей работать со словарями, это позволит избежать многих ошибок.
Приемов работы со словарными словами масса. Каждый учитель выбирает то, что ему подходит. Главное, о чем надо всегда помнить: учителю необходимо активизировать деятельность детей, повысить интерес к овладению богатствами родного языка, обогащать словарный запас школьников, сформировать навык грамотного письма.