Доклад на Методическом объединении учителей ОРКиСЭ по теме Межпредметные связи в рамках преподавания ОРКиСЭ
Межпредметные связи в рамках преподавания
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Своевременное введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательную программу позволило вернуть в школу воспитательную функцию, задачами которой стали:
- нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей,
- развитие их интереса к окружающему миру,
- формирование честных и достойных граждан, готовых к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства,
- укрепление взаимопонимания и оздоровление морально-нравственной атмосферы в обществе.
В этой связи особое значение приобретает то, что в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Неслучайно периодом введения курса ОРКиСЭ становится младший подростковый возраст (учащиеся IV классов) как один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребенок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребенка и семью не всегда позитивное воздействие. В это время происходит становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, сложных форм мыслительной деятельности, абстрактного, теоретического мышления, существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний. Возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе, другим людям, формируются общественно-значимые мотивы деятельности, сознательное отношение к себе как члену общества. И тогда уместно говорить о необходимости курса ОРКиСЭ как одного из способов формировании компетентной личности, способной мобилизовать свои внутренние ресурсы, умело привлечь ресурсы внешние и решить личностно значимую проблему.
Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности.
Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Межпредметные связи внутри курса ОРКСЭ
Основным способом формирования компетентной современной личности становится вовлечение школьника в диалог: ребёнок-родители, семья-школа, учитель-ученик, диалог культур.
Курс ОРКиСЭ представляет собою шесть взаимосвязанных модулей, общими для которых являются:
- культурологический характер;
- общая цель – воспитание духовно-нравственной личности;
- три базовые национальные ценности: Отечество, семья, культурные традиции;
- каждый ученик получает представления о содержании всех модулей курса;
- несколько уроков проводятся вместе (конференции, праздники);
- сквозные темы, понятия, герои.
Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении.
Одним из видов диалога с уроками истории, краеведения, литературного чтения, окружающего мира становятся экскурсии по местам боевой славы, экскурсии в библиотеки города, проведение торжественных линеек и спектаклей на историческую тему.(фото из музея)
Очень интересны школьникам уроки-диспуты, где каждый может высказать свою точку зрения по изученному материалу, что помогает развить аналитические способности, навыки устной речи, умения отвечать на вопросы.
(фото раб в группах)
Межпредметные связи с уроками информатики
В современном мире, где процесс развития общества движется с неумолимой скоростью уже с начальной школы дети умеют пользоваться ИКТ (информационно-коммуникативными технологиями). Для получения информации важно не обрекать школьника на постоянное общение с компьютером, а ставить конкретную задачу, чтобы общение с компьютером шло под присмотром взрослого и с целью нахождения или оформления информации. Информация для курса ОРКСЭ – это создание своих презентаций на основе собственных наблюдений, путешествий и поездок с семьей, летних впечатлений, к урокам по теме «Россия – наша родина», «Добро и зло», «Семья». Презентации или видеоролики готовят ребята и на уроки «Подведение итогов» как зачётную работу по итогам изученного курса. (фото выступл. детей)
Межпредметные связи курса ОРКСЭ
и дисциплин художественно-эстетического цикла
В рамках этой работы происходит знакомство учащихся с произведениями искусства (живопись, музыка, технология, декоративно-прикладное искусство, архитектура).
В процессе знакомства с великими произведениями идет процесс осознания ребенком общекультурного, общечеловеческого значения произведений, развитие бережного и ответственного отношения к памятникам культуры.(фото)
Например: при изучении темы "Нравственные идеалы" мы рассматриваем репродукцию картины"Три богатыря", а в 4 классе по этой картине ребята пишут сочинение, а еще раньше во 2 классе на уроке русского языка происходит первое знакомство с этой картиной. Репродукция картины " Опять двойка" рассматривается и на уроках ОРКСЭ при изучении темы "Совесть" и на уроке русского языка и литературного чтения. Таких примеров можно привести массу.
Каждый урок технологии в начальных классах дети называют уроком хорошего настроения, уроком творческого вдохновения и радости, уроком, на котором открываются секреты мастерства, побуждая детей к творческому самовыражению. Фантазия воплощается в изделиях из природных материалов, пластилина, бумаги, соленого теста. Работы ребят по декоративно - прикладному творчеству постоянно являются украшением выставок, дают радость душе, так как наследие духовной культуры проходит через понимание ребенком собственной души, поступков.( фото поделок), дипломов. Например: кроме выставок декоративно-прикладного творчества ребята делают различные подарки для родственников, близких людей, в прошлом году наши ребята делали подарки для ветеранов ВОВ в рамках акции "Подари подарок ветерану", которых приглашали в школу на праздник "Никто не забыт, ничто не забыто"
Для уроков курса ОРКСЭ тщательно отбирается музыкальный материал. Музыка – пища для души. Она несет радость и сопереживание, любовь и покаяние, чистоту и стройность. Музыка может активно воздействовать на: выстраивания ритма всего урока или части; создание определенного настроения (работа с эмоциональным фоном); подготовку к восприятию определенного рода учебного материала; оформление музыкой стихотворной информации и т. д.Например: при изучении темы:"Род и семья".
Личностные переживания души рождает фоновая музыка (сопроводительная). Иллюстративная музыка на уроке помогает творческому созданию образа. Её на уроке уместно использовать при показе тематических слайдов; в ходе просмотра кинозарисовок; во время беседы на любую тему.
Прослушивая песнопения, дети учатся различать интонацию, характер музыки. При этом в непринужденной форме приобщается душа маленького человека к духовной музыкальной культуре Руси.
В учебниках музыки автора Е.Д. Критской очень хорошо прослеживается связь с нашим курсом. Первый урок начинается с темы "Россия-Родина моя"
Здесь ребята знакомятся с сочинениями Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, знакомятся с русскими народными песнями, прослушивают оперы, где прославляют героев Отечества. Например: опера "Иван Сусанин","Песни об Александре Невском"и т.д.(фото композиторов)
Одним из самых сильных приемов обучения и воспитания – использование силы изобразительного искусства. Способность ребенка мыслить образами помогает подключить к процессу познания и воспитания духовные качества на основе образов красоты. Объекты прекрасного созерцания для глаз ребята находят в подборах картин великих художников. Через любование этими шедеврами дети начинают воспринимать истинную красоту Божьего мира, отраженную в предметах живописи.
Развитие творческих художественных способностей, воображения идет в процессе выполнения творческого рисунка, который выполняется в соответствии с темой изучаемого материала. Рисование – любимое домашнее задание. Дети составляют «кинематографические ленты», иллюстрации к стихотворениям, к историям и рассказам, пословицам. ( фото) С увлечением дети приступают к коллективному общему панно, изготовленного в различных техниках по темам: "Дружба", "Добро и зло" и др. ( фото)
Технологии театральной педагогики.
Театральное действие обладает необъяснимой силой, помогающей «выпрямить» человека: увлечь, повлиять на него, преобразить. Здесь сплетаются воедино и музыка, и изобразительное искусство, и история, и литература, и ораторское мастерство.
Учитель предмета ОРКСЭ должен быть творцом! Его творчество должно выражаться не только в живых человеческих движениях, в живой человеческой речи, но и в его живом общении с детьми, в живом обсуждении нравственных вопросов, затронутых на уроке! А в идеале – это выход на театрализованные спектакли, посвященные государственным праздникам, таким как День Защитника Отечества, День Согласия и Примирения, День Победы, Международный женский день, Новый год.
В этом году мы отошли от традиционных мероприятий, которые из года в год проходят в нашей школе для детей младшего школьного возраста было проведено мероприятие " Здравствуй , Батюшка Покров". Где ребята узнали , что это за праздник, познакомились с народным костюмом, пели русские народные песни, читали стихи и инсценировали небылицы. В такой работе очень чётко видна межпредметная связь практически со всеми предметами.
Формирование у школьника представлений о духовности, морали и милосердии идет с опорой на примеры из русской и мировой литературы.
Интересны детям литературоведческие разминки: «Пантомима», «Перевертыши», вопросы-шутки. На уроке предлагаются детям задания эвристического характера: ролевые игры, конкурсы, ребусы, работа с поговорками. Вместе с детьми оформляем собственные поэтические произведения. Такие формы работы приучают нестандартно мыслить, формулировать вопросы, рассчитывают на собственные силы, воспринимая себя как творчески одаренных исследователей. Самовыражение ребенка в творческом создании произведений литературы – одна из ступеней в душевном подъеме личности по лестнице благочестия. Здесь ребенок выступает не только носителем православного воспитания в традициях Руси, но и созидателем духовно – нравственной культуры.
Обратимся к конкретной тематике, на основе которой может быть
выстроена система межпредметных связей курсов «Окружающий мир» и «ОРКСЭ». Следует оговорить, что для каждого класса будет приведено не
всё тематическое планирование, а лишь те темы, которые предлагается интегрировать с темами «ОРКСЭ».
1 класс
№ Тема курса «Окружающий мир» Тема курса «ОРКСЭ»
(модуль) Решаемые проблемы
1 Уроки общения.
Культура и мораль.
(Основы светской этики) Какого человека называют культурным.
Что нужно делать, чтобы стать культурным ребёнком.
Что такое моральные нормы.
2 Уроки вежливости.
Этикет.
(Основы светской этики) Кого называют воспитанным человеком.
Что такое этикет.
Какой самый важный способ общения между людьми.
Какие слова называют волшебными.
Почему нужно просить прощения
за свои проступки.
На что могут обижаться взрослые.
3 Родной город (село, край), его памятные места. Святыни православия, ислама, буддизма,
иудаизма.
(Основы буддийской культуры) Какие достопримечательности
можно посмотреть в родном краю.
Почему в России нет одинаковых городов.
Что такое святыни.
Какие памятные, святые места есть
в вашем городе, как за ними ухаживают.
4 Памятники культуры, бережное отношение к ним. Искусство в религиозной культуре.
(Основы мировых религиозных культур) Какие творения людей становятся памятниками культуры.
Какие памятники культуры есть у разных народов России.
Важность бережного отношения к старинным памятникам.
2 класс
№ Тема курса «Окружающий мир» Тема курса ОРКСЭ
(модуль) Решаемые проблемы
1 Как мы общаемся. Правила этикета. Особенности морали. Этикет.
(Основы светской этики) Для чего люди общаются.
Какими бывают формы общения.
Какого человека называют культурным, как им стать.
Какие правила этикета надо соблюдать в общественных местах.
2 Физическая
и духовная красота человека. Добродетели и пороки . (Основы светской этики)
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. (Основы иудейской культуры)
Долг, свобода, ответственность, труд.(Основы мировых религиозных культур) Какого человека можно назвать
красивым, как им стать.
Какого человека можно назвать нравственным.
Какие поступки людей мы считаем порочными.
Когда у человека бывает хорошее настроение, почему оно может испортиться.
Влияет ли настроение на успехи в учёбе, на взаимоотношения с окружающими людьми.
3 Друзья, их
значение в жизни людей. Дружба и взаимопомощь.
(Основы исламской культуры)
Свобода и ответственность. (Основы светской этики) Кого можно назвать другом.
Как поступают настоящие друзья.
Какого человека можно назвать ответственным.
4 Семья.
Родственники. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества . (Основы светской этики)
Родители и дети. Отношение к старшим.
(Основы исламской культуры) Что такое семья.
Какими бывают семьи.
Кого называют родственниками.
Какие отношения между родственниками можно назвать нравственными.
Как составить родословную семьи.
5 Семейные
заботы. Нравственный поступок.
(Основы светской этики)
Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи: общее и особенное.
(Основы буддийской культуры) Что такое поступок?
Как управлять своими поступками.
Какую семью можно назвать дружной.
Какие есть обязанности у членов
семьи.
6 Семейные
традиции. Семейные праздники.
(Основы светской этики)
Традиции гостеприимства.
(Основы исламской культуры) Что такое семейные традиции, какими они могут быть.
7 Родина.
Родной край.
Россия – многонациональное Государство. Россия - наша Родина.
(Основы светской этики) Что такое Родина и малая родина.
Чем отличается Россия от других стран мира.
Почему Россия - многонациональное Государство.
Кого называют гражданином России.
8 Разнообразие
музеев. Экспонаты музеев. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфес-сионального народа России. (Основы иудейской культуры) Что такое музей и для чего он нужен.
Какими бывают музеи, какие экспонаты в них хранятся.
О чём можно узнать в музеях.
Чем важна профессия археолог.
9 Мир
искусства.
Художествен-ное творчество
человека. Искусство в буддийско культуре.
(Основы буддийской культуры) Что, кроме жилища, пищи, одежды, ещё необходимо человеку в жизни.
Что такое искусство, какими его
видами занимаются люди.
3 класс
№ Тема курса «Окружающий мир» Тема курса ОРКСЭ
(модуль) Решаемые проблемы
1 Старинный календарь Буддийский календарь.
(Основы буддийской культуры)
Знакомство с еврейским календарем: его
устройство и особенности. (Основы иудейской культуры)
Праздники и календари
(Основы мировых религиозных культур) Зачем нужен календарь.
Каким был старинный календарь.
Чем отличается месяцеслов наших предков от современного календаря.
Все ли календари одинаковые, чем они отличаются.
2 Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков Отношение к природе.
(Основы буддийской культуры) Чем характерна осенняя пора в жизни людей.
Чем осенние работы отличаются от летних работ.
Какой была осень в жизни наших предков.
Какие традиции и обычаи были у них во время уборки урожая и после её завершения.
Как в старину дети помогали взрослым в страду, как помогают сегодня.
3 Почва - кормилица Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме,
светской этике (Основы буддийской культуры) Какое значение имеет почва для человека.
Что может разрушить плодородие почвы, как его сохранять.
Как обрабатывали почву и сохраняли её плодородие наши предки.
4 Как провожали зиму наши предки Пасха
(Основы православной культуры) Когда наступает зима в нашей местности, какие весенние явления наблюдались на экскурсии.
Какие явления происходят в жизни
растений и животных весной.
Как в старину провожали зиму, встречали весну.
Почему празднуют Масленицу и Пасху.
5 Наука история,
исторические
источники. Как христианство пришло на Русь.
(Основы православной культуры)
Кого мы называем нашими предками.
Что изучает наука история.
Какие исторические источники помогают узнать о прошлом людей.
Как христианство пришло на Русь.
6 Природа в жизни наших предков. Отношение христиан к природе.
(Основы православной культуры)
Какое значение имела природа в жизни наших предков.
Чем занимались в старину наши предки.
Чему поклонялись, во что веровали люди в далёкие времена.
7 Образ жизни наших предков. Любовь и уважение к Отечеству.
(Основы православной культуры) Какой край называют родным.
Какие народы живут в нашем крае.
Почему разными были старинные жилища.
Какие дома строили в давние времена в нашей местности.
Какие старинные традиции сохранились в родном крае.
8 Жизнь на селе в давние времена. Икона.
(Основы православной культуры)
Какой была старинная сельская изба и утварь.
Что такое красный угол в избе.
Какими были порядки в семье в давние времена.
Чем занимались крестьянские дети.
Как помогали взрослым, во что играли.
9 Старинные города. Храм.
(Основы православной культуры)
Какими были старинные города.
Чем отличаются храмы.
Чем различались дома и утварь богатых горожан и простолюдинов.
Почему важно сохранять памятники истории и культуры
10 Старинные ремёсла. Христианин в труде.
(Основы православной культуры) Какими ремёслами занимались в давние времена.
Что мастера делали из дерева.
Какие ремёсла художественной росписи сохранились до наших дней.
11 Одежда наших предков. Подвиг.
(Основы православной культуры)
Какой была одежда жителей Руси в давние времена.
Что можно было узнать о человеке по его одежде.
Чем отличается одежда разных народов.
Какой была одежда разных родов войск.
Почему и как награждали героев.
12 Как учились дети в старину Ценность образования и труда в православии,
исламе, буддизме, иудаизме, светской этике
(Основы исламской культуры) Когда и какие появились на Руси школы.
Какими были школьные принадлежности и одежда.
Чем отличается современное образование от обучения детей в старину.
Заключение
Итак, мы наглядно видим, что к 4 классу, когда наступит очередь курса «ОРКСЭ», будет подготовлена почва для восприятия его сложного духовного материала.
В 4 классе происходит выбор конкретного модуля курса «ОРКСЭ». И
педагог приступает к работе над освоением духовных ценностей одной из религиозных культур. Либо знакомит детей с 4 традициями мировых религиозных культур. Или представляет детям этические основы внерелигиозной культурной традиции, которая все же по мере своего развития впитала в себя лучшие этические достижения человечества, в том числе, и выработанные под воздействием определенных религиозных воззрений. А программа курса «Окружающий мир» в 4 «перекликается» с курсом «ОРКСЭ» следующими темами:
Природные зоны и природные сообщества, в рамках которой рассматриваются условия жизни и занятия коренного населения всех уголков России.
Важнейшие события в истории Отечества, где дети продолжают знакомство с историческими событиями, происходящими в России в 10-20 веках.
Материки, океаны, страны и народы Земли, которая расширит представление детей об одежде, жилищах, занятиях, традициях коренных народы континентов.
Это помогает выстроить систему духовно-нравственных ориентиров младших школьников, объединив для повышения эффективности процесса воспитательный потенциал нескольких предметных областей так же, как и соответствующие возможности всех дисциплин первой ступени общего образования.
Сохраним нашу историю,
нашу культуру,
нашу нравственность
и возродим былую
духовную мощь нашей
Великой России!
Уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики» не ограничиваются 45 минутами, не заканчиваются со звонком на перемену…Эти уроки – сама жизнь с её ежедневными межпредметными связями!
\
Курс ОРКСЭ обеспечен в достаточной мере мультимедийными средствами обучения, что позволяет организовать изучение курса на современном уровне в интересной и увлекательной для учащихся форме. Компьютерное сопровождение преподавания курса позволяет одновременно использовать разноплановую информацию: тексты, аудио, видеоматериалы, презентации. Использование различных форм наглядности, музыкальное сопровождение усиливает эмоциональный фон занятий, вызывают интерес у учащихся, усиливает мотивационные установки к изучению курса.
Использование ИКТ представляет более широкие возможности для повышения эффективности преподавания курса. Это:
использование разноплановой наглядности - картины, портреты, фотографии, карты;
активизация познавательной деятельности учащихся через использование активных и интерактивных форм деятельности;
создание информационной базы по курсу для организации самостоятельной исследовательской и проектной деятельности учащихся;
организация проверки знаний учащихся и самоконтроля;
организация проектной и исследовательской деятельности.
На уроках русского языка – эссе на тему «Моя Родина», «Моя семья» и т.д.; На уроках труда – подарки родителям, родственникам и школе; обрядовая кулинария и пр.; На уроках литературы – дискуссии о нравственной проблематике литературных произведений; На уроках ИЗО – рисунки и фотогазета «Традиции моей семьи» и т.п.
Отработка базового понятия курса духовные традиции России: трудовые династии – члены одной семьи, работающие в одной профессиональной области, в одной организации в общей сложности более 50 лет. Связанные родственными узами, работники стараются не уронить честь фамилии. Отсюда – трудолюбие, ответственность, старательность и добросовестность. Трудовые династии – это история в лицах, история становления и развития той или иной отрасли хозяйства, в целом — всей нашей страны (модуль «Основы светской этики»; бескорыстие – бескорыстная любовь, забота и помощь. Главная икона России – Богоматерь Владимирская – является иконографическим типом «Умиление», т.е. «Нежность»: бескорыстная забота о другом. В СССР было широко распространено Тимуровское движение, а ныне –волонтёрская, или добровольческая, деятельность, которая осуществляется на основе привлечения людей разных возрастов для оказания помощи без расчёта на денежное или иное вознаграждение.
Это может быть: помощь различным категориям граждан; благоустройство городов; помощь животным; посадка деревьев и цветов; восстановление исторических памятников; сочувствие, сопереживание и помощь нуждающимся, что выражается в пословице «Чужой беды не бывает».