Проект урока по ОРКСЭ на тему Россия — наша Родина
Общая информация
Модуль Основы православной культуры
УМК Школа России
Тема урока Россия — наша Родина
Тип урока Открытие новых знаний
Цель, задачи Цель: воспитание патриотизма у учащихся и готовности сохранять, распространять и приумножать ценности русской культуры.
Задачи:
1. формирование представления у учащихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями;
формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;воспитывать в себе высокие нравственные начала, способствовать формированию у учащихся гражданственности;
развивать способности коммуникативного общения;
4. дать определение понятиям духовный мир, культурные традиции.
Необходимое оборудование Учебник,выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города; презентация «Русь».
Дидактическое обеспечение Тексты рассказов «О душе с чувством Родины», «О душе без чувства Родины».
Планируемые результаты урока
личностные оcознание себя гражданином многонационального государства — России;
умения соотносить духовно-нравственные нормы, поступки и события с принятыми нормами поведения предметные Формирование у учащихся духовной нравственности (добро, честь, справедливость, милосердие);
ознакомление с понятиями «духовный мир», «культурные традиции» метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) умение ставить перед собой цель, планировать и оценивать деятельность;
развитие навыков учебного сотрудничества (работа в группе), освоение техники ведения дискуссий Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* Совместно с родителями сделать фото родного края (уголка природы, дома и т. д.) ценностного для вас и вашей семьи
Литература и Интернет-ресурсы
Основная Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. Толковый словарь В. И. Даля Дополнительная Тексты рассказов Интернет-ресурсы ЦОРы, ЭОРы Словарь — диск , презентация « Русь» План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). Организация игры в слова -ассоциации к слову «Родина».
Постановка проблемы, целеполагание. Принятие проблемной ситуации.
Индивидуальная работа и воспроизведение найденных ассоциаций Погружение в тему путём использования познавательных, личностных, коммуникативных УУД,
диалогическое взаимодействие.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. Выявление знаний учащихся по теме: Россия — наша Родина. Учитель организует учебное сотрудничество — взаимодействие субъектов «ученик — ученик».
Работа со словарём Даля (словарь — диск),значение слова «родина)
Работа по карте Учащиеся задают вопросы по теме.( Столица, символы государства, города, вспоминают выдающихся личностей и т. д.)
Слушают толкование слова в словаре-диске.
Находят свою область, областной центр. Обращают внимание на разные цвета на карте, что они обозначают. Регулятивные УУД (целеполагание, оценка).
Познавательные(поиск и выделение необходимой информации;осознанное построение устного высказывания).Логические (анализ и синтез ;построение логической цепи рассуждения)
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. Учитель обращает внимание на выставку героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи. Спрашивает какие чувства испытывают учащиеся, рассматривая выставку.
Демонстрирует презентацию «Русь», сопровождая стихотворением И.С.Никитина «Русь» По мере ответов учитель напоминает о теме сегодняшнего урока. Учащиеся предлагают варианты ответов. После просмотра презентации отмечают хорошее настроение и чувство гордости за свою необъятную, многоликую Родину-Россию. Под руководством учителя приходят к выводу, что Россия — это «огромный мир» людей, отношений между ними, произведения искусств. Личностные (интерес к способу решения проблемы).
Коммуникативные (умение вступать в диалог).
Регулятивные (прогнозирование результатов).
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). Учитель предлагает детям обобщить достигнутые результаты, предлагает открыть новые знания (работа с учебником, фиксация новых ключевых слов на доске).Беседа по рубрике: что вы узнаете?
-Объясните смысл фразы «духовный мир»
Варианты: работа с текстом
( приём маркировки текста
+ знаю, - не знаю, ! узнал). Открытие новых знаний. Совместно с учителем (фронтально) определяют ключевые слова.
Объясняют смысл фразы.
Выборочно зачитывают ответ на вопрос в учебнике ( с. 4, 3-й абзац сверху )
Частично-поисковый, словесный методы,
ТРКМ. Регулятивные.
Личностные (соотносить понятия с определениями, осмысливать свои знания и соотносить их с понятиями мира культуры).
Познавательные (анализ и обобщение знаний).
Коммуникативные (сбор информации).
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Попробуйте самостоятельно охарактеризовать человека, который любит свою Родину и является патриотом России.
Вы — патриот своей Родины?
Найдите значение слова «патриот» в словаре Даля. Учащиеся обдумывают и высказывают свои мнения по данной проблеме.
Читают определение в словаре самостоятельно. Личностные (выделение духовно-нравственного содержания).
Познавательные ( решение проблем).
Коммуникативные ( выражение собственных мыслей).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). Учитель предлагает поработать с текстами, напечатанными на листочках в парах.
Познай людей и самого себя.
Выразите прямо, не стесняясь своё отношение к двум отрывкам:
О душе с чувством Родины.
О душе без чувства Родины.
Найдите слова, которые смогли бы разбудить спящие души.
(см. Приложение1.)
Учитель ставит перед детьми задачу.
(см. Приложение 2.) Дети читают тексты и осмысливают.
Отвечают на вопросы учителя.
Свободные выступления учеников по прочитанным отрывкам с оценкой самого себя.
Технология учебного сотрудничества. Познавательные ( поиск информации, смысловое чтение).
Коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли).
Логические (сравнение и обобщение).
Личностные (нравственная оценка поведения).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности и др. (работа по группам)
Обсуждение результатов
самостоятельной работы. Регулятивные (контроль).
Личностные (знание духовно-нравственных норм, соотнесение их с жизнью).
Коммуникативные ( контроль работы партнёров).
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Учитель предлагает составить синквейн со словом Родина. Синквейн Личностные (смыслообразование).
Регулятивные (самоопределение, осознание качества и уровня усвоения материала).
Познавательные (синтез, решение проблем творческого и поискового характера).
Коммуникативные (строить сотрудничество с одноклассниками)
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. Оценивание с помощью цветовых сигнальных кружков:
зелёный — да.
красный — нет.
Учитель задаёт вопросы. Дети оценивают свою работу кружками.
Высказывают свои мысли и впечатления по уроку.
Записывают домашнее задание по выбору:
выразите своё отношение к родному краю, сделайте фотографию и покажите её в классе;
2. придумайте вопросы для интервью с известным человеком (политиком, ученым, актером и др.) на одну из тем: «Любовь к Родине», «Духовные ценности», «Традиции вашей семьи». Личностные ( знание духовно-нравственных норм).
Регулятивные ( контроль).
Познавательные (поиск и сбор необходимой информации, применение компьютерных средств).
Коммуникативные ( участие в коллективном обсуждении).
Логические (самостоятельное создание проекта творческого характера).