Классный час по теме «Наша Родина – Россия»
Классный час для 5 класса по теме «Наша Родина – Россия».
Цель и задачи:-дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов;
-познакомить учащихся с Конституцией России; объяснить основные обществоведческие понятия;
-развивать познавательный интерес к своей Родине -воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: презентация; карта, Конституция России, лепестки ромашки, клубок ниток.
Ход.
Организационный момент.
Вы готовы поработать? (Да!)
Вы готовы отвечать? (Да!)
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (Да!)
Ну а главное – готовы
Вы сегодня рассуждать? (Да!)
Сообщение темы . Целеполагание.
Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас, послушайте стихотворение Сергея Васильева и скажите о чем пойдет речь на нашем занятии.
Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой растём, И берёзки у дороги, По которой мы идём.Что мы Родиной зовём?Солнце в небе голубомИ душистый, золотистый хлебЗа праздничным столом.Что мы Родиной зовём?Край, где мы с тобой живём,И рубиновые звёзды –Звёзды мира над Кремлём.
(О Родине.)
-Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Поселок со своими улицами,домами и парками. Поселок, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.
- Как называется наша Родина? (Россия).
Вот так и звучит тема нашего занятия Наша Родина – Россия.
Как вы думаете о чем мы будем говорить на занятии:
Расположение России.
Символы России.
Основной закон России.
Актуализация знаний.
1. Расположение России.
Россия – самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2). Посмотрите на карту. (Показывает на карте Россию) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.На свете много разных стран,Но есть одна страна: От белых льдов до тёплых рекРаскинулась она.
Российская Федерация расположена на востоке Европы и севере Азии. Самая северная точка на материке - мыс Челюскин (п-в Таймыр), на островах - север о-ва Рудольфа в архипелаге Земля Франца Иосифа; самая южная - в Дагестане, на границе с Азербайджаном; западная - на Балтийской косе в Калининградском заливе; восточная - на о. Ратманова в Беринговом проливе.
Протяженность сухопутных границ 22 125,3 км, они разделяют Россию на северо-западе с Норвегией, Финляндией, на западе - с Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией. Юго-западная граница - с Украиной, южная - с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией и Корейской Народно-Демократической республикой.
Территория России занимает 11 часовых поясов.
Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Когда на севере почти не бывает лета, моря и реки почти круглый год скованы льдом , то на юге почти не бывает зимы и моря и реки не замерзают.
Отгадайте ребус и тогда сможете прочитать какой самый главный город нашей страны:
Ключ к ребусу: Столица России – город Москва.
- Москва-столица России. Столица - главный город государства. В Москве есть здание – которое является символом столицы. Это Кремль. В кремле работает правительство нашей страны.
Как зовут президента нашей страны?
Какими полномочиями наделён президент, нам расскажет… Рассказ ученика:- Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди». Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры, является Главнокомандующим нашей Армии.
2. Символы России.
У любой страны есть государственные символы.Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Чтобы узнать какие, нужно выбрать лишние буквы из каждого слова и собрать их в слова – государственные символы России.
ОГГОНЬ
ЛЕЕТО
РРОССИЯ
РОББОТ (герб)
ГГОРОД
ЗИИМА
МАММА
ЗАКОНН (гимн)
КОФФЕ
КЛЛАСС
ПААПА
ГГЕРОЙ (флаг)
Выбери изображения символов России: флага, герба.
Ключ к ребусу: флаг России – изображение 2, герб России – изображение 1.
Каждая страна имеет свои отличительные знаки – символы: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.
Имеет флаг, и гимн, и гербРоссийская держава.И, как все символы, ониЖизнь нашу отражают.
-Давайте послушаем, что знаете вы о гербе России.
(Читают стихи)
У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад, на восток,
Он смотреть бы сразу мог.
Герб – это отличительный знак государства, города, рода,. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
-Где можно увидеть изображение герба? (на флагах, монетах, печатях и других государственных документах)
Ещё одним символом нашего государства является флаг.
-Что вы можете рассказать о флаге?
(Читают стихи)
Белый цвет- берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска - солнечный рассвет.
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом». Он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты родной земли. Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так и появилось слово «знамя». Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл.
Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.-На каких зданиях нашего города можно увидеть герб и флаг?
Прослушайте три музыкальных сюжета и выберите гимн России.
-У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны.
-Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.-При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево.
Отгадав загадку, узнаете, какое дерево является символом России:
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане (берёза)
На полянке, на пригорке,Под окном, среди полейБелокурая березка —Символ Родины моей.
Физкультминутка.
Выросли березы в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается к небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед –
Так березы ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
К негосударственным символам России также относятся матрешка, медведь, балалайка, русская тройка, самовар.
Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Что такое Конституция?
3. Основной закон России.- Конституция – это основной закон государства.- В Конституции записаны основные правила, по которым мы живём. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. - Какой праздник отмечается в нашей стране 12 декабря? (День Конституции. 12 декабря 1993 года была прията Конституция, по которой мы сейчас живём, Конституция Российской Федерации) (Учащимся показывается Конституция).- Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации?- Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.- А что значит слово «федерация»? (работа со словарем)- Федерация – это договор, союз.- Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны.- В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.Об этом записано в Конституции.
-В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, более 50 статей. -А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности?(Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).
-Давайте посмотрим, о каких правах и обязанностях говорится в нашей Конституции.- Какими правами вы пользуетесь?- Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей?- Разделите предложения на две группы. 1. Права и свободы граждан 2. Обязанности гражданПраво на жизнь Обязанность защищать РодинуПраво на личную неприкосновенность Обязанность соблюдать законыПраво на свободное передвижение Обязанность сохранять природу
и окружающую средуПраво на жилище и его неприкосновенность Обязанность платить налогиПраво на труд Забота о детях, их воспитание –
равное право и обязанность родителей.Право на отдыхПраво на образованиеПраво на охрану здоровья и медицинскую помощьСвобода мысли и словаСвобода информацииСвобода совести, свобода вероисповеданийПраво на получение юридической помощиПраво на получение социальной помощиПраво избирать и быть избраннымРавенство прав и свобод - Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на нас Родина.В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму. Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!
А сейчас сыграем.
Игра “Что отдашь Земле родной?”
- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?” Напишите о том как бы вы улучшили или украсили тот уголок своей Родины в котором вы живете.
(Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).
(Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. После окончания работы лепестки собрать в цветок. Ещё один символ России – ромашка завершит урок. Она выкладывается из лепестков).
- Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)
- Какой формы сердцевина? Что она символизирует?
- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.
Клубок-рефлексия
- У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)
- Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это?
(Высказывания детей)
- Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!
На этом наше занятие подошло к концу, что нового вы узнали, вспомним те вопросы которые были у нас в начале:
Расположение России. (по карте)
Символы России. (перечислите государственные символы России, какие символы относятся к негосударственным)
Основной закон России. (как называется основной закон России, когда отмечается день Конституции)
Итог.Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.