Рабочая карта к уроку литературы на тему Сказка Каша из топора(смысловое чтение)
Прочитай сказку и выполни задания.
Каша из топора.
Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке: « Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне что-нибудь поесть». А старуха в ответ: «Вот там на гвоздике повесь». – «Аль ты совсем глуха, что не чуешь?» - « Где хочешь, там и ночуешь». – «Ах ты, старая ведьма, я те от глухоты вылечу!» И полез было с кулаками: «Подавай на стол!» - «Да нечего, родимый!» - «Давай топор; я из топора сварю». – «Что за диво! – думает баба. – Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит». Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит: «Всем бы кашица взяла, только б малую толику круп подсыпать!» Баба принесла ему круп. Опять варил-варил, попробовал и говорит: « Со всем бы готово, только б маслом сдобрить!» Баба принесла ему масла. Солдат сварил кашицу: « Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть». Похлебали вдвоём кашицу. Старуха спрашивает: «Служивый! Когда же топор будем есть?» - « Да вишь, он ещё не уварился, - отвечает солдат, - где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю». Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и кашицы поел, и топор унёс!
К какой разновидности фольклорных сказок можно отнести прочитанную вами сказку?
а) волшебная б) о животных в) бытовая
Кто является главными героями сказки?...................................................................Как в начале солдат назвал хозяйку дома?............................................. Как стал называть потом?................................................ Почему?..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Что просил солдат у старухи, чтобы улучшить вкусовые качества топора?.........................................................................................................................Охарактеризуй двумя-тремя прилагательными солдата:…………………………………………………………………………………………………..
Охарактеризуй двумя-тремя прилагательными старуху:……………………………………………………………………………………………………
Подумай, почему в концовке сказки стоит восклицательный знак? Чем (кем) же восхищается народ?....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................«Переведи» на современный язык следующие слова и выражения:
Аль- ………………………..
Чуешь -…………………….
Хошь -………………………….
Малая толика -…………………………
Вишь -…………………………………………